Ответственность при отсутствии в обществе ревизионной комиссии (ревизора)
Вопрос: Предусмотрена ли законодательством Республики Беларусь ответственность в отношении ООО и его должностных лиц в случае отсутствия ревизионной комиссии (ревизора)?
Вопрос: Предусмотрена ли законодательством Республики Беларусь ответственность в отношении ООО и его должностных лиц в случае отсутствия ревизионной комиссии (ревизора)?
Ответ: Ответственность за отсутствие в обществе ревизионной комиссии (ревизора) не установлена.
Согласно ч. 4 ст. 33 Закона Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее – Закон) ревизионная комиссия (ревизор) относится к контрольному органу хозяйственного общества (далее – общество), основной задачей которого является осуществление внутреннего контроля финансовой и хозяйственной деятельности путем проведения ревизий по всем или нескольким направлениям деятельности общества либо проверок по одному или нескольким взаимосвязанным направлениям или за определенный период деятельности общества.
Частью 2 ст. 36 Закона установлена обязанность для всех обществ по проведению годовых общих собраний участников, на которых в обязательном порядке среди прочего должны быть рассмотрены вопросы утверждения годовых отчетов, годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (данных книги учета доходов и расходов) и распределения прибыли и убытков. При этом утверждение годовых отчетов, годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (данных книги учета доходов и расходов) и распределение прибыли и убытков хозобщества осуществляются при наличии и с учетом заключения ревизионной комиссии (ревизора), а в установленных Законом случаях — аудиторского заключения.
Таким образом, создание ревизионной комиссии (ревизора), если это предусмотрено уставом, является обязательным. Однако законодательством Республики Беларусь не установлена ответственность за отсутствие в обществе ревизионной комиссии (ревизора).
Следует учесть, что функция ревизионной комиссии (ревизора) состоит в обеспечении обществу возможности осуществлять контроль своей финансовой и хозяйственной деятельности. В случае возникновения вопросов со стороны контролирующих (надзорных) органов для общества будет затруднительным подтвердить достоверность учетных и отчетных данных о финансовой и хозяйственной деятельности и правильности их отражения в бухгалтерской (финансовой) отчетности (книге учета доходов и расходов) и иных документах. В результате могут возникнуть негативные последствия в виде начисления штрафов и пеней в связи с неправильным исчислением и недоплатой налогов и иных платежей в бюджет, неправильным определением сумм дивидендов и т.п.
На основании ч. 7 ст. 45 Закона решение общего собрания участников общества, принятое с нарушением требований Закона или иного законодательства или устава общества и нарушающее права и (или) законные интересы участника (бывшего участника) этого общества, может быть оспорено в суде участником (бывшим участником) общества. Из указанного положения следует, что контролирующие (надзорные) органы не могут обращаться самостоятельно с требованием о признании решения общего собрания. Однако при выявлении нарушения законодательства в виде утверждения годовых отчетов, годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (данных книги учета доходов и расходов) и распределения прибыли и убытков без наличия и учета заключения ревизионной комиссии (ревизора) орган, осуществляющий проверку, отразит указанный факт в акте проверки или ином документе.