Общество без директора: кто руководит и юридический аспект

Как и любая другая, должность директора в организации может стать вакантной в любой момент. Причины классические: окончание контракта, досрочное увольнение, нахождение в местах лишения свободы. Но бывают и более «пикантные» случаи, когда в результате конфликта «отцов-основателей» компании и директора последний принципиально не выходит на связь, удерживает документы и прочими аналогичными методами пытается парализовать работу фирмы. 

Если отсутствие рядового менеджера скажется на компании минимально, то при отсутствии директора работа может быть парализована полностью. Рядовые сотрудники, в отличие от директора, не имеют права подписи, не могут выдавать доверенности, не имеют доступа к учредительным документам. 

На примере ООО рассмотрим следующие вопросы: можно ли уволить директора, если он не идет на контакт, но всячески пытается сохранить за собой должность директора? как работать организации, если уволенный директор отказывается передавать документы? как функционировать организации, если в ней нет директора, и кто в таком случае подписывает документы вместо него?

Материал актуален по состоянию на 18.08.2022. 

Обновлено
Смольский Данила

Юрист, партнер юридического офиса «Лещинский Смольский»

7333 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Увольнение директора

Для увольнения фактически не осуществляющего свои трудовые функции директора нужно удостовериться в причинах его отсутствия. Если его местонахождение известно (то есть он не является безвестно отсутствующим или умершим), а срок действия контракта в ближайшее время не заканчивается, то наиболее вероятным основанием для увольнения видится прогул. Решение о расторжении контракта с руководителем и о его последующем увольнении принимает собственник (общее собрание, участник, учредители и т.д.). 

Согласно законодательству приказы и иные документы, связанные с увольнением, в организации подписывает руководитель (который в нашем случае отсутствует), поэтому вполне возможно подписание документов его заместителем, главным бухгалтером, начальником отдела кадров при условии, что указанные лица имеют соответствующие полномочия. Вместе с тем есть важный нюанс: нужно не прогадать со сроками окончательного расчета с директором и выдачи трудовой книжки. В противном случае это чревато финансовыми потерями для фирмы.

Итак, первое, что нужно сделать собственнику бизнеса (самостоятельно либо через уполномоченных лиц) после увольнения директора, — выдать ему трудовую книжку с записью об увольнении. Если директор фактически отсутствует на работе в день увольнения либо отказывается получить трудовую, наниматель в этот день направляет заказное письмо с уведомлением о необходимости явиться за получением книжки. При отказе наниматель должен составить акт со ссылкой на присутствующих при этом свидетелей (например, других работников). 

Справочно.
Если от директора поступит письменное заявление о направлении трудовой книжки по почте, то наниматель не позднее следующего дня после получения заявления должен направить трудовую книжку по указанному в заявлении адресу (лучше — по месту регистрации).

При несоблюдении этих простых правил директор вправе потребовать с компании возмещения среднего заработка за время вынужденного прогула и изменения даты увольнения на день фактического получения трудовой книжки.

Окончательный расчет

Второе, о чем следует позаботиться, — произвести окончательный расчет с директором. Не позднее дня увольнения наниматель должен выплатить директору зарплату, отпускные, компенсацию за неиспользованный отпуск и др. Однако если в день увольнения директор не работал (вне зависимости от причин), обязанность осуществить вышеуказанные выплаты возникает после предъявления директором соответствующего требования.

Если по вине нанимателя расчет с работником произведен не был либо был произведен несвоевременно, то уволенный директор вправе потребовать возмещения среднего заработка за каждый день задержки, а в случае невыплаты части суммы — пропорционально невыплаченным суммам.

Возврат документов

Что делать, если директор не возвращает документы организации?

Во-первых, ни при каких обстоятельствах не следует подписывать акт приема-передачи дел и документов, пока не будут переданы все необходимые документы. Оформление акта является одним из составных звеньев в процедуре увольнения директора и подтверждает передачу всей документации организации. Подписав данный документ, наниматель теряет возможность ссылаться на отсутствие документов по вине уволенного директора.

Во-вторых, следует получить дубликат устава. В законодательстве отсутствует процедура выдачи дубликата устава компании. Учредители вправе лишь обратиться в регистрирующий орган за его ксерокопией. Это практически не способствует решению вопроса, поскольку для полноценной деятельности компании довольно часто необходимо иметь при себе подлинник. Однако существует процедура внесения изменений в устав, при совершении которой предыдущая редакция устава утрачивает свою силу, а новая редакция становится действующей. Таким образом, предыдущая версия устава, находящаяся «на руках» у уволенного директора, не будет иметь юридической силы. Данная процедура осуществима лишь при условии, что в организацию будет нанят новый руководитель, поскольку именно он подписывает заявление о внесении изменений в устав.

В-третьих, как только директор был уволен, об этом следует немедленно сообщить обслуживающему менеджеру в банке и поменять карточку с образцами подписей. Банковский кодекс Республики Беларусь предусматривает возможность изменения сведений, подлежащих включению в карточку с образцами подписей, однако не предусматривает полного их исключения и, как следствие, возможность «блокировки» операций по счетам в процессе увольнения директора. Поэтому формально необходимо внести в карточку данные других должностных лиц юридического лица, имеющих право подписи документов для проведения расчетов.

Есть и альтернативный вариант. Согласно Закону Республики Беларусь от 30.06.2014 № 165-З «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения» банки вправе отказать клиенту в осуществлении финансовой операции (за исключением поступления денежных средств), если операция отвечает критериям подозрительных финансовых операций, которые могут являться основанием для отказа в ее осуществлении (или операция может быть приостановлена). Таким образом, учредители организации могут направить в банк письмо со своими подписями (иного уполномоченного лица), в котором необходимо сообщить о своих подозрениях в отношении потенциальных операций на предмет их соответствия критериям указанного Закона. Прямого эффекта такой метод может и не дать, но в некоторых случаях вполне может помочь уменьшить риски вывода денег со счета.

Справочно.
В обязательном порядке следует уведомить контрагентов о замене директора, а также сообщить об этом на официальном сайте и в социальных сетях. Это позволит нанимателю обезопасить себя от нежелательных сделок с действующими и потенциальными контрагентами.

Ответственность директора

Наниматель вправе применить в отношении руководителя дисциплинарные санкции, а также инициировать привлечение к административной или уголовной ответственности.

Так, при нарушении установленного в компании порядка хранения документации директор за период работы в компании может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, лишен различного рода надбавок согласно локальным нормативным актам, действующим в компании. Однако данное правило действует до момента увольнения директора.

За утрату или незаконное уничтожение документов компании (причинение им непоправимых  повреждений) директор может быть привлечен к административной ответственности по ст. 24.25 КоАП (штраф до 30 базовых величин). Для этого необходимо обратиться с соответствующим заявлением в ОВД городских, районных исполкомов. Если по факту проверки будет обнаружено, что документы не уничтожены, не повреждены и не утеряны, то директор будет освобожден от ответственности, а документы изъяты и возвращены в компанию.

Более того, за хищение, уничтожение, повреждение либо сокрытие документов компании, совершенные из корыстных или иных личных мотивов, директор может быть привлечен к уголовной ответственности по ст. 377 УК.

Справочно.
Директор может быть привлечен:
— к дисциплинарной ответственности (вплоть до увольнения);
— к административной ответственности по ст. 24.25 КоАП;
— к уголовной ответственности (ст. 377 УК).

Кто подписывает документы?

Встречаются ситуации, когда место уволенного директора долгое время остается вакантным. Естественным образом возникает вопрос, как такой организации функционировать, может ли от ее имени подписывать документы единственный участник либо уполномоченный учредитель. 

По общему правилу ООО приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законодательством и уставом. Уже на стадии создания организации учредители должны сформировать эти органы и отразить их в своем уставе. Открытым остается вопрос, какие из них должны быть образованы в обязательном порядке, а какие — в добровольном.

В качестве формируемых органов в ООО также значится совет директоров. Однако согласно ст. 51 Закона Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее — Закон) участники вправе не отражать и, как следствие, не формировать совет директоров в организации. Чего не скажешь про общее собрание и директора. Данные органы управления отражаются в уставе в качестве таковых и должны быть образованы в обязательном порядке. Следовательно, исполнительный орган (директор) в организации должен быть в обязательном порядке вне зависимости от желания или нежелания учредителей. Другой вопрос, что законодательство не определяет срок, в течение которого должен быть назначен новый директор при увольнении предыдущего.

Справочно.
К компетенции совета относятся:
— определение стратегии развития хозяйственного общества;
— утверждение годового финансово-хозяйственного плана хозяйственного общества, если подготовка такого плана предусмотрена уставом, и контроль за его выполнением;
— созыв общего собрания участников и решение вопросов, связанных с его подготовкой и проведением;
— принятие решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг, за исключением принятия решения о выпуске акций и т.д. (ст. 50 Закона).

Для понимания вопроса о возможности подписания сделок от имени ООО другим органом, например председателем общего собрания или единственным участником, при отсутствии в организации директора следует очертить круг их компетенции.

Согласно ст. 34 Закона к исключительной компетенции общего собрания относится решение иных вопросов помимо тех, которые указаны в данной норме. То есть круг полномочий общего собрания может быть расширен. Однако границы полномочий общего собрания не являются бесконечными и заканчиваются там, где начинаются границы полномочий исполнительного органа (директора). 

Что касается директора, то он осуществляет текущее руководство. Следовательно, уставом ООО к компетенции общего собрания (в лице, например, его председателя) может быть отнесено совершение сделок от имени общества, не связанных с его текущей деятельностью. Однако если право принятия решения о совершении сделки предоставлено уставом общему собранию ООО, то, несмотря на возможность ведения таким органом дел этого общества, данный орган не имеет полномочий на представительство интересов ООО. Без доверенности от имени организации может действовать только ее руководитель. То есть председатель общего собрания в отношении даже тех сделок, совершение которых отнесено к компетенции общего собрания уставом, не вправе подписывать документы без доверенности за подписью директора.

Таким образом, для полноценного функционирования ООО без исполнительного органа не обойтись. Бытующее мнение, что любую сделку может подписать участник и для этого нет необходимости нанимать директора, не находит законодательного подтверждения. 

Поэтому самым эффективным способом нивелирования такой ситуации может стать предоставление доверенности на совершение функций исполнительного органа заранее (до того, как отношения с директором разладятся) другому лицу (например, председателю общего собрания участников).

Рекомендации
1. Первое, что нужно сделать собственнику бизнеса (самостоятельно либо через уполномоченных лиц) после увольнения директора, — выдать ему трудовую книжку с записью об увольнении.
2. После выдачи трудовой произвести с директором окончательный расчет.
3. Если директор не возвращает документы:
— не подписывайте акт возврата документов, пока они действительно не будут переданы от директора обществу;
— получите дубликат устава;
— сообщите в обслуживающий банк об увольнении директора и уведомите об этом контрагентов.
4. Распорядительные функции в обществе могут быть переданы, например, председателю общего собрания участников или главному бухгалтеру по доверенности, выданной в установленном порядке.

7333 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
Скорректирован порядок заполнения, представления и внесения изменений в статистическую декларацию. Об этих и других изменениях читайте в обзоре законодательства от компа...
1960