Вы на портале

Проверка контрагента: выявляем факторы риска

За последние 3 года в мировых и национальных экономиках произошли значительные изменения, которые затронули структурно-реорганизационные аспекты деятельности юридических лиц в определенных отраслях, что повлияло на их финансовое состояние и возможность своевременного исполнения обязательств. Фокус внимания инхаус-юристов сместился на управление финансово-кредитными рисками. В статье мы подскажем, как нивелировать или максимально снизить риск убытков в рамках исполнения договора, правильно построить систему проверки и анализа контрагентов, а также адаптировать параметры проверки под деятельность и возможности своей организации.

Кудин Алексей
Кудин Алексей

Юрист, магистр права, руководитель службы финансовой безопасности ООО «СТА Логистик»

1274 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Содержание:


Политика проверки контрагентов

Заключая любую сделку, юридическое лицо обязано не только исполнить свои обязательства в рамках договора, но и получить причитающееся вознаграждение, за счет которого и осуществляется дальнейшая предпринимательская и внутрихозяйственная деятельность. Риск возникновения убытков, вызванных неоплатой по договору, и невозможность взыскания долга на стадии принудительного исполнения не только влияет на благосостояние организации, но и делает работу корпоративного юриста неэффективной, так как соблюдение претензионного порядка или наличие судебного приказа по долгу не означает получение средств на расчетный счет.

Для того, чтобы процесс поступления денежных средств на расчетные счета организации был штатным, необходимо сознательно и профессионально формировать благонадежный портфель контрагентов исходя из правовой и финансовой политики юридического лица. Источниками вышеуказанных данных выступают сайты государственных органов, базы-агрегаторы информации, поисковые интернет-системы, новостные порталы и пр., то есть любые не противоречащие законодательству источники.

Политика проверки контрагентов, как правило, состоит из пяти основных блоков.

1. Проверка общих юридических данных

Это регистрационные данные и их соответствие полномочиям для заключения сделки, проверка судебной истории контрагента, а также связей организации, то есть наличие доли участия ее учредителей в других организациях. Особое внимание следует уделять статусу юридического лица, последним регистрационным изменениям, внесению изменений в учредительные документы.

Результатом проверки в рамках данного блока будет выявление позитивных или негативных маркеров с целью правильного выбора основных условий договора, своевременного запроса дополнительных документов и пояснений от контрагента, а также предметного выбора способов, позволяющих обеспечить исполнение обязательств договора. К примеру, если юридическое лицо находится в стадии реорганизации в форме выделения, то в рамках проверки можно запросить у организации разделительный баланс для понимания того, какие активы и обязательства будут переданы новому юридическому лицу.

2. Проверка финансового состояния контрагента

Включает в себя анализ бухгалтерского баланса контрагента, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств за предшествующий отчетный период. В данном виде проверки также есть свои ограничения, однако их доля крайне мала. Так, к примеру, ряд организаций не могут открыто публиковать свою бухгалтерскую отчетность согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 16.09.2004 № 1149 «Об утверждении Положения о порядке хранения сведений, составляющих налоговую тайну, доступа к ним и их разглашения».

Итогом проверки в рамках данного блока будет являться оценка возможности контрагента рассчитаться по своим обязательствам и его финансовой устойчивости. При анализе финансовых документов важно определить, насколько рентабельна и ликвидна хозяйственная деятельность, какой объем выручки и чистой прибыли был в прошлом периоде, увидеть соотношение дебиторской и кредиторской задолженности, их оборачиваемость, размер собственного и заемного капитала, стоимость основных средств, в каких пределах находятся основные коэффициенты финансовых показателей.

При наличии финансовых данных за несколько отчетных периодов необходимо сопоставить динамику показателей для выявления метрик роста и снижения показателей. К примеру, в Российской Федерации данные по бухгалтерской отчетности публикует и хранит Федеральная служба государственной статистики, что регулируется Федеральным законом от 28.11.2018 № 444-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О бухгалтерском учете”». Так, в данном законе установлено, что начиная с отчета за 2019 г. Федеральная налоговая служба России формирует, ведет государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности и обеспечивает пользователям доступ к информации, содержащейся в государственном информационном ресурсе. Таким образом, при использовании баз данных (агрегаторов информации) можно видеть и эмпирические данные по финансовому состоянию организации.

3. Проверка неисполненных обязательств прошлых периодов

Имеется в виду наличие исполнительных производств, а также срок их погашения, задолженность по налогам и аренде (государственного имущества), задолженность по таможенным платежам.

Таким образом, можно понять размер имеющейся непогашенной финансовой нагрузки организации по обязательным платежам и выяснить, насколько системными бывают такие долги.

4. Проверка маркетинговой и новостной информации о контрагенте

К такой информации можно отнести отзывы в СМИ и Интернете от партнеров, сотрудников, наличие интернет-сайта и актуальность его наполнения, участие в некоммерческих организациях и их цели, количество открытых вакансий на профильных сайтах, новости по отраслям, затрагивающим сферу деятельности контрагента.

Это позволит сделать вывод о том, какое положение контрагент занимает на рынке и какая доля в отрасли ему принадлежит, включая те сложности, которые может испытывать отрасль в определенный временной период. Однако необходимо учитывать, что выбор источников информации не должен противоречить законодательству страны, где такая информация собирается.

5. Санкционная проверка контрагента, его учредителей, товаров при их перемещении в международном сообщении

Данный вид проверки характерен для международных договоров с участием юридических лиц ‒ нерезидентов Республики Беларусь. Санкционная проверка осуществляется, как правило, через официальные государственные сайты различных стран, содружества стран (которые публикуют санкции или к ним присоединяются), а также через сайты-агрегаторы, которые консолидируют источники, и пр.

Кредитный отчет

Исходя из результатов проверки контрагента, необходимо сформировать кредитный отчет, в котором будут отражены не только выявленные факторы риска и их соотношение с финансовыми данными, но и положительные маркеры, прямо или косвенно указывающие на благонадежность и финансовую устойчивость организации.

Примером такого кредитного отчета может являться таблица по основным показателям, где будут указаны:

  • УНП, срок нахождения на рынке, статус организации, сфера деятельности, среднесписочное количество сотрудников, товарные знаки, история изменения наименований, адресов регистрации и пр.;
  • соотношение (в процентах) судебных дел в качестве ответчика и должника, исполнительных производств, налоговых и таможенных задолженностей к выручке, чистой прибыли, стоимости собственного капитала, основных средств;
  • данные по основным финансово-коммерческим метрикам деятельности организации и их динамика: общий объем выручки за предыдущий отчетный период, основные средства, коэффициент текущей ликвидности, обеспеченности обязательств активами, рентабельность продаж, рентабельность продаж по чистой прибыли и др.;
  • участие в некоммерческих организациях, участие в государственных закупках, нахождение в различных реестрах, наличие лицензий, сертификатов и деклараций на ввоз продукции, наличие торговых объектов и пр.;
  • участие в иностранных судах, в том числе в Российской Федерации;
  • маркетинговая и аналитическая информации за последние 3 года: информация на сайте и ее обновление, новости в СМИ и Интернете и выводы по новостям, отзывы на профессиональных порталах и биржах и пр.

Соотношение полученной информации с условиями договора и формой расчетов

Следующим шагом будет являться правильное соотношение полученных показателей в результате проверки контрагента с выбором договорных условий и подходящей формы расчетов.

Соотношение показателей – это индивидуальный механизм каждой организации, так как ввиду специфики деятельности, масштаба бизнеса, отраслей итоговые данные могут интерпретироваться и калиброваться по-разному.

На что следует обратить особое внимание:

1. При работе с контрагентом по отсрочке платежа ‒ на уровень возможного кредитного риска, то есть совокупный размер исполненных и неоплаченных обязательств, который можно предоставить контрагенту по постоплате (с момента передачи товара, выполнения работ, оказания услуг), а также предусмотреть в договоре практически применимые способы обеспечения исполнения обязательств (залог, неустойка, удержание, поручительство, банковская гарантия), если обязательства имеют длящийся характер (к примеру, поставка партии товара в периоде 6 месяцев). Способ обеспечения исполнения обязательств напрямую зависит от вида договора, его условий, места и этапов исполнения. Поэтому важно не только прописать способ в договоре, но и убедиться в его фактическом действии.

2. При работе по предварительной оплате по еще невыполненному обязательству финансовый риск не прекращается, а лишь снижается, поэтому следует обратить внимание на уровень штрафных санкций за несвоевременное исполнение обязательств, а также на условия о размере убытков, подлежащих возмещению при неисполнении либо просрочке исполнения обязательств. К примеру, в процессе исполнения обязательств зачастую возникают дополнительные расходы, которые не были предусмотрены в цене договора, или объективно сдвигаются сроки доставки товара, что напрямую сказывается на сроках исполнения договора. Однако это не значит, что в договор нужно вписать большое количество норм, которые будут документально страховать риски. Это означает, что, предусматривая правовую базу в договоре для ведения переговоров, сторонам будет проще договориться и урегулировать спор во внесудебном порядке.

3.При международных правоотношениях и заключении внешнеторговых контрактов можно избрать специальные формы расчетов, к примеру, аккредитив, а в случае отсутствия у контрагента средств для оплаты в согласованном периоде можно согласовать такой финансовый инструмент, как факторинг. В данном случае риск возникновения проблем с платежеспособностью контрагента нивелируется, так как исполнение платежа будет напрямую зависеть от условий исполнения аккредитива либо перевода средств банком по договору факторинга.

Для того чтобы правильно применить глубину проверки с рациональным подходом к затрачиваемому на это времени, нужно таргетировать контрагентов в зависимости от объема кредитного риска (объема обязательств). Крупные обязательства необходимо ставить на мониторинг: ручной, полуавтоматический, автоматический. Вид мониторинга зависит от технических и финансовых возможностей организации. Таким образом, сделки с контрагентами, по которым назначен мониторинг, позволяют своевременно реагировать на основные изменения, которые могут повлиять на расчеты по обязательствам.

Резюме
1. Политика проверки контрагентов состоит из 5 основных блоков: проверка общих юридических данных, проверка финансового состояния контрагента, проверка неисполненных обязательств прошлых периодов, проверка маркетинговой и новостной информации о контрагенте, санкционная проверка контрагента.
2. Исходя из результатов проверки контрагента, необходимо сформировать кредитный отчет (например, в виде таблицы), где будут отражены не только выявленные факторы риска и их соотношение с финансовыми данными, но и положительные маркеры, прямо или косвенно указывающие на благонадежность и финансовую устойчивость организации.
3. Нужно правильно соотнести информацию с выбором договорных условий с контрагентом и подходящей формы расчетов.

1274 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме