Правовой режим несостоятельности (банкротства)
Процедура экономической несостоятельности (банкротства) является специальным правовым режимом, в котором находится основной должник до момента своей ликвидации. Правила поведения должника, кредиторов, участников должника, государственных органов и иных заинтересованных лиц в рамках этого правового режима определены Законом Республики Беларусь от 13.07.2012 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве). Целью Закона о банкротстве является разрешение неплатежеспособности, а в случае невозможности — ликвидация должника.
Справочно.
Антикризисный управляющий — специальное должностное лицо, выполняющее внедоговорные обязанности, установленные Законом о банкротстве, и предпринимающее меры, направленные на поиск, возврат активов должника и проведение расчетов с кредиторами, на установление и проверку причин и обстоятельств, вызвавших банкротство должника.
Учитывая особенности правового режима должника в рамках процедуры банкротства, комплекс прав кредиторов и обязанностей должника, установленных Законом о банкротстве, у антикризисного управляющего, в том числе с участием кредиторов, имеются все необходимые возможности и доступ к документальным доказательствам для установления как причин банкротства должника, так и, соответственно, оснований для предъявления иска о субсидиарной ответственности.
Требования кредиторов в ликвидационном производстве
В силу ч. 7 ст. 147 Закона о банкротстве требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества должника, признаются погашенными. Погашенными признаются также непризнанные и непредъявленные требования кредиторов, если кредиторы не обращались в экономический суд.
Согласно ч. 1 ст. 151 Закона о банкротстве после рассмотрения экономическим судом отчета управляющего по итогам ликвидационного производства и признания его обоснованным, а также при отсутствии оснований для признания недействительными итогов ликвидационного производства экономический суд выносит определение о завершении ликвидационного производства.
С момента внесения записи об исключении должника из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее — ЕГР) полномочия управляющего прекращаются, ликвидационное производство считается завершенным, должник — юридическое лицо — ликвидированным, должник — индивидуальный предприниматель — прекратившим свою деятельность и свободным от долгов, связанных с его деятельностью в качестве индивидуального предпринимателя.
В определении экономического суда о завершении ликвидационного производства со ссылкой на указанные нормы Закона о банкротстве, как правило, отражается, что требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества должника, признаются погашенными.
Таким образом, в Законе о банкротстве выстраивается конструкция, согласно которой непогашенные требования кредиторов признаются погашенными с момента исключения должника из ЕГР в силу требований ст. 147, 151 данного Закона.
Через иски — к погашению
Основанием иска о возложении субсидиарной ответственности на винов-ное лицо должен являться вывод о причинах банкротства, отражаемый антикризисным управляющим в отчете об имуществе должника в соответствии со ст. 116 Закона о банкротстве.
Таким образом, уже к моменту рассмотрения экономическим судом отчета об имуществе должника и принятия решения о признании его банкротом все заинтересованные в исходе дела лица знают (должны знать) о наличии оснований для предъявления искового заявления о возложении субсидиарной ответственности.
При установлении виновных действий уполномоченных лиц, вызвавших банкротство должника, антикризисный управляющий предъявляет иск о возложении на таких лиц субсидиарной ответственности по всем обязательствам должника и в интересах всех его кредиторов.
Необходимость установления процессуальных сроков для предъявления таких исков за пределами процедуры банкротства, таким образом, отсутствует.
Судебная практика
Согласно ч. 6 ст. 11 Закона о банкротстве кредитору (кредиторам) или его (их) правопреемникам, государственным органам, прокурору, контролирующим органам предоставлено право предъявить иски о привлечении к субсидиарной ответственности в течение 10 лет с момента возбуждения производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве). За редким исключением процедуры банкротства завершаются до момента истечения данного срока.
Следовательно, для реализации указанного права необходимо установить, что обязательства основного должника по итогам процедуры банкротства и исключения его из ЕГР не были прекращены либо их прекращение не связано с реализацией права кредитора (уполномоченного органа) на предъявление иска о возложении субсидиарной ответственности.
