О чем говорит и о чем умалчивает законодатель?
Согласно ст. 29-1 Закона новый способ финансирования представляет собой безвозмездное внесение вкладов именно в имущество хозяйственного общества. Подобный механизм не предполагает ни увеличения уставного фонда хозяйственного общества, ни изменения размера долей (номинальной стоимости акций), принадлежащих его участникам. Возможность и условия его применения не ставятся в зависимость от формы или вида финансируемого хозяйственного общества: вклады могут вноситься в равной степени в имущество ООО, ОДО, ОАО и ЗАО.
Анализ ст. 29-1 Закона, которая на данный момент представляет собой единственную норму, регламентирующую порядок применения нового способа финансирования, позволяет сделать вывод о том, что законодатель заложил лишь его основы, оставив большинство сопутствующих вопросов нерешенными. Так, в настоящее время четко определено следующее:
— в качестве вкладов в имущество могут выступать вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, либо иные отчуждаемые права, имеющие оценку их стоимости (ч. 1 ст. 29 Закона). При этом указанные объекты гражданских прав должны принадлежать участнику, вносящему вклад, на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления (ч. 2 ст. 29 Закона);
— внесение вкладов в имущество осуществляется на безвозмездной договорной основе;
Справочно.
Сторонами договора, являющегося основанием для внесения вклада в имущество хозяйственного общества, выступают хозяйственное общество и участник, вносящий вклад в имущество.
— внесение вкладов в имущество хозяйственного общества является правом, а не обязанностью;
— вклад в имущество является безвозвратным, поскольку становится собственностью хозяйственного общества (абз. 3 ч. 1 ст. 31 Закона).
Справочно.
Возврат сделанных инвестиций в виде вклада в имущество возможен лишь опосредованно — в форме распределенной прибыли (дивидендов).
В то же время большинство сопутствующих вопросов остаются за рамками ст. 29-1 Закона и, как следствие, не урегулированы. Далее мы рассмотрим некоторые из них.
Правовая природа и существенные условия договора, являющегося основанием для внесения вклада в имущество хозяйственного общества
Безвозмездный характер договора по внесению вклада в имущество предопределяет закономерный вопрос: не является ли новый способ финансирования разновидностью обычного дарения?
С одной стороны, законодатель посредством внесения изменений в ГК, которые также вступают в силу c 28 апреля 2021 г., прямо исключил внесение вкладов в имущество хозяйственного общества из общего запрета дарения между коммерческими организациями.
Справочно.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 546 ГК (в ред. от 05.01.2021) не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает установленного законодательством пятикратного размера базовой величины, в отношениях между коммерческими организациями, за исключением внесения в соответствии с законодательством о хозяйственных обществах участниками хозяйственного общества вкладов в имущество такого общества, не приводящих к увеличению уставного фонда хозяйственного общества и изменению размера долей (номинальной стоимости акций), принадлежащих его участникам, а также за исключением иных случаев, установленных законодательными актами.
С другой стороны, полагаем, что внесение вкладов в имущество должно иметь отличную от дарения правовую природу, поскольку, несмотря на фактическое отсутствие встречного предоставления, участник все же преследует определенный коммерческий интерес. При улучшении финансово-экономического положения хозяйственного общества вследствие вовлечения новых средств в оборот закономерно происходит увеличение чистых активов общества и, соответственно, действительной (не номинальной) стоимости доли участника, а также возрастает объем средств, причитающихся ему в качестве прибыли (дивидендов).
Если придерживаться приведенной точки зрения, то можно сделать вывод о том, что существенные условия договора дарения, закрепленные в ГК, не являются таковыми для договора по внесению вклада в имущество. Соответственно, их следует определять на основании общих положений гражданского законодательства (ч. 2 п. 1 ст. 402 ГК). Как следствие, к существенным условиям договора по внесению вклада относятся:
• условие о предмете договора (обязанность по безвозмездному внесению вклада в имущество хозяйственного общества с идентификацией вносимого вклада в имущество (вид вклада (денежный/неденежный), его размер и состав));
• условия, которые названы в законодательстве как существенные, необходимые или обязательные для договоров данного вида (отсутствуют в отношении договора по внесению вклада в имущество);
• условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (определяются по соглашению сторон).
