Вы на портале

Проект Закона «О разрешении неплатежеспособности»

В распоряжении Ассоциации антикризисного управления и банкротства появился новый проект «закона о банкротстве», или Закон «О разрешении неплатежеспособности». 

Тема только кажется узкоспециальной — на самом деле она касается всех. Собственников предприятий, которые вложили в свой бизнес силы, средства и связывают с ним свое благополучие в будущем. Владельцев акций, в том числе миноритариев. Менеджеров предприятий, находящихся под угрозой привлечения к субсидиарной ответственности. И конечно же, простых работников.

Проект Закона «О разрешении неплатежеспособности» (далее — Проект) значительно отличается от действующего Закона «Об экономической несостоятельности (банкротстве)». Остановимся на потенциальных новшествах в терминологии, основаниях для подачи заявления о несостоятельности и оплате услуг управляющего.

Осипов Олег
Осипов Олег

Директор УП «Антикризисное управление»

7709 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Терминология

Во-первых, как вы наверняка обратили внимание, изменилось название. Теперь это Закон «О разрешении неплатежеспособности». Во-вторых, меняется концептуальный подход к решению проблемы банкротства. Теперь ключевым основанием может стать не рассчитываемая платежеспособность, приобретающая или приобретшая устойчивый характер, а просто неоплаченность обязательств.

Предлагается изменить смысловую нагрузку некоторых терминов, содержание многих ранее применявшихся категорий.

Справочно.
Разделение категорий «банкротство» и «несостоятельность» получает развитие в ст. 6 Проекта:
«Несостоятельность устанавливается на основании заявления должника о своей несостоятельности в суд».
«Банкротство устанавливается на основании заявления должника о своем банкротстве или заявления кредитора или иных лиц о банкротстве должника в суд».

Таким образом, из определения категорий «банкротство» и «несостоятельность» исчезают прогнозные формулировки. Это позволит предприятиям с негативной динамикой экономических показателей продолжать какое-то время функционировать и сохранять надежды среди кредиторов. Те же последствия может иметь и исключение из методики определения «неплатежеспособности» обязательств, срок исполнения которых еще не наступил.

Прослеживается ряд существенных изменений подходов на этапе подачи заявления в экономический суд. В частности, исключение из процедуры экономической несостоятельности (банкротства) защитного периода, конкурсного производства. При этом категория «защитный период» в новом проекте исключена. 

Конкурсное производство

То есть конкурсное производство объединит в себе часть функций защитного периода, что в перспективе сократит общий срок прохождения всех процедур, которые в соответствии с Проектом должны быть завершены в течение 8 месяцев, в отдельных случаях — 11 месяцев.

Подача заявления

Предлагается изменить основания для подачи заявления должника о несостоятельности или о банкротстве. Так, в соответствии с Проектом:

«Должник вправе подать в суд заявление о несостоятельности в случае неспособности исполнить денежные обязательства, обязательные платежи или обязательства по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих (работавших) по трудовым договорам, за счет имеющихся в его распоряжении денежных средств в течение 6 месяцев со дня наступления установленного срока для их исполнения. 

Заявление должника о банкротстве подается в суд в обязательном порядке, если  стоимость имущества должника на первое число первого месяца текущего квартала недостаточна для расчета по обязательствам в полном объеме». 

Справочно.
Согласно Проекту государственные организации (с долей государства) подают в суд заявление о несостоятельности или о банкротстве по согласованию с государственным органом, в подчинении которого они находятся или который осуществляет управление принадлежащими Республике Беларусь либо административно-территориальным единицам акциями (долями) должника.
При несогласовании подачи в суд заявления организации освобождаются от подачи заявления на 6 месяцев.

Значит ли это, что по истечении 6 месяцев должник будет не вправе подать в суд заявление о несостоятельности? Из положений статьи этого не следует. В то же время становится актуальным проведение ежеквартальной инвентаризации активов и обязательств и оценки их соответствия.

Кроме увеличения с 3 до 6 и даже 12 месяцев обязательного срока принудительного взыскания кредитором долга для подачи заявления в суд предлагается ввести различные основания для подачи заявления различным категориям кредиторов. 

Так, основаниями для подачи заявления кредитора о банкротстве при наличии факта применения к должнику принудительного исполнения, не произведенного в течение 6 месяцев (для сельхозорганизаций — 12), либо выявления в процессе принудительного исполнения отсутствия у должника имущества, достаточного для удовлетворения предъявленных к нему требований, являются:

«наличие задолженности по обязательным платежам в размере 100 и более базовых величин (далее — БВ), а если должник является градообразующей или приравненной к ней организацией, государственной организацией (организацией с долей государства), — в размере 3000 и более БВ;

наличие задолженности по денежным обязательствам в размере 500 и более БВ, а если должник является градообразующей или приравненной к ней организацией, государственной организацией (с долей государства), — в размере 30 000 и более БВ».

Оплата услуг управляющего

Новым является предложение о депонировании денежных средств для оплаты вознаграждения управляющего. 

В частности, лицо, подавшее заявление о несостоятельности (банкротстве), за исключением прокурора, органов финансовых расследований КГК, налогового, таможенного органа и т.д., в течение срока, установленного судом, обязано перечислить денежные средства для оплаты вознаграждения управляющего в размере трех номинальных начисленных среднемесячных заработных плат работников Республики Беларусь в целом по республике за предыдущий месяц относительно месяца, предшествовавшего месяцу, в котором подано такое заявление. 

Справочно.
3 среднемесячные зарплаты — такую сумму должно будет депонировать лицо, подавшее заявление о несостоятельности (банкротстве), для оплаты услуг управляющего.

Данная новация, конечно, будет положительно воспринята сообществом управляющих, однако послужит существенным барьером для кредиторов при попытке защиты своих прав через процедуру банкротства.

К категории положений, усложняющих положение кредиторов, относится и предложение по определению размера денежного обязательства: подлежащая уплате за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданско-правовых обязательств неустойка (штрафы, пени) и проценты за пользование чужими денежными средствами не учитываются при определении размера денежного обязательства.

В данной статье проанализированы только первые главы Проекта. Масштаб и существенность предлагаемых изменений очевидны. Изложение и анализ всех отличий положений Проекта выходят за пределы настоящей статьи. Однако в ближайших номерах журнала мы вернемся к рассмотрению Проекта, который, возможно, призван заменить действующий Закон «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» образца 2012 г.

Какие новации предлагаются?

1. Ключевым становится не рассчитываемая платежеспособность, приобретающая или приобретшая устойчивый характер, а просто неоплаченность обязательств.
2. Предлагается ввести различные основания для подачи заявления различным категориям кредиторов: наличие долга по обязательным платежам в размере 100 и более БВ, а если должник градообразующая, государственная организация (с долей государства) — в размере 3000 и более БВ; наличие долга по денежным обязательствам в размере 500 и более БВ, а если должник градообразующая, государственная организация (с долей государства) — 30 000 и более БВ.
3. Лицо, подавшее заявление о несостоятельности (банкротстве), обязано будет перечислить денежные средства для оплаты вознаграждения управляющего в размере трех номинальных начисленных среднемесячных заработных плат.

7709 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме