Вы на портале

Роль юридической службы в организации системы антимонопольного комплаенса

В последние годы особую актуальность для бизнеса приобретает вопрос соблюдения требований антимонопольного законодательства. В условиях значительных санкций за нарушения сложно переоценить роль антимонопольного комплаенса и возможность с его помощью сделать риски в этой сфере более предсказуемыми и контролируемыми. Как не стать героем новостей на сайте МАРТ об очередном антимонопольном расследовании, расскажет ведущий юрисконсульт СП «Перно Рикар Минск» ООО Дмитрий Коношенко, имеющий опыт построения систем антимонопольного комп­лаенса.

Коношенко Дмитрий
Коношенко Дмитрий
Ведущий юрисконсульт СП «Перно Рикар Минск» ООО
173 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Содержание:


Эта статья:

— расскажет, что такое антимонопольный комплаенс и как организовать работу с сотрудниками в рамках системы антимонопольного комплаенса;

— подскажет, как провести антимонопольный аудит текущей деятельности и систематизировать соответствующие бизнес-процессы.


Что такое антимонопольный комплаенс и зачем он нужен

Антимонопольный комплаенс можно определить как систему внутрикорпоративных мер, направленных на предотвращение нарушений антимонопольного законодательства. Нарушение закона гораздо проще предотвратить, чем потом героическими усилиями тушить полыхающий пожар. Именно по этой причине антимонопольный комплаенс становится все более актуален, и встречавшееся несколько лет назад восприятие бизнесом антимонопольных ограничений как назойливых препятствий, от которых можно безболезненно отмахнуться, уходит в прошлое. 

Исходя из собственного опыта построения и функционирования комплаенс-систем, выделим следующие их главные элементы:

  • антимонопольный аудит текущей деятельности и систематизация соответствующих бизнес-процессов;
  • работа с людьми (сотрудниками организации).

При этом в силу огромного многообразия рынков и бизнесов не может быть унифицированных правил создания и функционирования комплаенс-систем. В зависимости от специфики отрасли и конкретного бизнеса антимонопольный комплаенс будет иметь свои особенности.

Рассмотрим подробнее главные элементы системы антимонопольного комплаенса.

Антимонопольный аудит текущей деятельности и систематизация соответствующих бизнес-процессов

В данном элементе мы бы выделили 3 направления работы:

1) изучение рынка;

2) изучение бизнес-процессов, затрагивающих антимонопольные вопросы, их корректировка и систематизация, включая разработку и внедрение соответствующих локальных правовых актов (далее — ЛПА);

3) определение процессов, требующих участия юристов.

Как и в любой сфере, для начала необходимо понять, с чем вы имеете дело, а для этого нужно изучить рынок: определить товарные и географические границы, рассчитать емкость и доли участников. 

Данный этап чрезвычайно важен, поскольку антимонопольное законодательство содержит различные подходы к регулированию деятельности компании в зависимости от ее положения на рынке: одно дело, если у вас доля рынка 5 %, и совсем другое, если доля 30 % и возникает риск признания доминирующего положения и возникновения необходимости соблюдать требования ст. 18 Закона Республики Беларусь от 12.12.2013 № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», а это уже особые требования к бизнес-процессам и ЛПА, их регулирующим.

Как просчитать рынок? Можно попробовать самостоятельно, если вы уверены, что обладаете всей необходимой информацией и компетенциями. Но важно учитывать, что подходы бизнеса в определении рынка (к примеру, его товарных или географических границ) могут существенно отличаться от подходов регулятора. Как следствие, может возникнуть риск нарушений, например, в вопросах доминирующего положения или допустимости вертикального соглашения.

Исходя из своего опыта, можем рекомендовать по этому вопросу обратиться в отраслевую лабораторию антимонопольного и ценового регулирования, регулирования в области торговли, функционирующую на базе Белорусского государственного экономического университета. 

C хорошим анализом рынка у вас уже будет понимание, в каком направлении двигаться дальше, и можно приступать к изучению соответствующих бизнес-процессов, их корректировке и систематизации. Круг процессов может быть самым обширным, но чаще всего это процессы в отделах продаж, маркетинга, бизнес-аналитики. Значительную часть указанной работы составляет подготовка соответствующих ЛПА. Это задача весьма трудоемкая и требующая значительных кросс-функциональных трудозатрат, особенно когда речь идет о крупном и сложном бизнесе. При определении необходимых ЛПА можно ориентироваться на следующий примерный перечень: 

  • коммерческая политика, регулирующая основы ведения коммерческой деятельности в части осуществления продажи/закупки товаров/работ/услуг и взаимодействия с контрагентами; 
  • ценовая политика, регулирующая порядок формирования и применения цен, скидок, торговых премий;
  • категоризация клиентов/поставщиков, устанавливающая критерии отнесения контрагентов к соответствующей категории; 
  • политика по соблюдению антимонопольного законодательства, в которой работникам простыми словами объясняются сложные антимонопольные понятия. 

ЛПА можно написать самостоятельно, но если вы делаете это впервые и не погружены в антимонопольные нюансы, то лучше обратиться к юридическим компаниям с соответствующими практиками. 

Также необходимо определить процессы, требующие участия юристов. Нам обязательным видится участие юристов как минимум в следующих процессах:

1) согласование нетиповых договоров. Особое внимание следует уделять различного рода дистрибьюторским соглашениям, соглашениям о торговой премии и т.п.; 

2) согласование рекламных материалов, запуск новых продуктов (один из основных факторов риска для недобросовестной конкуренции);

3) коммуникации с контрагентами/гос­органами (к примеру, письма о повышении цен, непродлении договора, коммерческие предложения, рекомендованные цены и т.п.). Для различного рода неоднозначных ситуаций имеет смысл разработать типовые коммуникации для сотрудников.

Работа с сотрудниками

Любая работа начинается с людей, и главная задача юристов в данном направлении — это формирование должного уровня правовой культуры среди сотрудников «группы риска» (как правило, продажи/закупки, маркетинг, бизнес-анализ).

Основным инструментом для выполнения этой задачи является обучение основам антимонопольных требований. Начать рекомендуем с руководства бизнеса, а уже потом переходить к работе с остальными сотрудниками. При этом целесообразно пригласить директора или учредителей на обучение для работников или каким-то иным заметным образом показать вовлеченность высшего командного состава и тем самым подчеркнуть значимость проделываемой работы.

При этом отметим важность работы с руководителями функций. Вовлеченный начальник отдела продаж или маркетинга станет прекрасным антимонопольным амбассадором и существенно снизит риски, контролируя каждодневную работу своих подчиненных. 

Касательно нюансов обучения выделим следующие моменты:

1. Перед юридической службой не стоит задача сделать из менеджера по продажам или маркетолога юриста, а вот простым языком, на понятных и конкретных примерах объяснить базовые антимонопольные требования — это именно то, что дает результат.

2. Нормы закона лучше объяснять на конкретных примерах вашего рынка.

3. В отдельных ситуациях целесооб­разно пригласить на обучение сотрудников контрагентов, к примеру дистрибьюторов.

4. Важно объяснить, что источником информации для регулятора являются не только официальные документы, но и любые «джентельменские соглашения», переписка в мессенджерах, презентации и т.п.

Дополнительно весьма полезным будет один раз в год проводить оценку знаний сотрудников, как правило, в форме небольшого онлайн-теста. Также не будет лишним, если, наткнувшись на интересный и релевантный для вашего бизнеса антимонопольный кейс, вы поделитесь им со своими коллегами из «группы риска». Такие простые вещи помогут поддерживать на должном уровне «антимонопольную форму» ваших сотрудников и тем самым избежать неприятных вопросов со стороны регулятора.

Рекомендуем также проводить обучение по законодательству о рекламе для отдела маркетинга, поскольку грань между ненадлежащей рекламой и недобросовестной конкуренцией весьма тонкая и очень важно предотвратить возникновение рисков уже на этапе разработки рекламных активностей.

173 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме