Общее собрание участников (далее — общее собрание) является высшим органом управления хозяйственного общества (далее — общество). В случаях и порядке, предусмотренных Законом Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее — Закон № 2020-XII) и уставом общества, созываются и проводятся очередные и внеочередные общие собрания.
По результатам проведения общего собрания не позднее 5 дней после его закрытия составляется протокол, в котором фиксируются все принятые на общем собрании решения.
Обязанность проведения общих собраний предусмотрена законодательством только для очередных общих собраний, которые должны проводиться не реже одного раза в год (годовое общее собрание). Несмотря на то, что в законодательстве напрямую отсутствует обязанность проведения внеочередных общих собраний, полагаем, что обязательность их проведения может логически следовать из существа вопроса, по которому необходимо принять решение общим собранием. Непроведение в таком случае внеочередного общего собрания приведет к непринятию решения по необходимому вопросу либо к совершению сделки, к примеру, директором общества с выходом за пределы его компетенции, что может повлечь оспаривание данной сделки и негативные последствия в деятельности общества.
Что касается ответственности за непроведение годового общего собрания, то непосредственной ответственности за это не установлено, однако косвенно его непроведение ведет к нарушению прав участников на участие в деятельности, на получение своей части прибыли, на получение достоверной информации об обществе. Соответственно, если годовое собрание не проводится по той причине, что оно не созывается директором общества, то это может быть рассмотрено как невыполнение им своих обязанностей как уполномоченного органа общества. Кроме того, неутверждение на годовом собрании годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности общества влечет формальную некорректность оформления данной отчетности, в том числе для третьих лиц (например, при представлении ее в государственные органы). Если отчетность, не утвержденная общим собранием, впоследствии привела к нарушению, например, налогового законодательства, это может являться дополнительным основанием для привлечения к ответственности участников общества (которые были таковыми на момент необходимости проведения общего собрания).
Изменения в порядке проведения общего собрания
Со вступлением в силу изменений в Закон № 2020-XII появилась обязанность исполнительного органа общества подготовить информацию о деятельности общества за отчетный период, которая должна содержать:
- обзор наиболее важных событий в деятельности общества, произошедших в отчетном периоде;
- наименование общества, размер долей в уставных фондах (количество акций), принадлежащих обществу;
- размер долей в уставном фонде (количество акций), отчужденных обществом в отчетном периоде;
- иную информацию, предусмотренную частью восьмой ст. 39 Закона № 2020-XII.
На наш взгляд, основной целью данных нововведений является желание законодателя гарантировать всем участникам, в том числе миноритарным, право на получение информации о деятельности общества, а также установить дополнительную форму контроля за деятельностью директора.
Изменениями предусмотрено, что не менее чем за 20 дней до проведения годового общего собрания общества информация о деятельности этого общества за отчетный период должна быть доступна для ознакомления лицам, имеющим право на участие в общем собрании общества, в местах, адреса которых указаны в извещении о проведении общего собрания. Эта информация должна быть доступна лицам, принимающим участие в общем собрании, также во время его проведения.
Как правило, порядок созыва и проведения общих собраний регулируется не только законодательством, но и уставом общества. Проведение общего собрания — достаточно урегулированная процедура с указанием органа, уполномоченного на созыв и проведение общего собрания, сроков созыва и проведения, содержания решения/извещения о созыве и проведении и т.д. Однако на практике часто встречаются нарушения законодательства и (или) устава общества при проведении общих собраний.
Топ-7 ошибок при проведении общего собрания
- Несоблюдение порядка созыва и проведения общего собрания. Общие собрания созываются и проводятся уполномоченным органом общества (чаще всего директором, однако может быть и наблюдательным советом), а также по требованию иных органов общества, аудиторской организации (аудитора), участников общества, обладающих в совокупности не менее чем 10 % голосов от общего количества голосов участников общества, и в иных случаях, предусмотренных Законом № 2020-XII.
Уполномоченный орган общества принимает решение о проведении общего собрания, содержание которого предусмотрено Законом № 2020-XII.
Лица, имеющие право на участие в общем собрании, извещаются о принятом решении о проведении общего собрания общества уполномоченным органом общества не менее чем за 30 дней до даты его проведения, если уставом не предусмотрен меньший срок или иной срок, установленный для определенных случаев в Законе № 2020-XII.
