Государственные суды
Арбитражный суд.
Арбитражный суд является государственным органом, созданным для рассмотрения и разрешения экономических споров между субъектами хозяйствования (ст. 1, 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее — АПК РФ).
Арбитражный суд рассматривает экономические споры при условии, что они вытекают из следующих отношений:
- между юридическими лицами и гражданами — предпринимателями;
- между юридическими лицами и государственными или иными органами;
- между гражданами — предпринимателями и государственными или иными органами.
Организации, не являющиеся юридическими лицами, вправе обратиться с исками в арбитражный суд только в случаях, прямо предусмотренных законодательством.
Суд общей юрисдикции.
В суде общей юрисдикции рассматриваются, в частности, споры, связанные с предпринимательской деятельностью:
- о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам (подп. 7 п. 1 ст. 262 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, далее — ГПК РФ);
- заявления граждан и организаций на неправомерные действия и решения органа государственного управления и должностного лица, считающих, что их права и свободы нарушены (п. 1 ст. 254 ГПК РФ);
- заявления лиц, считающих неправильными совершенные нотариальные действия или отказ в совершении нотариального действия (ст. 310 ГПК РФ);
- споры с участием иностранных организаций и организаций с иностранными инвестициями в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 22 ГПК РФ). В то же время данные споры могут быть переданы также на рассмотрение арбитражного суда при наличии межгосударственного соглашения или соглашения сторон (п. 5 ст. 27 АПК РФ).
Суду общей юрисдикции также подведомственны споры, в которых объединены несколько исковых требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, а другие — арбитражному суду, однако разделение этих требований невозможно (п. 4 ст. 22 ГПК РФ).
Основными проблемными вопросами при рассмотрении хозяйственных споров в государственных судах являются следующие:
- достаточно длительный период рассмотрения исков ввиду высокой загруженности (30–40 дел в день);
- судебное разбирательство осуществляется по месту нахождения ответчика, что приводит к дополнительным командировочным расходам истца в случае нахождения исполнителя контракта в другом регионе;
- государственные судьи не всегда хорошо знают специфику сфер экономики, что в совокупности с высокой загруженностью существенно снижает качество судебных разбирательств;
- закрытость госсудов для досудебного консультирования снижает качество проработки и подготовки исков к судебному разбирательству.
Третейские суды
В компетенцию Третейского суда входит разбирательство споров, возникающих в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением договорных обязательств между коммерческими организациями (или индивидуальными предпринимателями), а также между другими юридическими лицами, зарегистрированными в Российской Федерации или в других странах — участницах СНГ.
К сведению.
К третейским судам в России относятся:
— Третейский суд для разрешения экономических споров при Торгово-промышленной палате Российской Федерации;
— Арбитраж при Московской торгово-промышленной палате (правопреемник Арбитражного суда при Московской ТПП, образованного в 1993 г. и переименованного с 1 марта 1995 г. в Коммерческий арбитраж при Московской торгово-промышленной палате);
— третейские суды при региональных ТПП России;
— третейские суды, созданные при иных общественных объединениях предпринимателей и потребителей, а также юридических лицах.
Основными преимуществами третейских судов являются следующие:
- третейское разбирательство споров предоставляет участникам спора возможность выбора судей по своему усмотрению;
- быстрота и экономичность рассмотрения споров — упрощенная, но достаточная процедура, не допускающая обжалования решения по существу, позволяет завершить рассмотрение спора в гораздо более короткие сроки;
- решение суда имеет обязательный характер и подлежит добровольному исполнению в срок, установленный в самом решении, либо немедленно. Если решение не исполнено добровольно, оно может быть исполнено в принудительном порядке по правилам исполнительного производства на основе выданного компетентным судом исполнительного листа;
- конфиденциальность — дело рассматривается в закрытом заседании.
Важным моментом в третейском судопроизводстве является возможность принятия обеспечительных мер. Согласно ст. 25 Федерального закона от 24.07.2002 № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» заявление об обеспечении иска, рассматриваемого в третейском суде, подается в компетентный суд по месту осуществления третейского разбирательства или месту нахождения имущества, в отношении которого могут быть приняты обеспечительные меры (с приложением доказательств предъявления иска в третейский суд и определения третейского суда о принятии обеспечительных мер).
В соответствии со ст. 90 АПК РФ обеспечительными мерами могут, в частности, быть:
- арест денежных средств (в том числе средств, которые будут поступать на банковский счет) или иного имущества, принадлежащего ответчику и находящегося у него или других лиц;
- запрещение ответчику и другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора;
- возложение на ответчика обязанности совершить определенные действия в целях предотвращения порчи, ухудшения состояния спорного имущества;
- передача спорного имущества на хранение истцу или другому лицу и др.
