Вы на портале

Проверка МЧС: готовимся к приходу органов пожарного надзора

Материал подготовлен с участием специалистов Консультационного центра в области обеспечения пожарной безопасности МЧС Республики Беларусь

Государственный надзор в области обеспечения пожарной безопасности осуществляется органами государственного пожарного надзора. Рассмотрим, какие нарушения выявляются данными органами, а также какая ответственность предусмотрена за нарушение требований законодательства о пожарной безопасности.

Обновлено
Алешкевич Анастасия

Директор Центра юридической помощи бизнесу и населению «Артикул»

Гашинский Антон

Юрист

11991 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Содержание:


Правовое регулирование:

Обязанности органов государственного пожарного надзора 

В части надзора за соблюдением пожарной безопасности органы пожарного надзора:

  1. осуществляют государственный пожарный надзор, надзор за соблюдением законодательства при осуществлении деятельности по обеспечению пожарной безопасности, государственный надзор за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза, Евразийского экономического союза в области пожарной безопасности;
  2. оказывают помощь внештатным и добровольным пожарным формированиям в организации пожарно-профилактических мероприятий, подготовке членов этих формирований;
  3. выдают заключения о соответствии принимаемых в эксплуатацию объектов, очередей строительства, пусковых комплексов разрешительной документации, проектной документации, разработанной и утвержденной с учетом установленных законодательством требований к ее разработке и утверждению, в том числе требований безопасности и эксплуатационной надежности;
  4. оказывают помощь в обучении мерам пожарной безопасности;
  5. выполняют иные обязанности в области обеспечения пожарной безопасности в соответствии с Законом № 2403-XII и иными актами законодательства.

Должностные лица органов государственного пожарного надзора

Перечень должностных лиц, уполномоченных осуществлять государственный пожарный надзор, определен в постановлении Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 09.02.2021 № 8 «О должностных лицах органов государственного пожарного надзора». 

Вопросы, подлежащие проверке органами государственного пожарного надзора

Форма контрольного списка вопросов (чек-лист) в сфере государственного пожарного надзора, надзора за соблюдением законодательства при осуществлении деятельности по обеспечению пожарной безопасности определена в приложении 11 к постановлению № 46.

Справочно.
В чек-листе, в перечне требований, предъявляемых к проверяемому субъекту, проставляются следующие отметки:
— в позиции «Да» — если предъявляемое требование реализовано в полном объеме;
— в позиции «Нет» — если предъявляемое требование не реализовано или реализовано не в полном объеме;
— в позиции «Не требуется» — если предъявляемое требование не подлежит реализации проверяемым субъектом и (или) контролю (надзору) применительно к данному проверяемому субъекту;
— в позиции «Примечание» отражаются поясняющие записи — если предъявляемое требование реализовано не в полном объеме, и иные пояснения.

Контрольный список вопросов (чек-лист) может заполняться в ходе внеплановой или выборочной проверки либо при планировании проверок.  

Чек-лист содержит более 120 требований, предъявляемых к проверяемому субъекту, такие как: 

  • обеспечение ответственными лицами пожарной безопасности и противопожарного режима на закрепленных за ними объектах;
  • знание работниками требований пожарной безопасности, умение применять первичные средства пожаротушения и средства самоспасения;
  • разработка субъектом хозяйствования общеобъектовой инструкции по пожарной безопасности и т.д.

Документы, выносимые (выдаваемые) органами государственного пожарного надзора

Органы государственного пожарного надзора выносят (выдают) требования, предписания, заключения, предложения, рекомендации, документы, содержащие перечни требований в области пожарной безопасности. 

Требования, предписания, заключения, вынесенные (выданные) органами государственного пожарного надзора, могут быть обжалованы вышестоящим должностным лицам органов государственного пожарного надзора и (или) в судебном порядке.

Типичные нарушения, выявляемые в ходе осуществления проверок органами пожарного надзора

К наиболее распространенным нарушениям требований пожарной безопасности относятся: 

  • неисправность либо необслуживание системы пожарной автоматики объекта (системы пожарной сигнализации, передачи извещений о пожаре, оповещения и управления эвакуацией людей, противодымной вентиляции, установки автоматического пожаротушения); 
  • неисправность внутреннего противопожарного водоснабжения объекта; 
  • отсутствие организации подготовки работников по программам пожарно-технического минимума и проведения противопожарных инструктажей, а также обучения их мерам пожарной безопасности; 
  • самовольная перепланировка объектов с нарушением требований пожарной безопасности без разработки проектной документации; 
  • отсутствие общеобъектовой инструкции по пожарной безопасности; 
  • необеспечение на объекте безопасной эвакуации людей (двери заперты, отсутствуют устройства открывания их изнутри без ключа, эвакуационные пути загромождены и др.); 
  • неисправное состояние либо отсутствие первичных средств пожаротушения; 
  • отсутствие внештатных пожарных формирований либо их функционирование без должной организации.

Справочно.
В рамках проводимой проверки проверяющие наделены полномочиями проверять наличие всей соответствующей технической документации, которая касается вопроса обеспечения безопасности при пожарах, а также исследовать все помещения и прилегающие земельные участки проверяемого субъекта.

Ответственность за нарушение требований законодательства о пожарной безопасности 

Согласно Декрету № 7 ответственность за нарушение и (или) невыполнение настоящих требований устанавливается в соответствии с законодательством. 

За нарушение требований о пожарной безопасности предусмотрена административная и уголовная ответственность. 

Справочно.
В соответствии с положениями Декрета № 7 ответственность за обеспечение пожарной безопасности объекта при его аренде (субаренде, ссуде) устанавливается в соответствии с договором аренды (субаренды, ссуды), если иное не предусмотрено законодательством.

Административная ответственность

Административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности предусмотрена ст. 24.36 КоАП. При этом ответственность по данной статье наступает как при наличии прямого умысла, когда лицо сознает, что нарушает законодательство о пожарной безопасности, и желает действовать таким образом, так и при небрежности. А именно когда лицо не сознает, что нарушает законодательство о пожарной безопасности, хотя должно было и могло это сознавать. 

Диспозиции статей КоАП в области нарушения требований пожарной безопасности носят бланкетный характер с учетом многочисленности различных нормативных требований.

К примеру, административная ответственность по ст. 24.36 КоАП наступает за невыполнение обязанности руководителями либо иными должностными лицами в области обеспечения правил пожарной безопасности.

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности предусмотрена ст. 304 УК.

Так, нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее по неосторожности возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества, совершенное в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до одного года, или арестом с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

Рекомендации субъектам хозяйствования

Для обеспечения пожарной безопасности и противопожарного режима в организации руководитель обязан:

1) обеспечить:

  • соблюдение и контроль выполнения требований по обеспечению пожарной безопасности на объектах;
  • работоспособность и исправность средств противопожарной защиты и пожаротушения, противопожарного водоснабжения, связи, защиты от статического электричества, наружных пожарных лестниц, ограждений крыш зданий, а также постоянную готовность к применению этих средств и т.д.;

2) организовать: 

  • разработку общеобъектовой инструкции по пожарной безопасности; 

Образец общеобъектовой инструкции

Справочно.
Требования к содержанию общеобъектовой инструкции по пожарной безопасности установлены постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28.04.2018 № 28 «Об установлении требований к содержанию общеобъектовой инструкции по пожарной безопасности».

  • проведение технологических процессов в соответствии с эксплуатационной и технологической документацией;
  • информирование работников о состоянии пожарной безопасности субъектов хозяйствования; 

Справочно.
Информирование работников о состоянии пожарной безопасности субъектов хозяйствования производится путем размещения соответствующих стендов. Там размещается актуальная информация о правилах работы с огнетушителями, действиях при пожарах и т.д.

  • работу внештатных пожарных формирований;

Справочно.
Работа внештатных пожарных формирований регулируется в соответствии с Положением о порядке создания и деятельности внештатных пожарных формирований, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.05.2020 № 296 «О внештатных пожарных формированиях».

  • уборку территории от сухой растительности и горючих отходов и т.д.


Памятка для субъектов хозяйствования

Руководители и другие должностные лица организаций в области обеспечения пожарной безопасности, в частности, должны:
1) обеспечить пожарную безопасность и противопожарный режим в организации;
2) создать организационно-штатную структуру, разработать обязанности и систему контроля, обеспечивающие пожарную безопасность во всех технологических звеньях и на этапах производственной деятельности;
3) обеспечить своевременное осуществление противопожарных мероприятий по предписаниям, требованиям органов государственного пожарного надзора;
5) обеспечить выполнение законодательства о пожарной безопасности и международных актов;
6) создать в соответствии с законодательством внештатные пожарные формирования и организовать их работу;
7) обеспечить содержание в исправном состоянии пожарной техники, оборудования и инвентаря, не допускать их использования не по прямому назначению;
8) организовать обучение работников мерам пожарной безопасности и обеспечить их участие в предупреждении и тушении пожаров;
9) не допускать к работе лиц, не прошедших противопожарный инструктаж и (или) в случаях, предусмотренных законодательством, подготовку по программе пожарно-технического минимума;
10) обеспечить разработку плана действий работников на случай возникновения пожара и организовать проведение практических тренировок по его отработке;
11) предоставить по требованию органов государственного пожарного надзора сведения и документы, характеризующие состояние пожарной безопасности зданий, сооружений, объектов строительства и выпускаемой продукции, сведения и документы о пожарах и их последствиях;
12) принимать меры к нарушителям законодательства о пожарной безопасности и международных актов, взыскивать в установленном законодательством порядке материальный ущерб с лиц, виновных в возникновении пожара;
13) предоставлять в установленном порядке в необходимых случаях органам и подразделениям по чрезвычайным ситуациям технику, горюче-смазочные материалы, продукты питания и места отдыха для личного состава при тушении пожаров.

11991 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме