Привлечение к ответственности за трансграничные нарушения конкуренции в ЕАЭС
Евразийская экономическая комиссия уполномочена проводить расследования и привлекать к ответственности нарушителей законодательства о конкуренции на трансграничном рынке.
Евразийская экономическая комиссия уполномочена проводить расследования и привлекать к ответственности нарушителей законодательства о конкуренции на трансграничном рынке.
В мае текущего года Евразийская экономическая комиссия (далее — ЕЭК, Комиссия) получила действительные правовые основания проводить расследования и привлекать к ответственности нарушителей законодательства о конкуренции на трансграничном рынке (когда географические границы рынка должны охватывать территории двух и более государств-членов). Предоставление таких полномочий определено Соглашением о порядке защиты конфиденциальной информации и ответственности за ее разглашение при осуществлении Евразийской экономической комиссией полномочий по контролю за соблюдением единых правил конкуренции (подписано в г. Москве 12.11.2014).
Соответствующий контроль может осуществляться ЕЭК самостоятельно (анализ, обобщение информации, мониторинг СМИ), по заявлениям (сообщениям) национальных антимонопольных органов, заинтересованных субъектов хозяйствования либо потребителей товаров (работ, услуг). При проведении расследования нарушений Комиссия вправе направить в уполномоченные органы государств-членов мотивированное представление о реализации таких процессуальных действий, как опрос лиц, истребование документов, осмотр территорий, помещений, документов, вручение документов или их копий участникам соответствующего дела, экспертиза и т.д.
По сведениям ЕЭК, в настоящее время проводится анализ таких рынков, как железнодорожные и авиаперевозки, энергетика, рынок услуг сотовой связи в роуминге, производство ряда продуктов питания, производство сельскохозяйственной техники и оборудования и др. По мнению представителей Комиссии, уровень цен и тарифов по соответствующим товарам (услугам) может и должен быть в ряде случаев ниже, а нынешний их размер обусловлен нарушением норм о конкуренции либо монопольным доминированием.
Решения Комиссии (о наложении штрафа; обязывающие нарушителя совершить определенные действия) являются исполнительными документами и подлежат исполнению органами принудительного исполнения государства-члена, на территории которого зарегистрированы правонарушители.
С учетом положений ст. 76 Договора о Евразийском экономическом союзе, подписанного 29 мая 2014 г. в г. Астане, в п. 16 Протокола № 19 (далее — Протокол № 19 к Договору о ЕАЭС) перечислены следующие наказуемые виды нарушений:
Справочно.
Для реализации контрольных полномочий ЕЭК в сфере конкуренции на трансграничном рынке утверждены:
— Методика оценки состояния конкуренции (решение Совета ЕЭК от 30.01.2013 № 7);
— Методика определения монопольно высоких и монопольно низких цен (решение Совета ЕЭК от 17.12.2013 № 117);
— Методика расчета и порядок наложения штрафов (решение Совета ЕЭК от 17.12.2013 № 118).
Также могут утверждаться особенности применения общих правил конкуренции в различных отраслях экономики.
Размеры штрафов выражены в твердых суммах российских рублей, а также в определенном проценте изъятий от выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, либо суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение.
Размеры штрафов могут быть изменены решением Высшего совета, за исключением штрафов, налагаемых на юридические лица и исчисляемых исходя из суммы выручки (расходов) правонарушителя.
Штрафы выплачиваются в национальной валюте того государства-члена, на территории которого зарегистрирован правонарушитель, по курсу, установленному национальным (центральным) банком на день принятия Комиссией решения о наложении штрафа.
Допускается освобождение от ответственности за правонарушения лица (группы лиц), добровольно заявившего в Комиссию о заключении им недопустимых соглашений, при условии того, что на момент обращения лица с заявлением Комиссия не располагала сведениями и документами о совершенном правонарушении, а лицо отказалось от участия или дальнейшего участия в соглашении.
Безусловно, с практической точки зрения субъектов хозяйствования интересует прежде всего, когда Комиссия в полной мере начнет применять свои достаточно серьезные полномочия. Полагаем, что с учетом большого объема аналитической и организационной работы в каждом конкретном случае ожидать в скором времени массового возбуждения дел не стоит. Во многом реальность наложения штрафов зависит от проактивности национальных антимонопольных органов, которые будут выполнять непосредственную функцию по сбору материалов. В неформальном общении представители Комиссии достаточно уверенно заявляют о ресурсной готовности начинать и проводить расследования, в то же время акцентируя внимание, что до вынесения решений они настроены разрешать ситуации посредством переговоров и убеждения субъектов хозяйствования в добровольном отказе от нарушений законодательства.
Немаловажным является тот факт, что решение Комиссии может быть обжаловано субъектом хозяйствования в Суде Евразийского экономического союза. В случае принятия Судом Союза заявления об обжаловании решения Комиссии действие решения приостанавливается до дня вступления решения Суда Союза в законную силу. Важной особенностью дел по обжалованию данной категории решений является отсутствие необходимости предварительного обращения заявителя в Комиссию для урегулирования вопроса в досудебном порядке (часть четвертая п. 14 Протокола № 19 к Договору о ЕАЭС).