Соотношение нового способа финансирования и иных механизмов предоставления помощи, предусмотренных законодательством
Внесение вкладов в имущество хозяйственного общества по формальным признакам cходно с безвозмездной (спонсорской) помощью и иностранной безвозмездной помощью, которые регламентированы, соответственно, Указом Президента Республики Беларусь от 01.07.2005 № 300 (далее — Указ № 300) и Декретом Президента Республики Беларусь от 25.05.2020 № 3 (далее — Декрет № 3), и, следовательно, может быть истолковано как входящее в их сферу действия (п. 1 Указа № 300, п. 27 Декрета № 3, пп. 3, 5 приложения к Декрету № 3).
В то же время мы полагаем, что положения Указа № 300 и Декрета № 3 (в частности, о регистрации помощи, существенных условиях соответствующих договоров) не должны распространяться на случай внесения вкладов в имущество по ст. 29-1 Закона. Подобное обусловлено особым субъектным составом нового способа финансирования (помощь предоставляется хозяйственному обществу его участником) и целью внесения вкладов (оказание финансово-экономической поддержки деятельности общества). При этом данное изъятие следует прямо предусмотреть в соответствующих правовых актах.
Налоговые «плюшки»: миф или реальность?
С позиции налогового законодательства вклад в имущество хозяйственного общества согласно ст. 29-1 Закона рассматривается в качестве внереализационного дохода этого общества (подп. 3.7 п. 3, п. 4 ст. 174 НК). Как следствие, он облагается налогом на прибыль в общем порядке. Более того, при безвозмездном внесении вклада участником — юридическим лицом в виде товаров в имущество общества также подлежит уплате НДС.
Справочно.
Согласно подп. 3.7 п. 3 ст. 174 НК в состав внереализационных доходов включается стоимость безвозмездно полученных товаров (работ, услуг), имущественных прав, иных активов, суммы безвозмездно полученных денежных средств.
Отсутствие специального налогового регулирования потенциально снижает «привлекательность» нового способа финансирования. В свою очередь установление налоговых преференций позволит достичь максимального эффекта ст. 29-1 Закона и повысить заинтересованность бизнес-сообщества в ее применении.
Достоинства нового способа финансирования
На данном этапе правового регулирования представляется возможным выделить следующие достоинства нового способа финансирования:
— внесение вкладов в имущество хозяйственного общества может позволить избежать вынужденного уменьшения его уставного фонда либо ликвидации общества, выступая в качестве (1) способа увеличения стоимости чистых активов при ее величине ниже размера уставного фонда либо, соответственно, нулевом или отрицательном значении; (2) способа финансирования в целях погашения долгов перед кредиторами;
— необходимость в получении согласия/одобрения какого-либо органа хозяйственного общества отсутствует, даже если сделка по безвозмездному внесению вклада в имущество соответствует критериям сделки, в совершении которой имеется заинтересованность аффилированных лиц (абз. 4 ч. 6 ст. 57 Закона);
— необходимость внесения изменений в устав хозяйственного общества, проведения каких-либо регистрационных процедур, привлечения независимого оценщика при внесении неденежных вкладов в имущество отсутствует;
— размер и периодичность внесения вкладов в имущество хозяйственного общества не ограничены;
— временные затраты на внесение вклада в имущество ниже по сравнению с временными затратами на внесение вклада в уставный фонд.
Выводы.
Анализируемые изменения корпоративного законодательства лишь закладывают базовую основу для применения нового способа финансирования хозяйственных обществ. На данном этапе некоторые сопутствующие вопросы остаются неурегулированными. Отсутствие налоговых преференций и четкого понимания соотношения новой нормы и иных законодательных актов может привести к снижению потенциальной «привлекательности» данного инструмента для бизнеса.