Вы на портале

Оприходование товарно-материальных ценностей и взаимозачет по результатам инвентаризации

Вопрос: Арендатор (организация «Н») в счет задолженности по арендной плате оставил арендодателю (организации «С») принадлежащую ему мебель, не выписав на нее накладную. Можно ли поставить на бухгалтерский учет арендодателя переданную по акту мебель и как провести зачет встречных требований по арендной плате и переданной мебели?

Жуковская Елена
Жуковская Елена

Налоговый консультант, DipIFR, эксперт по финансам и налогообложению организаций в процедурах ликвидации и банкротства


3774 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Ответ: Поскольку отсутствует накладная на передачу мебели, поставить ее на учет как поступившие основные средства или материалы от организации «Н» невозможно.

В то же время как основные средства, так и материалы могут поступать в организацию как выявленные при проведении инвентаризации. Инвентаризация проводится в случаях, предусмотренных п. 4 Инструкции по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 № 180 (далее — Инструкция № 180), в том числе перед составлением годовой бухгалтерской отчетности и по решению руководителя организации.

К СВЕДЕНИЮ.
Формы инвентаризационной описи и сличительной ведомости содержатся в приложениях к Инструкции № 180.

При проведении инвентаризации организацией составляются инвентаризационные описи и сличительные ведомости. Они являются первичными учетными документами для отражения излишков в бухгалтерском учете.

Выявленные излишки основных средств отражаются по дебету счета 01 «Основные средства» и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы» (п. 11 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.04.2012 № 26 (далее — Инструкция № 26)) по стоимости, определенной на дату проведения инвентаризации на основании документов, подтверждающих стоимость аналогичных активов (прейскурантов, каталогов и др.), или заключений об их оценке, проведенной лицами, осуществляющими оценочную деятельность (п. 10 Инструкции № 26).

Выявленные излишки материалов отражаются по дебету счета 10 «Материалы» и кредиту счета 90/7 «Прочие доходы по текущей деятельности» по стоимости, определенной на основании заключения об их оценке, проведенной юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими оценочную деятельность, или организацией самостоятельно исходя из прейскурантов, бюллетеней, каталогов и иных документов, определяющих стоимость аналогичных активов.

При проведении инвентаризации выявляются активы, источник происхождения которых неизвестен (документально не подтвержден). В бухгалтерском учете организации «С» не будут отражены обязательства за мебель, то есть задолженность за мебель перед организацией «Н».

Для проведения взаимозачета необходимо наличие встречных однородных обязательств. Субъекты хозяйствования одновременно в отношении друг друга являются и кредитором, и должником (дебитором).

К СВЕДЕНИЮ.
Случаи, когда проведение зачета встречных однородных требований запрещено, определены п. 2 ст. 381 ГК.

После проведения инвентаризации в бухгалтерском учете организации «С» останется дебиторская задолженность за аренду организации «Н».

В то же время, поскольку отсутствует первичный учетный документ о передаче мебели от организации «Н», задолженность организации «С» перед организацией «Н» за переданную мебель не возникнет. Соответственно, взаимозачет провести невозможно.

3774 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме