Как правило, за нарушение действующего в Республике Беларусь порядка проведения закупок применяется административная ответственность. Но в некоторых случаях нарушение установленных законодательством норм, регулирующих порядок проведения закупок, может повлечь и уголовную ответственность.
Административная ответственность
Нормы, предусматривающие ответственность за нарушения в сфере проведения закупок, содержатся в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП).
Ниже в таблице описаны составы административных правонарушений и санкции за их совершение.
Например, такое нарушение, как применение при оценке квалификационных данных участников и конкурсных предложений критериев, не предусмотренных документацией о закупке, может квалифицироваться как по части четвертой ст. 11.16, так и по ст. 11.77 КоАП, в зависимости от источника финансирования закупки. Но если такое нарушение будет допущено при проведении подрядных торгов или торгов, проводимых для строительства объекта, то ответственность будет наступать по ст. 21.17 КоАП.
Уголовная ответственность
Статьей 251 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК) установлена ответственность за срыв публичных торгов. С 05.01.2015 ответственность за данное нарушение усилена. Так, совершение с корыстной целью действий, приведших к срыву публичных торгов в ущерб собственнику имущества или иному лицу, наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до 2 лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до 2 лет.
Объективная сторона преступления — совершение любых действий, повлекших за собой срыв торгов. Обязательно наличие причинно-следственной связи между действиями и наступлением общественно опасных последствий.
Применение ответственности по указанной статье обусловлено наличием двух обязательных признаков субъективной стороны преступления, а именно наличием прямого умысла и корыстной цели при совершении преступления. Таким образом, для привлечения лица к ответственности за совершение такого преступления необходимо установить, что виновное лицо осознавало, что своими действиями оно срывает проведение публичных торгов, и желало совершить данные действия в ущерб собственнику имущества или иному лицу. При этом также нужно установить, что лицо, совершившее указанные действия, стремилось получить имущественную выгоду.
Однако в деяниях лиц, осуществляющих организацию и проведение закупок, могут быть выявлены признаки иных преступлений, предусмотренных УК: злоупотребление властью или служебными полномочиями (ст. 424), бездействие должностного лица (ст. 425), служебный подлог (ст. 427), служебная халатность (ст. 428), получение взятки (ст. 430) и т.д.
Последствия нарушения законодательства о закупках
В соответствии со ст. 419 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) торги, проведенные с нарушением правил, установленных законодательством, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. При этом признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
Не всякое нарушение порядка проведения торгов может являться основанием для признания их недействительными. В п. 6 постановления Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 04.04.2007 № 25 «О некоторых вопросах судебной практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о торгах» (далее — постановление № 25) закреплено, что основанием для признания торгов недействительными могут служить нарушения правил проведения торгов, которые могли повлиять на определение результатов торгов.
Согласно п. 8 постановления № 25 к таким нарушениям могут относиться:
- нарушение порядка и сроков извещения сторон;
- проведение торгов ранее назначенных сроков;
- отсутствие в извещении сведений, предусмотренных п. 2 ст. 418 ГК (время, место и форма торгов, их предмет и порядок проведения, порядок оформления участия в торгах и определения лица, выигравшего торги, сведения о начальной цене);
- необоснованный отказ в допуске лица к участию в открытых торгах;
- несоблюдение организатором торгов условий их проведения, содержащихся в извещении и тендерной документации;
- другие нарушения.
При этом при рассмотрении споров, связанных с признанием публичных торгов недействительными, суд должен оценить, насколько допущенное нарушение является существенным. Если нарушения, на которые ссылается заинтересованное лицо, не повлияли и не могли повлиять на результаты торгов, основания для удовлетворения такого требования отсутствуют.
В случае если торги были проведены с нарушениями, которые могли повлиять на их результаты, заинтересованные лица до заключения по результатам торгов договора могут обжаловать их результаты непосредственно организатору торгов. Однако в случае, если договор по результатам торгов, проведенных с нарушениями, уже заключен, обжалование действий организатора торгов в соответствии со ст. 419 ГК следует осуществлять в судебном порядке путем подачи иска о признании торгов недействительными. При этом нужно иметь в виду, что признание торгов недействительными влечет не расторжение договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, а признание такого договора недействительным.
Дисциплинарная ответственность
Лица, состоящие в трудовых отношениях с нанимателем, допустившие нарушения законодательства при осуществлении государственных закупок, одновременно с административной или уголовной ответственностью подлежат привлечению к дисциплинарной ответственности по месту работы. Согласно ст. 197 Трудового кодекса Республики Беларусь дисциплинарная ответственность работников может наступать лишь за виновное, противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей.
За совершение дисциплинарного проступка наниматель может применить к работнику замечание, выговор, увольнение.