Вы на портале

Отдельные изменения в государственной санитарно-гигиенической экспертизе как административной процедуре (комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 06.08.2015 № 666)

Бизнес-сообщество восприняло введение государственной санитарно-гигиенической экспертизы как появление новой административной процедуры, фактически усложняющей осуществление предпринимательской деятельности. Однако обязанность по проведению санитарно-гигиенической экспертизы продукции фактически существовала и раньше.

Обновлено
Бейлин Виталий
Бейлин Виталий

Консультант юридического управления Министерства экономики Республики Беларусь

3521 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.08.2015 № 666 «О внесении дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156» (далее — постановление № 666) единый перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами<...>, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156 (далее — Единый перечень), был дополнен пп. 10.22-1 и 10.22-2, предусматривающими две дополнительные административные процедуры:

Справочно.

Согласно абзацу четвертому ст. 1 Закона Республики Беларусь от 07.01.2012 № 340-З «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» государственная санитарно-гигиеническая экспертиза — это установление соответствия (несоответствия) объектов, подлежащих государственной санитарно-гигиенической экспертизе, требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.  Перечень продукции зарубежного производства, подлежащей государственной санитарно-гигиенической экспертизе, утвержден постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 10.09.2015 № 47 (Перечень включает 10 разделов).

  1. государственная санитарно-гигиеническая экспертиза продукции зарубежного производства с выдачей санитарно-гигиенического заключения на продукцию (за исключением продукции, подлежащей государственной регистрации) — п. 10.22-1 Единого перечня;
  2. замена (переоформление, внесение изменений, выдача дубликата) санитарно-гигиенического заключения на продукцию — п. 10.22-2 Единого перечня.

Представителями бизнес-сообщества вышеуказанная корректировка Единого перечня была интерпретирована как введение принципиально новых административных процедур, исходя из буквального содержания которых вся продукция зарубежного производства подлежит государственной санитарно-гигиенической экспертизе. Однако, на наш взгляд, именно такое представление о применении указанных пунктов (норм законодательства) Единого перечня является ошибочным.

Обратимся к соответствующим нормам законодательства. Обязанность по проведению государственной санитарно-гигиенической экспертизы определена Законом Республики Беларусь от 07.01.2012 № 340-З «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее — Закон № 340-З).

Часть вторая ст. 16 Закона № 340-З содержит перечень объектов, подлежащих государственной санитарно-гигиенической экспертизе. Согласно данной норме к объектам, подлежащим государственной санитарно-гигиенической экспертизе, относится в том числе продукция (за исключением продукции, подлежащей государственной регистрации). Таким образом, обязанность по осуществлению санитарно-гигиенической экспертизы фактически существовала и раньше, но соответствующая административная процедура определена и урегулирована только сейчас.

Теперь рассмотрим правовое значение собственно норм постановления № 666, вводящих дополнительные административные процедуры в Единый перечень.

В соответствии со ст. 3 Закона Республики Беларусь от 28.10.2008 № 433-З «Об основах административных процедур» (далее — Закон № 433-З) перечни административных процедур, осуществляемых уполномоченными органами в отношении граждан (кроме индивидуальных предпринимателей), утверждаются законодательными актами, а осуществляемых в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь. Регулирование указанных вопросов другими нормативными правовыми актами не допускается.

Вместе с тем каждая административная процедура, упомянутая в Едином перечне, имеет специальное (детальное) регулирование, закрепленное в других нормативных правовых актах, которые в силу требований ст. 3 Закона № 433-З должны быть не ниже уровня законодательных актов или постановлений Правительства.

Единый перечень, в свою очередь, служит для систематизации административных процедур и создания единого информационного ресурса в виде нормативного правового акта, который обеспечивал бы субъектам хозяйствования быстрый и легкий доступ к информации о необходимых к совершению административных процедурах.

В этой связи на практике сложилась ситуация, когда внесение изменений и дополнений в Единый перечень является лишь следствием необходимости его корректировки с целью приведения в соответствие с вновь принятыми нормативными правовыми актами, вводящими новые административные процедуры или изменяющими порядок совершения уже существующих.

Таким образом, пп. 10.22-1 и 10.22-2 Единого перечня лишь обозначают сам факт наличия административной процедуры, которая ранее в нем не была конкретизирована и порядок и условия прохождения которой определены Законом № 340-З.

3521 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •
№3, март 2015
3098