Вы на портале

Применение условий несостоявшейся процедуры при закупке из одного источника

Вопрос: Заказчик проводил процедуру запроса ценовых предложений. Согласно условиям процедуры предусмотрено применение преференциальной поправки и допуск товаров иностранного происхождения и поставщиков, предлагающих такие товары, в порядке, определенном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.03.2016 № 206 «О допуске товаров иностранного происхождения и поставщиков, предлагающих такие товары, к участию в процедурах государственных закупок» (далее — постановление № 206).

Процедура запроса ценовых предложений была признана несостоявшейся, заказчик перешел к закупке из одного источника.

Должен ли заказчик применять условия о преференциальной поправке и допуске товаров иностранного происхождения, указанные выше, при проведении процедуры закупки из одного источника?

Майборода Владимир
Майборода Владимир

Юрист

2563 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Ответ: Нет, не должен.

В соответствии с п. 2 ст. 27 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее — Закон № 419-З) в случае признания процедуры государственной закупки несостоявшейся заказчик вправе провести процедуру закупки из одного источника по согласованию с государственным органом, в подчинении которого находится заказчик, а при отсутствии такого государственного органа — по согласованию с уполномоченным государственным органом по государственным закупкам или на основании самостоятельно принятого решения после проведения повторной процедуры государственной закупки, которая также была признана несостоявшейся. При этом не подлежат изменению предмет государственной закупки и требования к предмету государственной закупки, требования к участникам, сроки и условия поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) и их оплаты, определенные при проведении процедуры государственной закупки, которая признана несостоявшейся, в том числе в отношении отдельных частей (лотов).

В приведенной выше норме предмет государственной закупки, требования к нему, сроки условия поставки и оплаты — это существенные условия договора государственной закупки, который предполагается заключить по результатам ее проведения.

Требования к участникам должны быть сформированы заказчиком в строгом соответствии с п. 2 ст. 16 Закона № 419-З. Перечень таких требований является исчерпывающим и изменяется только путем установления дополнительных требований к участникам Советом Министров Республики Беларусь.

Дополнительные требования к участникам государственных процедур закупок установлены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.06.2019 № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О государственных закупках товаров (работ, услуг) "».

Согласно п. 2 ст. 5 Закона № 419-З Совет Министров Республики Беларусь может установить условия допуска товаров (работ, услуг) иностранного происхождения и поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предлагающих такие товары (работы, услуги), к участию в процедурах государственных закупок в случае, если иностранным государством в отношении товаров (работ, услуг) отечественного происхождения и поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предлагающих такие товары (работы, услуги), не установлен национальный режим.

Условия допуска товаров (работ, услуг) иностранного происхождения и поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предлагающих такие товары (работы, услуги), к участию в процедурах государственных закупок (далее — условия допуска) являются мерами, ограничивающими поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг), происходящих из определенных стран.

Условия допуска — это не требования к участникам, предусмотренные законодательством.

Таким образом, при проведении закупки из одного источника заказчик не обязан соблюдать условия допуска, установленные постановлением № 206.

В абз. 14 ст. 1 Закона № 419-З определено, что преференциальная поправка — это предоставление преимущества товарам (работам, услугам), предлагаемым участниками.

В соответствии с ч. 1 п. 1 ст. 49 Закона № 419-З под процедурой закупки из одного источника понимается вид процедуры государственной закупки, представляющий собой способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственной закупки, при которой заказчик предлагает заключить договор государственной закупки только одному потенциальному поставщику (подрядчику, исполнителю).

Таким образом, в процедуре закупки из одного источника всегда участвует только один участник. Преференциальная поправка — способ предоставления преимущества участнику, имеющему на нее право, при сравнении его предложения с предложением участника, не имеющего права на применение такой поправки.

Поскольку при проведении процедуры закупки из одного источника отсутствует сравнение предложений, применение преференциальной поправки не имеет смысла.

2563 Shape 1 copy 6Created with Avocode.