Несоблюдение порядка созыва и проведения общего собрания можно отнести к нарушению технического характера, последствия которого будут зависеть от факта участия в собрании всех участников общества, имеющих право на участие в собрании. Если в результате несоблюдения порядка созыва, в частности при ненадлежащем извещении о проведении собрания, один из участников не присутствовал и принятое решение нарушает его права и (или) законные интересы, то данный участник вправе оспорить такое решение в суде, при этом риск удовлетворения иска будет значительным. - Непроведение регистрации участников общего собрания (отсутствие списка лиц, участвующих в собрании). Согласно Закону № 2020-XII при проведении общего собрания в очной и смешанной формах (касается участников, присутствующих в месте проведения собрания) принявшими участие в общем собрании считаются лица, зарегистрировавшиеся для участия в нем. Список лиц, зарегистрировавшихся для участия в общем собрании, должен содержать подписи этих лиц и прилагается к протоколу общего собрания. Лица, не прошедшие регистрацию, не вправе принимать участие в голосовании.Зачастую на практике протокол общего собрания подписывает только председатель общего собрания. В таком случае при отсутствии списка лиц, зарегистрировавшихся для участия в общем собрании, возникают сомнения в фактическом участии лица в общем собрании и голосовании по принятым на общем собрании решениям. В указанном случае решение общего собрания может быть признано судом недействительным.
- Отсутствие проектов, утвержденных на общем собрании. В соответствии с частью второй ст. 47 Закона № 2020-XII протокол общего собрания подписывается с визированием каждой страницы, включая решения, прилагаемые к протоколу. Данное положение, наш взгляд, означает, что утвержденные на общем собрании проекты документов (устав, контракт с директором и пр.) должны быть приложены к протоколу и подписаны, так же как и протокол, на каждой странице. Отсутствие проектов утвержденных на общем собрании документов в качестве приложений к протоколу, а также подписей на нем может свидетельствовать о несогласовании общим собранием указанных документов.
Отметим, что Законом № 2020-XII, а равно и иными актами законодательства, не установлены требования к оформлению последней страницы устава общества. Соответственно, для регистрации проект устава в новой редакции может быть подписан только директором либо председателем общего собрания. В таком случае доказательством того, что это именно тот устав, который был утвержден общим собранием, да и самого факта его утверждения будет являться именно тот проект, который был приложен к протоколу и завизирован надлежащим образом. Следовательно, отсутствие этого приложения может породить в дальнейшем спор на предмет того, какой же устав был утвержден и какой зарегистрирован, и создать почву для злоупотреблений правом. - Неотражение в протоколе всех существенных условий сделки. Общее собрание принимает решение о заключении сделок, принятие решения по которым отнесено к компетенции общего собрания законодательством и (или) уставом общества. В частности, речь идет о крупных сделках и сделках с заинтересованностью аффилированных лиц общества. Полагаем, что в решении о совершении сделки должны быть указаны условия такой сделки, которые определены законодательством как существенные для сделок данного вида, а также другие условия сделки по решению общего собрания. При неутверждении всех существенных условий сделки общим собранием ее корпоративное одобрение можно признать ненадлежащим и впоследствии оспорить такую сделку.
- Проведение общего собрания в ненадлежащей форме. Законодательством предусмотрены очная, смешанная и заочная формы общего собрания. Выбор формы проведения общего собрания зависит от отсутствия ограничений согласно законодательству и (или) уставу общества на проведение общих собраний в определенной форме по определенным вопросам, а также возможности присутствия всех или некоторых участников в месте проведения общего собрания. Так, в соответствии с частью пятой ст. 45 Закона № 2020-XII годовое общее собрание не может проводиться в заочной форме, поскольку на годовом общем собрании принимается решение по вопросам избрания членов наблюдательного совета, членов ревизионной комиссии (ревизора), утверждения годовых отчетов, годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности общества и распределения его прибыли и убытков. В уставе могут быть предусмотрены также иные вопросы, решения по которым принимаются общим собранием путем проведения общего собрания в очной форме либо в очной и смешанной формах.
Решение общего собрания, проведенного в ненадлежащей форме, можно признать недействительным в суде. - Принятие решения при отсутствии кворума для проведения собрания и (или) для принятия решения. Согласно части второй ст. 43 Закона № 2020-XII общее собрание общества признается правомочным (имеет кворум), если его участники обладают в совокупности более чем 50 % голосов от общего количества голосов, принадлежащих участникам общества, если уставом общества не предусмотрено для кворума большее число голосов. В случае отсутствия установленного кворума годовое общее собрание должно быть проведено, а внеочередное общее собрание может быть проведено повторно с той же повесткой дня. Повторное общее собрание имеет кворум, если его участники обладают в совокупности более чем 30 % голосов от общего количества голосов и уставом общества не предусмотрено для кворума большее число голосов. При отсутствии кворума общее собрание не вправе принимать решения по вопросам повестки дня.
