Ряд российских организаций реализуют свои товары на территории Беларуси через белорусскую торговую розничную сеть. Для увеличения объемов и сокращения сроков продаж используются различные варианты присутствия представителей (работников) российской организации в Беларуси, в том числе непосредственно на торговых объектах белорусских сетей. При этом возникает вопрос с выбором организационно-правовой формы присутствия работников иностранной компании на торговом объекте белорусского юридического лица.
Чтобы способствовать продвижению своих товаров на территории Республики Беларусь, зарубежные организации (в данном случае — российские) открывают свои представительства для осуществления предпринимательской деятельности или же регистрируют белорусское юридическое лицо. В задачи таких организаций входят изучение спроса на товары, работа по представлению товаров в белорусских торговых сетях, рекламная и маркетинговая политика. Для решения указанных задач, на наш взгляд, наиболее оптимальным является создание нового юридического лица — резидента Республики Беларусь. Вместе с тем такой вариант работы на белорусском рынке влечет за собой дополнительные материальные и трудовременные затраты, что не всегда выгодно зарубежным компаниям.
К сведению
После вступления в силу с 1 января 2014 г. постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2013 № 1189 «Об утверждении Положения о порядке открытия и деятельности в Республике Беларусь представительств иностранных организаций <...>» представительство коммерческой иностранной организации не может быть открыто для осуществления предпринимательской деятельности.
Помимо создания нового юридического лица российская организация и белорусская торговая сеть могут выбрать один из рассмотренных ниже вариантов. При этом следует четко понимать, совершение каких действий и соблюдение каких норм потребуются от сторон в каждом конкретном случае.
Вариант первый: заключение договора комиссии и последующее оформление командировок
Заключение договора комиссии. По договору комиссии на реализацию товара белорусская торговая сеть (комиссионер) принимает на себя обязательство за вознаграждение совершать от своего имени, но за счет российской организации (комитента) сделки по реализации товара комитента.
На практике, скорее всего, будет иметь место смешанный договор с элементами договора комиссии, поскольку законодательством прямо не предусмотрен и подробно не регламентирован процесс координации представителем комитента действий последнего по исполнению договора комиссии.
Важно прописать в договоре не только наличие, количество и данные самих представителей в организации комиссионера, но и их подотчетность, права и обязанности как по отношению к реализуемому товару, так и по отношению к работникам и руководству белорусской торговой сети. Ведь осуществление контроля за продажей товаров будет подразумевать не только своего рода «руководство» одной категорией белорусских работников сети, но и подчинение другим. Так, например, российские работники будут руководить работой продавцов, менеджеров по продажам и, возможно, технического персонала. В то же время они будут подотчетны одному или нескольким представителям (ответственным лицам) белорусской организации.
Необходимо также предусмотреть в договоре материальную ответственность сторон, а именно кто из них обязуется нести расходы по пребыванию российских представителей в Республике Беларусь. Исходя из этого, нужно определить комиссионное вознаграждение.
В качестве существенных условий договора комиссии определяются его предмет, сделки, которые должен совершить комиссионер в интересах комитента (п. 1 ст. 880 Гражданского кодекса Республики Беларусь, далее — ГК), условия, которые названы в законодательстве как существенные, необходимые или обязательные для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (часть вторая п. 1 ст. 402 ГК).
Наименование, ассортимент, количество, качество, стоимость, минимальная цена реализации товара, а также иные его характеристики и дополнительные условия указываются в спецификации на реализацию товара.
Оформление командировки. Российский наниматель направляет своего работника (работников) в командировку на основании договора, где по согласованию сторон прописываются все условия для пребывания работника (работников). Дополнительно могут быть указаны, к примеру, рабочие места по конкретному адресу и для каждого из российских представителей, места жительства во время пребывания в Республике Беларусь, жилье, питание, суточные, максимальный срок командировки, перечень функций представителей и материальная ответственность сторон и т.п.
В российской организации оформление командировки осуществляется по законам Российской Федерации, а значит, предполагается, что российский работник прибудет в белорусскую организацию уже с надлежаще оформленными документами и не создаст проблем для принимающей стороны в части правильности оформления командировки.
Справочно
Правительство Российской Федерации (далее — Правительство РФ) отменило привычные для многих бухгалтеров документы: командировочное удостоверение, служебное задание и отчет о командировке (новая редакция постановления Правительства РФ от 13.10.2008 № 749 «Об особенностях направления работников в служебные командировки», утвержденная постановлением Правительства РФ от 29.12.2014 № 1595, которая вступила в силу с 08.01.2015).
Следует иметь в виду, что в Российской Федерации командировочное удостоверение не выдается, а значит, работник российской компании предоставит лишь приказ (распоряжение) руководителя, который по законодательству Российской Федерации является основным документом для направления работника в командировку. Если договором комиссии предусмотрено, что расходы по командировке сотрудников несет российская сторона, то бухгалтерия российской организации выдаст сотруднику под отчет деньги на проезд, проживание и суточные и осуществит окончательный расчет после предоставления отчета и предъявления остальных документов. Если расходы несет белорусская сторона, то основанием для таких выплат будут являться приказ российской компании о направлении в командировку, соответствующие положения договора комиссии и документы, подтверждающие произведенные расходы.
Вариант второй: заключение трудового договора с российским представителем
Следует отметить, что прием представителя российской компании в белорусскую организацию на условиях совместительства невозможен. В этом случае основной работой будет оставаться работа в Российской Федерации, однако признаваться белорусским законодательством как «основная» она не будет ввиду ее нахождения за пределами Республики Беларусь, а значит, трудовой договор на условиях совместительства заключен быть не может.
Как вариант, российская организация может предусмотреть отпуск за свой счет того или иного сотрудника, который на это время будет направлен в Республику Беларусь. На наш взгляд, таким образом работник не утратит правовую связь с российской организацией и при этом сохранит свою должность, а также обязанности по договору комиссии.
Другим вариантом будет являться расторжение трудового договора с российской компанией и прием на работу в белорусскую организацию по трудовому договору. Разумеется, при расторжении трудовых отношений работник теряет всякую правовую связь с российским нанимателем, а значит, нет никаких гарантий выполнения им своих обязанностей, ведь по договору комиссии на территории Республики Беларусь должен присутствовать именно представитель российской организации.
Вопросы трудоустройства граждан Российской Федерации, равно как и граждан Республики Казахстан и Республики Армения, в Республике Беларусь регулируются Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014. В частности, в данном Договоре предусмотрено следующее:
- трудящиеся указанных государств осуществляют трудовую деятельность на основании трудового или гражданско-правового договора без получения специального разрешения на осуществление трудовой деятельности на территории Республики Беларусь (п. 1 ст. 97);
- граждане указанных государств, прибывшие в целях осуществления трудовой деятельности, и члены их семьи освобождаются от регистрации в уполномоченных органах Республики Беларусь в течение 30 суток с даты въезда на территорию Республики Беларусь (п. 6 ст. 97);
- по требованию трудящегося (в том числе бывшего работника) работодатель обязан на безвозмездной основе выдать ему справку с указанием профессии (специальности, квалификации и должности), периода работы и размера заработной платы в сроки, установленные законодательством государства трудоустройства (п. 7 ст. 98);
- доходы трудящегося, полученные им в результате осуществления трудовой деятельности, подлежат налогообложению в соответствии с законодательством Республики Беларусь с учетом положений ст. 73 «Налогообложение доходов физических лиц» Договора (п. 10 ст. 98).
Таким образом, прием на работу граждан Российской Федерации осуществляется в упрощенном порядке. Чтобы трудоустроиться, гражданину Российской Федерации вполне достаточно просто заключить с нанимателем трудовой договор. Трудовой договор служит основанием для получения разрешения на временное проживание на срок действия договора, но не более одного года. Для получения разрешения на временное проживание необходимо обратиться в соответствующее районное подразделение по гражданству и миграции.
Вместе с тем встает вопрос о том, как оформить работника из Российской Федерации, если у него уже есть трудовая книжка российского образца. С одной стороны, в соответствии с частью второй ст. 7 Договора между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о равных правах граждан, подписанного в г. Москве 25.12.1998, граждане Республики Беларусь и Российской Федерации имеют равные права в оплате труда, режиме рабочего времени и времени отдыха, охране и условиях труда, а также других вопросах трудовых отношений. Документы, выданные в Республике Беларусь и Российской Федерации для реализации трудовых прав, и социально-трудовых гарантий их граждан, или их копии, заверенные в установленном порядке, признаются без легализации (абзац второй п. 1 Решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 № 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий»).
С другой стороны, в соответствии с п. 8 Инструкции о трудовых книжках, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 16.06.2014 № 40, лицу, впервые поступающему на работу, нанимателем в присутствии работника не позднее 7 календарных дней со дня приема заполняется трудовая книжка установленного образца.
Следовательно, трудовая книжка, выданная в Российской Федерации, признается в Республике Беларусь как документ, подтверждающий право гражданина на реализацию трудовых прав и социально-трудовых гарантий, в частности для подтверждения стажа работы и т.д. Но в соответствии с нормами законодательства Республики Беларусь для работника, имеющего трудовую книжку Российской Федерации, следует осуществлять выдачу и оформление белорусской трудовой книжки установленного образца.
Резюме
Законодательство Республики Беларусь позволяет использовать любой из рассмотренных выше вариантов сопровождения продаж через белорусскую розничную торговую сеть. Выбор варианта зависит прежде всего от того, какие стратегические цели преследуют белорусская и российская организации, какими ресурсами (материальными, трудовыми, временными) они располагают, на какой срок планируют продлить сотрудничество и т.п.
по теме