Обязательным условием принятия дела к производству в третейских судах является соглашение об этом самих спорящих сторон в письменной форме (третейская оговорка).
Пример стандартной третейской оговорки
«Все споры и разногласия, независимо от оснований их возникновения, которые возникли или могут возникнуть между Сторонами по настоящему Договору, в том числе связанные с его заключением, исполнением, изменением, расторжением или признанием недействительным (полностью или частично), передаются на рассмотрение в ______________ третейский суд (указать наименование суда)».
Пример альтернативной третейской оговорки
«Все споры и разногласия, независимо от оснований их возникновения, которые возникли или могут возникнуть между Сторонами по настоящему Договору, в том числе связанные с его заключением, исполнением, изменением, расторжением или признанием недействительным (полностью или частично), передаются по усмотрению истца в ________ государственный суд г. ________ или в _______ третейский суд (указать наименование суда)».
Риски третейского судопроизводства:
- невозможность обжалования решения третейского суда может привести к быстрому наступлению собственной ответственности при проигрыше иска;
- непроверенный третейский суд, указанный в третейском соглашении, может быть аффилирован контрагенту, что может привести к искусственному проигрышу судебного процесса. Поэтому рекомендуется проверять выбираемый третейский суд (наличие сайта, регламента работы, положения о сборах, списка судей, судебной практики, при какой организации создан, рекомендации бизнес-сообщества и т.д.).
Процедура медиации
Процедура медиации основана на том, что стороны при участии медиатора должны прийти к консенсусу и достигнуть взаимоприемлемого соглашения. Медиатор не является арбитром, представителем какой-либо стороны спора или посредником между сторонами, не обладает правом принимать решение по спору. Он лишь способствует урегулированию спора, помогает сторонам спора в ходе дискуссии выявить их истинные интересы и потребности.
Преимущества медиации — оперативность, конфиденциальность, неформальность, а также экономичность (времени и финансовых затрат, в том числе судебных расходов, при условии, что стороны реально будут исполнять достигнутое медиативное соглашение).
К случаям, пригодным для медиации, могут быть отнесены:
- экономическая нецелесообразность судебного разбирательства;
- сложное законодательство, подлежащее применению;
- сопряженность спора с каким-либо деликатным случаем;
- стороны хотят сохранить конфиденциальность, эмоциональные ресурсы, время и финансы;
- стороны хотят в дальнейшем поддерживать отношения.
К случаям, не пригодным для медиации, могут быть отнесены:
- если необходимо создать коммерческий прецедент;
- если может быть получено быстрое судебное решение;
- если необходимо подать заявление об обеспечении иска;
- отсутствие интереса (заинтересованности) стороны (сторон) в мировом урегулировании;
- наличие заинтересованности сторон в публичности.
Справочно
Примером профессионального органа в сфере медиации может служить Коллегия посредников по проведению примирительных процедур при Торгово-промышленной палате Российской Федерации (создана в мае 2006 г.). Действуют также коллегии посредников при региональных ТПП РФ.
Коллекторские агентства
В России с 2004 г. действуют структуры, занимающиеся взысканием просроченных и проблемных долгов, — коллекторские агентства.
Коллекторские агентства работают по двум основным схемам:
- от имени кредитора за вознаграждение, формирующееся согласно количеству собранных финансовых средств в виде выплаты заранее определенных процентов от общей суммы взысканной задолженности;
- коллектор выкупает долг и действует от своего имени.
Во многих случаях для решения долговых проблем используется методика PR-сопровождения взыскания — точечное и/или публичное информационное воздействие.
Справочно
К профессиональным объединениям коллекторских агентств в России можно, в частности, отнести Ассоциацию корпоративного коллекторства, Национальную ассоциацию профессиональных коллекторских агентств (НАПКА).
Технологии корпоративного коллекторства актуальны для взыскания проблемных долгов в следующих случаях:
- организация-должник ликвидирована либо присоединена к другому недействующему юридическому лицу и деятельность фактически не ведет;
- запущено управляемое банкротство или кредитор не может оказать влияние на ход этой процедуры;
- необходимо взыскать задолженность в кратчайшие сроки (быстрее, чем в судебном порядке);
- имеются дефекты в юридическом оформлении отношений с должником (при наличии реального долга);
- у должника большой административный ресурс;
- должник находится в отдаленном регионе или за пределами России.
При выборе коллекторского агентства стоит обратить внимание на следующие факторы:
- представление предварительной программы взыскания долга, где описаны ключевые точки и сценарии воздействия, а также основные мероприятия, эффективность которых можно хотя бы приблизительно спрогнозировать;
- демонстрация примеров взыскания, в том числе выходивших в публичную плоскость (сообщения СМИ, пресс-релизы и т.д.);
- готовность использовать не только юридический инструментарий, медиацию, но и внесудебные методики (корпоративное коллекторство и т.д.).