Терминология
Во-первых, как вы наверняка обратили внимание, изменилось название. Теперь это Закон «О разрешении неплатежеспособности». Во-вторых, меняется концептуальный подход к решению проблемы банкротства. Теперь ключевым основанием может стать не рассчитываемая платежеспособность, приобретающая или приобретшая устойчивый характер, а просто неоплаченность обязательств.
Предлагается изменить смысловую нагрузку некоторых терминов, содержание многих ранее применявшихся категорий.
Справочно.
Разделение категорий «банкротство» и «несостоятельность» получает развитие в ст. 6 Проекта:
«Несостоятельность устанавливается на основании заявления должника о своей несостоятельности в суд».
«Банкротство устанавливается на основании заявления должника о своем банкротстве или заявления кредитора или иных лиц о банкротстве должника в суд».
Таким образом, из определения категорий «банкротство» и «несостоятельность» исчезают прогнозные формулировки. Это позволит предприятиям с негативной динамикой экономических показателей продолжать какое-то время функционировать и сохранять надежды среди кредиторов. Те же последствия может иметь и исключение из методики определения «неплатежеспособности» обязательств, срок исполнения которых еще не наступил.
Прослеживается ряд существенных изменений подходов на этапе подачи заявления в экономический суд. В частности, исключение из процедуры экономической несостоятельности (банкротства) защитного периода, конкурсного производства. При этом категория «защитный период» в новом проекте исключена.
Конкурсное производство
То есть конкурсное производство объединит в себе часть функций защитного периода, что в перспективе сократит общий срок прохождения всех процедур, которые в соответствии с Проектом должны быть завершены в течение 8 месяцев, в отдельных случаях — 11 месяцев.
Подача заявления
Предлагается изменить основания для подачи заявления должника о несостоятельности или о банкротстве. Так, в соответствии с Проектом:
«Должник вправе подать в суд заявление о несостоятельности в случае неспособности исполнить денежные обязательства, обязательные платежи или обязательства по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих (работавших) по трудовым договорам, за счет имеющихся в его распоряжении денежных средств в течение 6 месяцев со дня наступления установленного срока для их исполнения.
Заявление должника о банкротстве подается в суд в обязательном порядке, если стоимость имущества должника на первое число первого месяца текущего квартала недостаточна для расчета по обязательствам в полном объеме».
Справочно.
Согласно Проекту государственные организации (с долей государства) подают в суд заявление о несостоятельности или о банкротстве по согласованию с государственным органом, в подчинении которого они находятся или который осуществляет управление принадлежащими Республике Беларусь либо административно-территориальным единицам акциями (долями) должника.
При несогласовании подачи в суд заявления организации освобождаются от подачи заявления на 6 месяцев.
Значит ли это, что по истечении 6 месяцев должник будет не вправе подать в суд заявление о несостоятельности? Из положений статьи этого не следует. В то же время становится актуальным проведение ежеквартальной инвентаризации активов и обязательств и оценки их соответствия.
Кроме увеличения с 3 до 6 и даже 12 месяцев обязательного срока принудительного взыскания кредитором долга для подачи заявления в суд предлагается ввести различные основания для подачи заявления различным категориям кредиторов.
Так, основаниями для подачи заявления кредитора о банкротстве при наличии факта применения к должнику принудительного исполнения, не произведенного в течение 6 месяцев (для сельхозорганизаций — 12), либо выявления в процессе принудительного исполнения отсутствия у должника имущества, достаточного для удовлетворения предъявленных к нему требований, являются:
«наличие задолженности по обязательным платежам в размере 100 и более базовых величин (далее — БВ), а если должник является градообразующей или приравненной к ней организацией, государственной организацией (организацией с долей государства), — в размере 3000 и более БВ;
наличие задолженности по денежным обязательствам в размере 500 и более БВ, а если должник является градообразующей или приравненной к ней организацией, государственной организацией (с долей государства), — в размере 30 000 и более БВ».
Оплата услуг управляющего
Новым является предложение о депонировании денежных средств для оплаты вознаграждения управляющего.
В частности, лицо, подавшее заявление о несостоятельности (банкротстве), за исключением прокурора, органов финансовых расследований КГК, налогового, таможенного органа и т.д., в течение срока, установленного судом, обязано перечислить денежные средства для оплаты вознаграждения управляющего в размере трех номинальных начисленных среднемесячных заработных плат работников Республики Беларусь в целом по республике за предыдущий месяц относительно месяца, предшествовавшего месяцу, в котором подано такое заявление.
Справочно.
3 среднемесячные зарплаты — такую сумму должно будет депонировать лицо, подавшее заявление о несостоятельности (банкротстве), для оплаты услуг управляющего.
Данная новация, конечно, будет положительно воспринята сообществом управляющих, однако послужит существенным барьером для кредиторов при попытке защиты своих прав через процедуру банкротства.
К категории положений, усложняющих положение кредиторов, относится и предложение по определению размера денежного обязательства: подлежащая уплате за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданско-правовых обязательств неустойка (штрафы, пени) и проценты за пользование чужими денежными средствами не учитываются при определении размера денежного обязательства.
В данной статье проанализированы только первые главы Проекта. Масштаб и существенность предлагаемых изменений очевидны. Изложение и анализ всех отличий положений Проекта выходят за пределы настоящей статьи. Однако в ближайших номерах журнала мы вернемся к рассмотрению Проекта, который, возможно, призван заменить действующий Закон «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» образца 2012 г.
Какие новации предлагаются?
1. Ключевым становится не рассчитываемая платежеспособность, приобретающая или приобретшая устойчивый характер, а просто неоплаченность обязательств.
2. Предлагается ввести различные основания для подачи заявления различным категориям кредиторов: наличие долга по обязательным платежам в размере 100 и более БВ, а если должник градообразующая, государственная организация (с долей государства) — в размере 3000 и более БВ; наличие долга по денежным обязательствам в размере 500 и более БВ, а если должник градообразующая, государственная организация (с долей государства) — 30 000 и более БВ.
3. Лицо, подавшее заявление о несостоятельности (банкротстве), обязано будет перечислить денежные средства для оплаты вознаграждения управляющего в размере трех номинальных начисленных среднемесячных заработных плат.