Вы на портале

Обзор ожидаемых нормативных актов

В целях реализации подп. 9.4 п. 9 Директивы Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» Министерством экономики совместно с журналом «Юрист» запущен новый проект «Обзор ожидаемых нормативных актов» по общественному обсуждению проектов актов законодательства.

Обновлено
Редакция портала "Юрист"
Редакция портала "Юрист"
3708 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Административные процедуры во внешнеторговой деятельности

Витебский облисполком обратился в Министерство экономики с рядом вопросов в части регулирования внешнеторговой деятельности. Так, постановление Совета Министров и Национального банка Республики Беларусь от 05.11.2011 № 1483/22, определяя сроки завершения внешнеторговых операций, устанавливает в некоторых случаях обязанность по согласованию резидентом внешнеторговой операции с уполномоченным государственным органом (например, согласование импортером приобретения товаров, период изготовления которых превышает сроки, установленные валютным законодательством).

В обращении Витебского облисполкома ставится вопрос о том, стоит ли соответствующее согласование государственных органов рассматривать в качестве административной процедуры.

Министерство экономики полагает, что соответствующее действие не является административной процедурой, поскольку вопрос согласования внешнеторговой операции решается индивидуально и его результат зависит от особенностей той или иной операции.

Таким образом, Министерство экономики выступает против дополнения Единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами <…> (утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156) такой административной процедурой, как согласование приобретения резидентом товаров (работ, услуг), период изготовления (выполнения, оказания) которых превышает сроки, установленные валютным законодательством. Аналогичную позицию Министерство экономики занимает в отношении такого действия, как продление срока завершения внешнеторговой операции, которое также не должно рассматриваться в качестве административной процедуры.

Льготы субъектов хозяйствования в сельской местности

Департамент по предпринимательству Министерства экономики Республики Беларусь (далее — Департамент) выступил с инициативой внести изменения в Декрет Президента Республики Беларусь от 07.05.2012 № 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности» (далее — Декрет № 6). Так, согласно подп. 1.9 п. 1 Декрета № 6 субъекты хозяйствования имеют право на льготы по уплате таможенных платежей при ввозе до 1 декабря 2013 г. товаров в качестве неденежного вклада для увеличения уставного фонда. При этом предусмотрено, что льготы предоставляются только при внесении соответствующего вклада учредителями (участниками) организации. Если товары вносились в уставный фонд самими организациями, то впоследствии таможенные органы применяли к таким организациям соответствующие экономические санкции за неуплату таможенных платежей. По мнению Департамента, со стороны таких организаций отсутствует корыстный умысел, а также экономический ущерб интересам Республики Беларусь. Учитывая изложенное, Департамент предлагает закрепить в Декрете № 6 возможность получить льготы в том числе при увеличении уставного фонда за счет товаров, приобретенных самой организацией и внесенных до 1 декабря 2013 г. в ее уставный фонд.

Кроме того, предлагается закрепить за Советом Министров Республики Беларусь право разъяснять вопросы применения Декрета № 6.

Министерство экономики в полной мере поддерживает данные предложения. 29 октября 2015 г. они рассматривались на совещании у Президента Республики Беларусь по вопросам развития бизнеса в регионах. Президент в целом поддержал предлагаемые изменения. В ближайшее время соответствующий проект Декрета будет представлен в администрацию Президента.

Государственная регистрация субъектов хозяйствования

Министерством юстиции, а также Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь предложены определенные изменения в Положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 (далее – Положение). В частности, предлагается несколько скорректировать перечень фактов (сведений), наличие или отсутствие которых (достоверность которых) подтверждается заявителем при подаче в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации (п. 19 Положения). Напомним, что согласно п. 26 Положения предоставление при государственной регистрации юридических лиц заведомо ложных сведений, включая сведения, содержащиеся в заявлении, является основанием для признания регистрации недействительной, что влечет ликвидацию субъекта и взыскание полученных им доходов в местный бюджет. Так, из упомянутого перечня предлагается исключить такое основание недействительности дочернего хозяйственного общества или дочернего предприятия, как наличие не исполненных в срок гражданско-правовых обязательств его учредителя (участника), в том числе не возвращенной в срок суммы по кредитному договору, а также процентов, начисленных на нее (абзац второй части первой п. 19 Положения).

Вместе с тем также имеются предложения по расширению перечня, содержащегося в п. 19 Положения. В частности, предлагается установить, что на дату государственной регистрации собственник имущества (учредитель, участник) коммерческой организации не должен являться собственником имущества (участником), руководителем коммерческой организации (индивидуальным предпринимателем), находящейся в реестре коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере. Также предлагается закрепить некоторые иные ограничения.

Министерство экономики приветствует идею по корректировке перечня, предусмотренного п. 19 Положения, в части сокращения соответствующих оснований. Что же касается расширения данного перечня, то такие предложения требуют более детальной аргументации и обоснования с учетом реальной возможности государства обеспечить надлежащую реализацию вновь вводимых оснований без ущерба для интересов добросовестных субъектов хозяйствования и их учредителей (участников).

3708 Shape 1 copy 6Created with Avocode.