Чем обусловлена разработка законопроекта?
Существующий в настоящее время Закон Республики Беларусь от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» был издан на основании ранее действовавшего Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС), действие которого прекращено с 01.01.2018. На стадии принятия ТК ЕАЭС планировалось, что отдельные национальные особенности таможенного законодательства на территории Республики Беларусь будут регулироваться единым консолидированным нормативным правовым актом.
Какова цель и структура законопроекта?
Основной целью принятия Закона в новой редакции является регулирование отношений в таможенной сфере, когда таковое отнесено международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования к компетенции государств — участников ЕАЭС. В этой связи требуется надлежащее и системное регулирование отсылочных положений ТК ЕАЭС в специальном нормативном акте о таможенном регулировании.
Справочно.
Законопроект содержит немало «дублирующих» норм единого кодекса ЕАЭС (например, нормы о таможенном декларировании товаров и видах таможенных процедур выпуска для внутреннего потребления, экспорта, таможенного транзита и др.), которые носят универсальный характер для всех стран — участниц ЕАЭС.
Структура законопроекта построена по такому же принципу, что и ТК ЕАЭС. В нем отражается специфика регулирования на национальном уровне отдельных вопросов регулирования правоотношений в таможенной сфере.
Законопроект содержит множество отсылок к вопросам, подлежащим дополнительному регулированию на уровне Совета Министров Республики Беларусь (например, утверждение перечней товаров, в отношении которых допускается периодическое декларирование, или перечней товаров, в отношении которых не применяется неполное декларирование при экспорте товаров, и т.д.).
Что изменится?
Законопроект направлен на совершенствование таможенного администрирования и упрощение таможенных операций, в нем нашли отражение следующие аспекты:
— внесение таможенных платежей не только плательщиками, но и третьими лицами за них;
— предоставление отсрочки (рассрочки) по уплате таможенных платежей на срок не более 6 месяцев со дня, следующего за днем выпуска товаров;
— моментом подтверждения уплаты таможенных платежей является поступление в таможенный орган в электронном виде информации Министерства финансов о зачислении уплаченных плательщиком (за плательщика) сумм таможенного платежа на соответствующий счет в зависимости от валюты, в которой вносится платеж;
— определение видов таможенных сборов, взимаемых таможенными органами Республики Беларусь;
— особенности применения системы двойного коридора при перемещении через таможенную границу ЕАЭС товаров для личного пользования;
— установление отдельных отличительных условий по получению предварительных решений о классификации товаров;
— перечень обстоятельств, освобождающих таможенных представителей от ответственности в солидарном порядке за действия декларантов.
Справочно.
Предусмотрено снижение пени в два раза в случае добровольной уплаты таможенных пошлин, налогов до истечения 10 рабочих дней со дня получения плательщиком решений в отношении плательщика (норма заимствована из Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства»).
Каковы отличия от ТК ЕАЭС?
В разделе III законопроекта, посвященном вопросам классификации товаров и Единой ТН ВЭД ЕАЭС, планируется установить более короткий срок принятия предварительного решения о классификации товара (в течение 60 календарных дней со дня регистрации уполномоченным таможенным органом заявления о принятии предварительного решения о классификации товара) по сравнению со сроком, установленным в ст. 25 ТК ЕАЭС (90 календарных дней).
Также ТК ЕАЭС отсылает на национальный уровень установления видов таможенных сборов как одного из таможенных платежей, которые закреплены в законопроекте.
Справочно.
К видам таможенных сборов законопроектом отнесены сборы за совершение таможенных операций; таможенное сопровождение, осуществляемое должностными лицами таможенных органов; выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному декларированию; принятие таможенными органами предварительного решения.
Аналогично ТК ЕАЭС в законопроекте содержится правовое регулирование неполного и периодического таможенного декларирования, но предусмотрены иные сроки.
Законопроект определяет, что при осуществлении неполного таможенного декларирования декларант обязан предоставить недостающие в декларации сведения в течение 4 месяцев со дня выпуска товара (в отличие от 8 месяцев, предусмотренных ТК ЕАЭС).
В развитие п. 7 ст. 310 ТК ЕАЭС ограничиваются сроки таможенного контроля, в отличие от существующего в настоящее время у таможенных органов подхода о возможности проведения таможенного контроля в течение 5 лет.
Законопроектом предусмотрено, что таможенные органы вправе осуществлять таможенный контроль в течение 3 лет (по общему правилу) и в течение 5 лет в определенных случаях, в том числе когда проверка назначается:
— по поручениям Президента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь, Председателя Комитета государственного контроля и его заместителей, Генерального прокурора и его заместителей;
— по поручениям органов уголовного преследования по возбужденным уголовным делам.
Какие нововведения предусмотрены?
К новшествам можно отнести введение механизма подачи жалобы в упрощенном порядке. В таком порядке могут быть обжалованы решение, действия (бездействие) должностного лица таможенного органа в связи с перемещением через таможенную границу ЕАЭС товаров, стоимость которых не превышает 2000 базовых величин, и (или) одного транспортного средства (состава транспортных средств).
Жалоба подается в устной форме вышестоящему должностному лицу таможенного органа, в котором проходит службу должностное лицо, решение, действия (бездействие) которого обжалуются. Рассмотрение жалобы осуществляется безотлагательно, и решение по ней принимается незамедлительно. О рассмотрении жалобы составляется акт о рассмотрении жалобы, в котором указываются сведения о рассматривающем жалобу должностном лице таможенного органа, о лице, обратившемся с жалобой, краткое содержание жалобы и принятое решение.
Также вводится порядок рассмотрения электронных жалоб, направленных в таможенные органы посредством глобальной компьютерной сети Интернет.
В законопроекте определены подходы по освобождению от ответственности в солидарном порядке таможенного представителя. В настоящее время таможенный представитель фактически во всех случаях, когда выплата таможенных платежей не может быть осуществлена декларантом, несет «автоматическую» ответственность по уплате таможенных платежей за последнего.
Теперь в законопроекте отражены случаи, когда возникшая солидарная обязанность по уплате платежей не подлежит исполнению таможенным представителем:
— при вынесении и вступлении в законную силу обвинительного приговора суда в отношении работника декларанта по факту использования заведомо подложных документов, на основании которых в таможенной декларации заявлены недостоверные сведения о товаре, влияющие на размер подлежащих уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин;
— при прекращении деятельности декларанта (в случае ликвидации). В таком случае обязанность таможенного представителя по уплате платежей не подлежит исполнению в части суммы неисполненной обязанности по уплате таких платежей до даты ликвидации (прекращения деятельности) последнего.
Вместе с тем надо понимать, что реализация мер по освобождению от уплаты платежей таможенного представителя, например, в случае намеренного обмана со стороны декларанта в отношении заявляемой стоимости товара путем ее занижения в подложных документах потребует длительного времени для установления приговором суда факта такого умышленного обмана. Как следствие, таможенному представителю для того, чтобы добиться освобождения от солидарной ответственности, придется проходить длительный путь по установлению и доказыванию в уголовном порядке вины работника декларанта.
Недостоверное декларирование: как будет работать норма?
В переходных положениях законопроекта дано понятие «недостоверного декларирования», которое до настоящего времени носит неясный характер.
Справочно.
Статья 14.5 КоАП предусматривает ответственность за недекларирование или недостоверное декларирование товаров в виде штрафа для юридического лица в размере до тридцати процентов от стоимости предмета административного правонарушения, но само понятие недостоверного декларирования не раскрывает.
Согласно законопроекту под «недостоверным декларированием» понимается заявление таможенному органу при таможенном декларировании товаров не только недостоверных, но и (или) неполных сведений о товарах, описании, стране происхождения, таможенной стоимости, избранной таможенное процедуре, сведений о классификационном коде в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности и (или) иных сведений, в том числе качественных характеристиках товара.
Такие изменения могут существенно повлиять на практику применения мер об административной ответственности за совершение административных таможенных правонарушений в соответствии с главой 14 КоАП.
Указание на то, что наличие неполных сведений о товарах, их описании и т.д. охватывается термином «недостоверное декларирование», носит новационный характер. Такой подход может потребовать корректировку составов административных правонарушений применительно к гл. 14 КоАП, о необходимости которой уже упоминалось в других публикациях.
Читайте по теме:
Гаврушко Д. Повышенная ответственность международных грузоперевозчиков // Юрист. — 2018. — № 10. — С. 25–29.