Что касается порядка принятия решений, то общим правилом является простое большинство (более 50 %) лиц, принявших участие в этом собрании, за исключением случаев, предусмотренных Законом № 2020-XII и уставом общества, когда для принятия решений по отдельным вопросам требуется квалифицированное большинство от числа голосов указанных лиц или от общего количества голосов участников общества либо когда решение указанными лицами или всеми участниками общества принимается единогласно.
С практической точки зрения важно находить и анализировать те вопросы, решения по которым могут приниматься отличным от обычного кворумом. Здесь необходимо отметить положение Закона № 2020-XII о том, что, если повестка дня общего собрания включает вопросы, голосование по которым осуществляется разным составом голосующих, для принятия решения по этим вопросам кворум определяется раздельно. При этом отсутствие кворума для принятия решения по вопросам, голосование по которым осуществляется одним составом голосующих, не препятствует принятию решения по имеющим кворум вопросам, голосование по которым осуществляется другим составом голосующих.Можно привести пример, когда на голосование выносится новая редакция устава либо изменения в устав. По общему правилу для обществ с ограниченной ответственностью кворум для такого решения — не менее двух третей голосов от общего количества голосов участников общества с ограниченной ответственностью. Соответственно, как кворум на таком собрании должен быть не менее 66 % от общего числа голосов, так и решение должно приниматься этими 66 %. Однако в изменениях в устав также может меняться положение устава общества об установлении порядка определения числа голосов участников и закрепляться, что в новой редакции эти голоса определяются непропорционально доле участника в уставном фонде. При этом согласно части первой ст. 109 Закона № 2020-XII такое решение принимается всеми участниками единогласно и требует кворума 100 %. Следовательно, при утверждении устава с таким положением квалифицированным большинством голосов будет автоматически нарушен кворум для принятия решения по конкретному вопросу и в целом декларация о том, что при принятии устава были соблюдены все законодательные требования, что в свою очередь подтверждается при регистрации устава.
Кроме того, решения, принятые при отсутствии кворума общего собрания, могут быть признаны судом недействительными. - Принятие решения по вопросам, не включенным в повестку дня. Исходя из ст. 44 Закона № 2020-XII общее собрание не вправе принимать решения по вопросам, не включенным в повестку дня этого собрания, а также изменять его повестку дня, за исключением единогласного принятия решения общим собранием, в работе которого принимают участие все лица, имеющие право на участие в этом общем собрании, если иное не предусмотрено уставом.
Соответственно, по общему правилу, если иное не предусмотрено уставом общества, принимать решения по вопросам, не включенным в повестку дня, можно, только если на собрании присутствуют все лица, имеющие права на участие в собрании, и все они проголосовали «за» единогласно. В противном случае решение общего собрания может быть оспорено в суде.
Однако отдельно подчеркнем, что уставом данное положение может быть изменено и закреплено, что общее собрание вправе принимать решения по вопросам, не включенным в повестку дня этого собрания, а также изменять его повестку дня. Это, с одной стороны, может упразднить техническую сторону организации общих собраний, а с другой — привести к злоупотреблению своими правами участвующими в общем собрании лицами, которые получат право выносить на рассмотрение общего собрания вопросы, не заявленные изначально в повестку и, соответственно, неизвестные заранее лицам, которые по тем или иным причинам не присутствуют на общем собрании (хотя они присутствовали бы, если бы знали, что будут рассматриваться «дозаявленные» вопросы).
Все перечисленные выше ошибки так или иначе могут привести к признанию судом решений общего собрания недействительными.Так, часть седьмая ст. 45 Закона № 2020-XII устанавливает, что решение общего собрания, принятое с нарушением требований данного Закона и иного законодательства или устава общества и нарушающее права и (или) законные интересы участника (бывшего участника) этого общества, может быть оспорено в суде участником общества (бывшим участником).В качестве дополнения с 26.01.2016 в Законе № 2020-XII закреплено положение о том, что суд вправе с учетом всех обстоятельств дела оставить в силе оспариваемое решение, если голосование участника (бывшего участника) общества не могло повлиять на результаты голосования или исполнение решения не повлекло за собой причинение убытков участнику (бывшему участнику) общества либо если возникновение иных неблагоприятных последствий для него и допущенные нарушения не являются существенными.Указанное положение подтверждает сложившуюся к этому времени судебную практику о том, что для признания недействительными решений общего собрания недостаточно формального нарушения процедуры проведения общего собрания, важно также наличие нарушения прав и (или) законных интересов участника (бывшего участника) общества.