Оспаривание представления государственного органа
Вопрос: Если в организацию приходит представление госоргана в порядке профилактики правонарушений, можно ли его оспорить?
Вопрос: Если в организацию приходит представление госоргана в порядке профилактики правонарушений, можно ли его оспорить?
Ответ: Да, можно.
Основания и порядок применения такой меры общей профилактики правонарушений, как внесение представлений об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений (далее — представление), определены в ст. 21 Закона Республики Беларусь от 04.01.2014 № 122-З «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» (далее — Закон о профилактике правонарушений). В ч. 1 названной статьи под представлением понимается письменное требование об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений.
Порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц субъектов профилактики правонарушений регламентирован в ст. 34 Закона о профилактике правонарушений. Данная норма предусматривает право граждан, а также организаций, считающих, что их права и законные интересы ущемлены действиями (бездействием) субъектов профилактики правонарушений, их должностных лиц, обжаловать эти действия (бездействие). Определен последовательный порядок обжалования. В первую очередь нужно направить соответствующую жалобу в вышестоящий государственный орган (вышестоящему должностному лицу) по отношению к субъекту профилактики или должностному лицу, чьи действия (бездействие) обжалуются. В последующем, после рассмотрения жалобы в вышестоящей организации (вышестоящим должностным лицом), гражданин либо организация вправе обратиться к прокурору или в суд.
В Законе о профилактике правонарушений не предусмотрены детальный порядок и сроки обжалования, а также требования, которые предъявляются к содержанию жалобы на действия (бездействие) субъектов профилактики правонарушений, их должностных лиц. Представляется, что при обжаловании подлежит применению Закон Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц». Обжалование в суде должно подчиняться правилам, предусмотренным ГПК.
Также следует обратить внимание, что Закон о профилактике правонарушений регулирует общественные отношения, возникающие при осуществлении профилактики правонарушений. Профилактика правонарушений при ведении уголовного и административного процессов, исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности осуществляется в соответствии с другими законодательными актами (ст. 2 Закона о профилактике правонарушений).
Нормы, регулирующие общественные отношения, связанные с внесением представлений об устранении причин и условий, способствующих правонарушениям, содержатся также в законодательных актах различных отраслей права. Возможность внесения представлений закреплена, например, в ст. 199 УПК; ст. 10.31 ПИКоАП предусматривает возможность направления органом, ведущим административный процесс, соответствующих предложений. Обжалование таких решений осуществляется в порядке, определенном соответствующими нормативными правовыми актами.