Вы на портале

Протокол судебного заседания как гарантия защиты прав и законных интересов

Основные вопросы статьи: для чего нужен протокол судебного заседания? какова целесообразность принесения замечаний на протокол судебного заседания? каковы способы обжалования определений суда о рассмотрении замечаний на протокол судебного заседания?
Обновлено
Малюкова Екатерина
Малюкова Екатерина

Адвокат Минской областной коллегии адвокатов

5180 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Правовое значение протокола судебного заседания

Протокол судебного заседания, имеющий важное доказательственное значение, относится к одному из основных процессуальных документов, поскольку удостоверяет ход судебного заседания, действия суда и участников процесса, доводы сторон в обоснование заявленных требований и возражений, а также иные факты, имеющие значение для законного и обоснованного решения суда.

Пункт 40 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 27.05.2011 № 6 «О некоторых вопросах рассмотрения дел в хозяйственном суде первой инстанции» указывает на то, что протокол судебного заседания ведется по всем делам в каждом судебном заседании, а записи в данном протоколе должны быть сделаны в той последовательности, в какой совершались процессуальные действия с момента начала судебного разбирательства до принятия решения.

Правовой режим протокола судебного заседания регламентируется ст. 189 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее — ХПК), которая в том числе определяет содержание протокола судебного заседания, указывая на перечень сведений, которые должны быть в нем отражены.

В соответствии с частью первой ст. 189 ХПК в протоколе судебного заседания указываются дата и место проведения судебного заседания; время начала и окончания судебного заседания; наименование и состав суда; наименование и номер дела; устные заявления и ходатайства лиц, участвующих в деле; соглашения сторон по фактическим обстоятельствам дела и требованиям истца; устные пояснения, сделанные лицами, участвующими в деле; устные консультации специалиста; определения, вынесенные судом без удаления из зала судебного заседания; дата составления протокола и многое другое.

Вместе с тем приведенный перечень не является исчерпывающим, поскольку в протокол судебного заседания могут быть занесены и иные сведения, которые суд, рассматривающий экономические дела, считает существенными для дела.

ХПК регламентирует сроки и порядок составления протокола судебного заседания. Так, срок составления протокола зависит от сложности рассматриваемого дела: по общему правилу — не позднее следующего дня после окончания судебного заседания, а по сложным делам — в течение 5 дней.

Протокол судебного заседания ведется секретарем судебного заседания — помощником судьи, а подписывается судьей суда, рассматривающего экономические дела (председательствующим в судебном заседании), и лицом, которое вело протокол.

Представление замечаний на протокол судебного заседания

Протокол судебного заседания является процессуальным документом, что исключает его использование лишь в служебных целях.

В круг полномочий лиц, участвующих в деле, включено право знакомиться с протоколом судебного заседания и представлять замечания в отношении полноты и правильности его составления в 5-дневный срок после подписания данного протокола.

Необходимо отметить, что поскольку согласно части третьей ст. 134 ХПК в сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни (праздничные и выходные), то срок ознакомления с протоколом составляет 5 рабочих дней с момента его подписания.

Несмотря на то, что порядок принесения замечаний на протокол судебного заседания четко регламентирован нормами ХПК, возникают вопросы в определении, например, сложности дел, по которым срок подготовки процессуального документа увеличен до 5 рабочих дней. С целью процессуальной экономии представляется возможным подать заявление в суд, рассматривающий экономические дела, об извещении лиц, участвующих в деле, о готовности протокола судебного заседания и возможности ознакомления с ним с указанием контактных данных участников процесса, места и времени. Полагаем, что подобный подход позволит своевременно реализовать право на ознакомление с протоколом судебного заседания.

Замечания на протокол судебного заседания, поданные в течение 5 рабочих дней после его подписания, рассматриваются судом без вызова лиц, участвующих в деле.

Суд, рассматривающий экономические дела, выносит определение о принятии замечаний либо об их отклонении.

Замечания на протокол судебного заседания и определение судьи должны быть приобщены к материалам дела.

Необходимо отметить, что положительное рассмотрение замечаний (в пользу подающего такие замечания) на протокол судебного заседания зависит в том числе от изложения их в корректной и доступной для понимания форме.

Ниже приведен пример изложения замечаний на протокол судебного заседания в виде таблицы, содержащей самые необходимые реквизиты, последовательность их изложения и отражения (см. с. 69).

Замечания на протокол судебного заседания, представленные в суд, рассматривающий экономические дела, по истечении 5 рабочих дней, судом не рассматриваются и возвращаются лицу, их представившему. Пропущенный срок может быть восстановлен в порядке, установленном ст. 216 ХПК.

Обжалование определений суда о рассмотрении замечаний на протокол судебного заседания

Определение суда, рассматривающего экономические дела, о принятии замечаний либо об их отклонении относится к категории определений, которые не могут быть обжалованы (опротестованы).

В случае подачи апелляционной жалобы (протеста) на определение суда, рассматривающего экономические дела, о принятии замечаний либо об их отклонении такая жалоба (протест) должна быть возвращена экономическим судом, рассматривающим экономические дела, апелляционной инстанции без возбуждения производства согласно ст. 272 ХПК, поскольку одним из оснований возврата апелляционной жалобы (протеста) является ее подача на судебное постановление, которое в соответствии с нормами ХПК не может быть обжаловано (опротестовано) в апелляционном порядке.

Вместе с тем оспорить определение об отклонении замечаний на протокол судебного заседания возможно в соответствии с частью второй ст. 216 ХПК, исходя из которой в отношении определения суда, рассматривающего экономические дела, обжалование которого не предусмотрено нормами ХПК, могут быть заявлены возражения при обжаловании судебного постановления, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, то есть с подачей апелляционной жалобы (протеста) на само решение суда, рассматривающего экономические дела.

Давая оценку изложенному выше, полагаем возможным определить следующие существенные функции протокола судебного заседания: фиксирующую и доказательственную.

Так, фиксирующая функция состоит в том, что в протоколе отражены все события — процессуальные действия судебного заседания, а доказательственная функция — в том, что протокол удостоверяет происходящее или подтверждает достоверность, в том числе доводы и возражения сторон по делу, которые зачастую и являются собранными или выявленными доказательствами.

Целесообразность подачи замечаний на протокол заключается в том, что на практике возникают случаи, когда протокол судебного заседания не отражает весь процесс рассмотрения дела судом. Так, например, ответчик частично согласился с доводами истца, что является основанием для частичного удовлетворения исковых требований. Вместе с тем суд отказывает в удовлетворении исковых требований в полном объеме, и в протоколе судебного заседания вышеуказанные пояснения ответчика отсутствуют. В такой ситуации сторона, не представившая замечаний на протокол, лишает себя возможности ссылаться в вышестоящих судебных инстанциях на доводы сторон, приведенные в ходе рассмотрения дела и не отраженные в протоколе судебного заседания.

 

5180 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •
№5, май 2015
8373