В судебной практике встречается реализация разных подходов.
В первом случае для обоснования того, что обязательства основного должника в процедуре банкротства не были прекращены, используется общая норма ст. 389 ГК, согласно которой обязательство прекращается ликвидацией юридического лица (должника или кредитора), кроме случаев, когда законодательством исполнение обязательства ликвидированного юридического лица возлагается на другое лицо (по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и в других случаях). Таким «другим случаем» непрекращенного обязательства, по мнению судов, является возможность возложения субсидиарной ответственности на других лиц, установленная ч. 2 п. 3 ст. 52 ГК.
Во втором случае суды указывают на наличие у кредитора (уполномоченного органа) защищенного Законом о банкротстве права на судебную защиту посредством предъявления иска к третьему лицу в установленный срок, что является достаточным основанием для рассмотрения иска о возложении субсидиарной ответственности.
Очевидным становится то обстоятельство, что обязательства ликвидированных по итогам процедуры банкротства юридических лиц не прекращаются, а погашение требований кредиторов в силу требований ст. 147 Закона о банкротстве является не окончательным, а условным.
Банкротство физлиц в РФ. О наиболее важных нюансах расскажет Александр Попелюк, советник юридической компании «Lidings» (РФ). Смотрите видео
Правовые парадоксы
В соответствии с п. 25 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1, собственник имущества (учредители, участники), председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор), допустившие нарушения требований законодательных актов, регулирующих порядок ликвидации юридического лица, в результате которых юридическое лицо было исключено из ЕГР без применения процедуры экономической несостоятельности (банкротства), солидарно несут субсидиарную ответственность по обязательствам ликвидированного юридического лица в размере неудовлетворенных требований кредиторов. При этом срок исковой давности для предъявления иска о привлечении к субсидиарной ответственности — 3 года.
Складывается ситуация, при которой в отношении заинтересованных лиц предприятий, прошедших длительную, сложную, исчерпывающую процедуру банкротства, срок исковой давности для привлечения их к субсидиарной ответственности установлен в 10 лет, в то время как для таких же лиц, но умышленно скрывших сведения о кредиторской задолженности и допустивших исключение должника из ЕГР, — 3 года.
Установление исковой давности для предъявления исков о возложении субсидиарной ответственности за пределами сроков проведения процедуры банкротства нивелирует саму ценность указанной процедуры.
Отсылка к самостоятельному праву кредитора в течение 10 лет от своего имени подавать иски о возложении субсидиарной ответственности снижает мотивацию антикризисных управляющих на исследование причин банкротства, установление причинно-следственных связей, повлекших банкротство должника, не способствует эффективному процессуальному контролю за деятельностью антикризисных управляющих не «по форме», а «по содержанию» их работы.
Столь длительный процессуальный срок также серьезно влияет на правоприменительную практику, позволяя в ходе десятилетнего периода распространять вновь возникшие представления о наступающей ответственности на отношения, прекратившиеся задолго до этого. Такой подход не способствует стабильности гражданского оборота, а также формирует неустойчивую институциональную среду, поддерживая стереотипы недоверия к правовой системе в целом.
Наличие такого сложного, дорогого, длительного, детально прописанного и прозрачного механизма, как процедура экономической несостоятельности (банкротства), должно оправдываться в том числе ясностью, однозначностью и окончательностью принятых по итогам процедуры решений, в первую очередь — о списании долгов и прекращении обязательств.
Полагаем, что наличие десятилетнего срока исковой давности для предъявления исков о возложении субсидиарной ответственности, в том числе за пределами процедур банкротства, избыточно и не является необходимым инструментом дополнительной защиты прав кредиторов, чьи права в полной мере защищены Законом о банкротстве.
P.S. Проверьте свои юридические знания и пройдите наш ежемесячный тест!