Вы на портале

Обмен налоговой информацией в рамках СНГ

Республика Беларусь присоединилась к Протоколу об обмене информацией в электронном виде между государствами — участниками СНГ для осуществления налогового администрирования (далее — Протокол). Документ подписан в Астане в ноябре 2018 г. премьер-министрами Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана.

Шпаковский Роман
Шпаковский Роман

ADIT, адвокат Минской городской коллегии адвокатов

Гапонов Павел
Гапонов Павел

Юрист Legaltax

11050 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Нормативный акт:  Закон Республики Беларусь от 18.08.2020 № 53-З «О присоединении Республики Беларусь к Протоколу об обмене информацией в электронном виде между государствами — участниками СНГ для осуществления налогового администрирования»

Дата вступления в силу: 02.09.2020


До присоединения к Протоколу обмен налоговой информацией между странами происходил только по запросам налоговых служб. Теперь такая информация будет поступать к ним в автоматическом режиме на взаимной основе и в двустороннем порядке. 

В Беларуси обмен налоговой информацией будет осуществляться Министерством по налогам и сборам (ч. 1–2 ст. 2 Протокола).

Помимо Протокола, в рамках международного обмена налоговой информацией Республика Беларусь заключила порядка 14 двусторонних соглашений о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства (перечень — по короткой ссылке bit.ly/2FjRLNN), в основном со странами СНГ, и более 70 соглашений об избежании двойного налогообложения, которые, среди прочего, предусматривают обмен информацией по налоговым вопросам между странами-участницами.

Справочно.
К настоящему времени Протокол ратифицировали все страны-участницы.

Кого это коснется и какая налоговая информация подлежит обмену в отношении доходов юрлиц?

Обмен налоговой информацией коснется юридических и физических лиц, у которых есть доходы и имущество в других странах СНГ.

Страны будут обмениваться информацией о доходах, облагаемых налогом у источника*, включая:

• дивиденды;

• доходы по долговым обязательствам;

• роялти, в том числе доходы от объектов интеллектуальной собственности;

• доходы от сдачи в аренду/отчуждения имущества;

• доходы от отчуждения ценных бумаг, акций, долей, паев;

• иные доходы;

* В Беларуси таким налогом является налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство.

Также будет происходить обмен информацией о доходах, полученных через постоянное представительство.

Какая налоговая информация подлежит обмену в отношении доходов физлиц?

В отношении физических лиц будут передаваться сведения, затрагивающие доходы от работы по найму, вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, дивиденды, доходы от операций с ценными бумагами, доходы от отчуждения долей в уставных фондах (раздел II приложения 2 к Протоколу).

К сведениям о физическом лице относятся сведения о документе, удостоверяющем личность, дату и место рождения, место жительства, вид и сумму дохода, применяемые ставки и сумму начисленного налога.

Какая информация передается в отношении имущества?

Компетентные органы также получат данные об отдельных видах имущества (транспортные средства и недвижимость), зарегистрированного (находящегося) на территории одной страны, и его собственниках (владельцах), являющихся юридическими лицами или гражданами других стран.

К таким данным относятся: реквизиты юридического лица и данные о физическом лице, вид имущества и информация о нем (дата постановки на учет, вид и марка транспортного средства; дата регистрации, местонахождение недвижимого имущества, сумма налоговой базы, сумма начисленного налога).

Допустимые цели использования информации

Протокол выделяет следующие цели использования налоговой информации (ч. 1 ст. 3 Протокола):

• обеспечение контроля за соблюдением налогового законодательства;

• содействие в судебных и административных разбирательствах;

• содействие при принудительном взыскании.

Протокол предоставляет возможность использовать полученную информацию на другие цели. В таком случае необходимо будет получить согласие налогового органа, предоставившего информацию (ч. 2 ст. 3 Протокола). 

В коммерческих целях использование информации не разрешено.

Как происходит обмен налоговой информацией?

Обмен налоговой информацией осуществляется ежегодно по итогам отчетного года. Первый обмен произойдет в 2021 г. за 2020 г.

В течение 10 рабочих дней со дня получения налоговой информации МНС подтверждает ее получение. Затем оно направляет уведомление компетентному органу другой страны о получении налоговой информации в электронном виде.

Как это будет выглядеть для налогоплательщика?

Белорусская компания получает дивиденды от своей дочерней компании в России. Дивиденды облагаются в России налогом на доходы у источника. Подается налоговая декларация, и налог уплачивается компанией — источником выплаты.

Далее Федеральная налоговая служба России направляет в МНС Беларуси информацию о сумме начисленных дивидендов, дате их начисления, применяемых ставках и о применении и сумме начисленного налога по соглашению об избежании двойного налогообложения (п. 6 раздела IV приложения 1 к Протоколу). 

Затем МНС может проверить, есть ли расхождение между полученной информацией и данными, имеющимися об этом налогоплательщике у МНС. При наличии расхождений налоговая будет действовать в рамках обычной контрольной деятельности (запрашивать пояснения, проводить проверку и т.п.). 

Какой ожидается результат с началом обмена налоговой информацией?

Автоматический обмен налоговой информацией позволит странам упростить налоговый контроль, предотвратить уклонение от налогов и будет использоваться в качестве дополнительного инструмента для предотвращения двойного налогообложения. 

МНС сможет сравнить информацию об иностранных счетах, контролируемых белорусскими гражданами и компаниями, с полученными декларациями и отчетностью, что позволит эффективно контролировать поступление налогов в бюджет, а также уменьшает шансы для граждан и компаний что-то «спрятать» в других странах.

В то же время очень тяжело прогнозировать какие-либо конкретные результаты такого обмена, поскольку полученная информация будет представлять собой колоссальный массив данных, который далеко не всегда можно оперативно проанализировать. Такого же мнения придерживаются и российские налоговики.

К примеру, ФНС РФ отмечает, что в рамках CRS (об этом немного дальше) ей не известны прецеденты доначислений налогов и штрафов в результате обмена налоговой информацией для тех, кто не задекларировал прибыль, полученную от иностранных компаний.

А как происходит обмен в ЕС и других странах?

Существует несколько основных способов сотрудничества налоговых органов стран ЕС и других стран в борьбе с уходом от налогов и отмыванием денежных средств:

• FATCA (Foreign Account Tax Compliance Act) — автоматическая отправка отчетов по зарубежным счетам американских налогоплательщиков.

Основная его цель — выявление и налогообложение зарубежных доходов граждан и резидентов США. 

В целях исполнения требований FATCA финансовые организации (зачастую банки) проводят процедуры идентификации налоговых резидентов США среди своих клиентов и ежегодно сообщают налоговой службе США (IRS) информацию о финансовых счетах, принадлежащих налоговым резидентам США. Финансовые организации могут либо сдавать отчетность налоговым органам своих стран, а те направляют ее в IRS, либо направлять напрямую в IRS. Сейчас более 100 стран направляют свою отчетность в IRS тем или иным способом, в том числе и Республика Беларусь.

Справочно.
При идентификации и установлении личности контрагента, а также при прохождении KYC-процедуры для открытия счета в банке за отказ в предоставлении информации или сведений в рамках FATCA банк вправе отказать в открытии счета, если у него есть подозрения о том, что потенциальный клиент — налоговый резидент США.

При выявлении определенных признаков, позволяющих идентифицировать клиента в качестве налогоплательщика США, финансовая организация просит его заполнить одну из форм для подтверждения или опровержения статуса налогового резидента США;  

• EOIR (Exchange of Information on Request) — обмен налоговой информацией по запросу.

Это наиболее медленный и стандартный способ получения информации из другой страны для налоговых органов. Вместе с тем сегодня он является единственно используемым в практике белорусских налоговых органов. Такой обмен осуществляется на основании двусторонних соглашений между странами (стандартные конвенции об избежании двойного налогообложения) или в рамках конвенций о взаимной административной помощи по налоговым делам. Также такая информация может предоставляться исходя из принципа «международной вежливости».

Обмен осуществляется по индивидуальному запросу (то есть по запросу, касающемуся конкретного лица, компании, группы компаний или сделки/операции) со стороны налогового органа одной страны в адрес налогового органа другой страны. Обмен может осуществляться практически любой налогово-значимой информацией, что является ключевым отличием от CRS, где передается строго ограниченный массив данных;

• CRS (Common Reporting Standard) — автоматический обмен по единому стандарту.

Около 100 стран во всем мире подписали международное многостороннее соглашение о сотрудничестве между компетентными органами разных государств (Multilateral Competent Authority Agreement — MCAA) и приняли CRS.

MCAA и CRS обязывает банки, брокеров, страховщиков, инвестиционные компании и фонды, которые объединятся под аббревиатурой RFI (Reporting Financial Institutions), собирать информацию о финансовых счетах, принадлежащих клиентам — налоговым резидентам другого государства или юрисдикции. RFI заполняют специальный формуляр, который автоматически направляется в налоговый орган другого государства. Кроме имени и номера счета в информации раскрыты баланс, данные о движении средств за год, инвестиционные доходы, прибыль от продажи акций, проценты по вкладам, облигациям и т.д. Сравнение этих данных с декларациями помогает налоговым органам выявить нарушения.

Говорить о потенциальном присоединении Республики Беларусь к MCAA/CRS пока рано.

Отличием CRS от FATCA является то, что действие CRS распространяется на множество стран и клиентов, в то время как FATCA распространяется только на США и владельцев счетов, которые являются налоговыми резидентами США;

• CbCR (Сountry-by-Country Reporting) — обмен данными об операциях транснациональных компаний, в основном для целей контроля трансфертных цен.

Смысл CbCR заключается в том, что транснациональная компания должна подавать специальный отчет с раскрытием подробной финансовой и налоговой информации по каждой стране, где эта компания работает.

Такая информация может включать в себя перечень дочерних обществ и филиалов компании в каждой стране, детальную информацию о финансовых результатах, налоговых обязательства и активах по каждому своему дочернему обществу и филиалу. 

В настоящее время более 65 стран являются участниками такого обмена. Доступ к отчетам и условиям обмена информацией согласовывается присоединившимися странами в индивидуальном порядке в рамках MCAA.

Резюме.
Какие изменения произошли?
1. Страны будут обмениваться информацией о доходах, облагаемых налогом у источника.
2. К доходам относятся: дивиденды, доходы по долговым обязательствам, роялти, доходы от сдачи в аренду, отчуждения имущества, ценных бумаг, акций и т.д.
3. Цели использования информации: контроль за соблюдением налогового законодательства, содействие в судебных и административных разбирательствах и при принудительном взыскании.
4. Налоговые органы также получат данные о транспортных средствах, недвижимости и их собственниках (владельцах).
5. Обмен информацией будет осуществляться ежегодно по итогам отчетного года. Первый обмен — в 2021 г. за 2020 г.

11050 Shape 1 copy 6Created with Avocode.