Вы на портале

Ограничительные меры иностранного государства как обстоятельства форс-мажора

Вопрос: 2 марта 2022 г. Бюро промышленности и безопасности США ввело лицензионные требования для поставок технологий, программного обеспечения и оборудования в Республику Беларусь. Компания работает как дистрибьютор оборудования, в составе которого есть технологии (программное обеспечение, чипы) США. Введение лицензирования делает невозможным поставку оборудования по текущим договорам до получения лицензии. Возможно ли получить от Белорусской торгово-промышленной палаты заключение, что такие ограничительное меры со стороны США являются форс-мажором? Какие доказательства нужно представить?

Солтанович Анна
Солтанович Анна

Юрист SBH Law Offices

4279 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Ответ: Белорусская торгово-промышленная палата (далее — БелТПП) рассматривает введенные Европейским союзом, США и другими странами санкции как обстоятельство непреодолимой силы при наличии признаков чрезвычайности и непредотвратимости в отношении гражданско-правовых обязательств субъектов предпринимательской деятельности Республики Беларусь. Белорусская организация может обратиться в БелТПП за получением заключения о наличии обстоятельств непреодолимой силы в виде ограничительных мер США. Однако при этом необходимо учитывать следующее.

Понятия признаков чрезвычайности и непредотвратимости в законодательстве не раскрываются. Как правило, обстоятельство признается чрезвычайным и непредотвратимым, если:

  1. оно находилось вне разумного контроля субъекта и его невозможно было предвидеть во время заключения договора;
  2. субъект не мог его избежать или преодолеть последствия препятствия. При этом такое обстоятельство должно делать невозможным исполнение обязательства ссылающимся на форс-мажор субъектом.

В рассматриваемой ситуации компания-дистрибьютор не может поставить товар конечному потребителю по причине невозможности исполнения обязательств иными компаниями, участвующими в поставке.

Неисполнение обязательств контрагентами должника не может быть отнесено к обстоятельствам непреодолимой силы, если такое неисполнение в свою очередь не вызвано форс-мажором на стороне контрагента (абз. 2 п. 7 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 21.01.2004 № 1 «О некоторых вопросах применения норм Гражданского кодекса Республики Беларусь об ответственности за пользование чужими денежными средствами»). Полагаем, что в описанной ситуации белорусскому дистрибьютору необходимо предоставить доказательства возникновения форс-мажора у поставщика комплектующих и производителя оборудования.

БелТПП отмечает, что при подаче заявления о получении заключения заявителем должны прилагаться заверенные копии документов, подтверждающие изложенные в заявлении сведения, а также доказывающие влияние указанных в заявлении обстоятельств на заявителя, в том числе справки (сертификата, иного документа), выданной торгово-промышленной палатой или иным компетентным органом соответствующей страны, подтверждающей наличие обстоятельств непреодолимой силы у иностранной организации, если ее действия привели к ненадлежащему исполнению заявителем своих обязательств по договору.

Таким образом, белорусскому дистрибьютору для получения заключения о наличии обстоятельств непреодолимой силы рекомендуется предоставить в БелТПП документы, выданные иностранными торгово-промышленными палатами (или иными компетентными органами), которые подтверждали бы наличие форс-мажора для всех субъектов в цепочке поставок оборудования.

4279 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме