Вы на портале

Постоянное представительство иностранной компании: кто и где платит налоги?

В сентябре 2020 г. пресс-служба Комитета государственного контроля Республики Беларусь (далее — КГК) сообщила о возбуждении уголовного дела по результатам проверки деятельности литовской компании в Беларуси. По информации Департамента финансовых расследований (далее — ДФР), сама компания была зарегистрирована в Литве, однако при этом осуществляла деятельность в Минске. Здесь находились ее органы управления, печать и средства удаленного доступа к расчетному счету, проводились переговоры, подписывались и оформлялись товаросопроводительные документы.

Эти действия в ДФР расценили как уклонение от уплаты сумм налогов, сборов в особо крупном размере и возбудили уголовное дело по ч. 2 ст. 243 УК. 

Почему иностранные организации сталкиваются с серьезными правовыми и экономическими последствиями, осуществляя деятельность в Беларуси через постоянное представительство? Давайте разберемся.

Звороно Наталья
Звороно Наталья

Эксперт Ассоциации налогоплательщиков, советник юридической компании «Горецкий и партнеры»


5640 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Место нахождения — ключевой момент 

В мае 2019 г. Министерство по налогам и сборам выпустило рекомендации по вопросам налогообложения иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, от 24.05.2019 № 4-2-15/00761 (далее — Рекомендации МНС). 

Справочно.
Рекомендации МНС содержат наиболее полный подбор положений по применению норм НК в части регулирующей налогообложение деятельности постоянных представительств иностранных организаций в Республике Беларусь. Доступ по ссылке — bit.ly/МНС_4-2-15.

Рекомендации МНС начинаются, по нашему мнению, с самого важного момента: правового регулирования и, как видно на примере сообщения пресс-службы КГК, практики применения норм НК. Так, МНС разъяснило, что иностранные организации отнесены к плательщикам. Плательщиками налогов, сборов (пошлин) признаются организации, на которых в соответствии с законодательством возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины) (п. 1 ст. 14 НК). При этом под организациями понимаются в том числе иностранные и международные организации, в том числе не являющиеся юридическими лицами (подп. 2.2 п. 2 ст. 14 НК).

Иностранной организацией признается организация, местом нахождения которой не является Республика Беларусь (п. 2 ст. 15 НК). 

Иностранная организация исполняет налоговые обязательства только по деятельности, осуществляемой в Республике Беларусь, или в отношении доходов от источников в Республике Беларусь, а также в отношении имущества, расположенного на территории Республики Беларусь (ч. 2 п. 3 ст. 15 НК).

Следовательно, первым и основным фактором, оказывающим непосредственное влияние на квалификацию деятельности иностранной организации в Беларуси для целей налогообложения, является место нахождения иностранной компании. 

Что включает в себя место нахождения? 

Согласно нормам ст. 16 НК это место государственной регистрации иностранной организации. Однако в ч. 2 ст. 16 НК определено, что в случае отсутствия (бездействия) организации по месту государственной регистрации местом ее нахождения признается место нахождения высшего органа управления организации (место, где осуществляются его полномочия в соответствии с учредительными документами), а при его отсутствии (бездействии) — место, где осуществляются полномочия ее постоянно действующего исполнительного органа.

Бывает так, что невозможно определить и место постоянно действующего исполнительного органа, тогда место нахождения организации определяется по месту, где:

— принимаются решения по вопросам создания, ликвидации и реорганизации этой организации, изменения состава ее учредителей (участников), увеличения или уменьшения размеров уставного фонда, приобретения или отчуждения ее имущества и другим существенным вопросам управления организацией; либо

— по месту, в котором находятся основные бухгалтерские документы организации (ч. 3 ст. 16 НК). 

Если мы вернемся к примеру с литовской компанией, то становится очевидным, что именно фактор нахождения и деятельности на территории Беларуси исполнительного органа, атрибутов управления компанией, принятия решений по заключению сделок и проведения переговоров по сделкам на территории Беларуси стал определяющим. 

Учитывая данные обстоятельства, иностранным организациям следует на стадии принятия решения об экономическом присутствии иностранной организации в Беларуси четко понимать, как именно компания будет управлять деятельностью, осуществляемой на территории Беларуси и какая часть деятельности компании будет перенесена на территорию Беларуси. 

Рекомендация.
Иностранным организациям следует уже на этапе проработки вопроса экономического присутствия на территории Беларуси определить, какая часть деятельности компании будет перенесена на территорию Беларуси.

Однако не стоит пренебрегать и анализом положений норм соответствующих соглашений об избежании двойного налогообложения, заключенных Республикой Беларусь с 74 странами.

Понятие постоянного представительства 

Нормы международных соглашений, заключенных Республикой Беларусь, в отношении налогов на доходы и капитал, как правило, основываются на Типовой конвенции Организации экономического сотрудничества и развития. Это означает, что положения, регулирующие понятие постоянного представительства для целей налогообложения доходов иностранных компаний от деятельности таких представительств, во многом являются однотипными. 

Справочно.
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) — международная экономическая организация, созданная для управления проектами экономической реконструкции Европы.

Так, в Соглашении об избежании двойного налогообложения, заключенном между правительством Республики Беларусь и правительством Литовской Республики (далее — Соглашение), постоянное представительство означает постоянное место деятельности иностранной организации на территории другого договаривающегося государства, через которое полностью или частично осуществляется коммерческая деятельность организации (ст. 5 Соглашения). Термин «постоянное представительство» включает такие понятия, как: место управления; отделение, контора, фабрика, мастерская, рудник, нефтяная или газовая скважина, карьер или любое иное место разведки или добычи природных ресурсов (ч. 2 ст. 5 Соглашения). Кроме того, к постоянному представительству относится и строительная площадка или строительный или монтажный объект, но только когда он существует более 12 месяцев (п. 3 ст. 5 Соглашения).

Справочно. 
Период существования строительных площадок в соглашениях с разными странами разный и варьируется от 6 до 36 месяцев.

МНС в своих Рекомендациях от 24.05.2019 приводит перечень стран, с которыми заключены соглашения об избежании двойного налогообложения, и указывает сроки существования постоянного представительства иностранной организации для целей налогообложения. 

Здесь важно помнить, что данные сроки применяются только в отношении уплаты налога на прибыль, но не применяются при определении налогового обязательства по НДС по деятельности строительной площадки, строительного или монтажного объекта. Иностранной организации, деятельность которой относится к последней, необходимо руководствоваться нормами НК при определении обязанности по уплате НДС.

Справочно.
Строительная площадка, монтажный или сборочный объект с начала ее (его) существования признаются постоянным представительством иностранной организации, если такие площадка или объект существуют на территории Республики Беларусь в течение периода, превышающего 180 дней в любом 12-месячном периоде, начинающемся или заканчивающемся в соответствующем налоговом периоде (ч. 1 п. 4 ст. 180 НК).

НК содержит понятие постоянного представительства, схожее с понятием, содержащимся в соглашениях об избежании двойного налогообложения. Так, в соответствии с подп. 1.1 и 1.2 п. 1 ст. 180 НК постоянным представительством иностранной организации, расположенным на территории Республики Беларусь, признаются:

— постоянное место деятельности, через которое иностранная организация полностью или частично осуществляет предпринимательскую и иную деятельность на территории Беларуси, за исключением предусмотренной абз. 2–5 ст. 180 НК;

— организация или физическое лицо, осуществляющие деятельность от имени иностранной организации и (или) в ее интересах и (или) имеющие и использующие полномочия иностранной организации на заключение контрактов или согласование их существенных условий (так называемый зависимый агент).

Проанализировав нормы международных соглашений об избежании двойного налогообложения и нормы п. 1 ст. 180 НК, можно сделать вывод, что определяющий признак, влияющий на налогообложение деятельности иностранной компании в Беларуси, — это место деятельности иностранной компании, через которое осуществляется коммерческая деятельность и которое включает в том числе место управления иностранной компании. 

Резюме.
Прорабатывая вопрос экономического присутствия иностранной организации на территории Беларуси, необходимо определиться с рядом ключевых моментов: где будет находиться место управления деятельностью организации? кто проводит переговоры по определению существенных условий договоров (сделок)? кто и где подписывает договоры? и т.п.
Важно понимать, что получение дохода от деятельности постоянного представительства иностранной организации является объектом налогообложения в Беларуси, что влечет контроль как со стороны налоговых органов, так и со стороны органов финансовых расследований. Поэтому регистрация компании в иностранной юрисдикции, сопряженная с получением основного дохода компании в Беларуси, при условии нахождения исполнительного органа (осуществление функций управления деятельностью компании) на территории Беларуси приведет к признанию деятельности такой компании через постоянное представительство на территории Беларуси и предъявлению к уплате в бюджет соответствующих налогов.

5640 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме