Какова суть ограничения?
Согласно п. 4 ст. 26 Закона Республики Беларусь от 08.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» (далее – Закон о торговле) субъект торговли, осуществляющий розничную торговлю посредством организации торговой сети
или крупных
магазинов (далее – торговые сети), доля которого в объеме розничного товарооборота продовольственных товаров в границах г. Минска, городов областного подчинения, районов (далее – АТЕ), в которых расположены принадлежащие ему торговые объекты, за предыдущий финансовый год превышает 20 %, не вправе приобретать (данное ограничение не распространяется на юридические лица системы потребительской кооперации), арендовать в этих границах дополнительную торговую площадь для осуществления этим субъектом розничной торговли или совершать иные действия, направленные на увеличение такой площади. Сделки же, совершенные с нарушением данного требования, являются ничтожными.
Справочно:
Торговая сеть – два и более стационарных торговых объекта, которые принадлежат на законном основании одному субъекту торговли либо группе лиц или в которых осуществляется деятельность несколькими субъектами торговли с использованием одного средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ, услуг (в т.ч. франчайзинг).
Крупный магазин – магазин с торговой площадью 3 000 и более квадратных метров.
Какрассчитывается доля субъектов торговли?
В соответствии с законодательством Министерство антимонопольного регулирования и торговли (далее – МАРТ) ежегодно до 1 августа рассчитывает удельный вес торговых сетей в общем товарообороте, а также долю субъектов торговли, вошедших в перечень торговых сетей, в объеме розничного товарооборота продовольственных товаров в границах АТЕ, в которых расположены принадлежащие им торговые объекты, за предыдущий финансовый год (п. 7 Положения о Торговом реестре Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.12.2014 № 1227 (далее – Положение о торговом реестре)).
Доля торговых сетей в объеме розничного товарооборота продовольственных товаров в границах соответствующей АТЕ определяется на основании общего розничного товарооборота продовольственных товаров в границах этой АТЕ.
Общий розничный товарооборот, в свою очередь, рассчитывается на основании:
- официальной статистической информации в разрезе городов областного подчинения (г. Минска), районов;
- информации о розничном товарообороте продовольственных товаров по объектам торговли, представляемой субъектами торговли в Торговый реестр ежегодно до 1 апреля (п. 24 Положения о торговом реестре).
Как получить сведения о доле в объеме товарооборота?
После завершения расчета МАРТ (через свои территориальные органы - управления (отделы) торговли и услуг) информирует торговые сети и их субъекты торговли о том, что их доля в объеме товарооборота продовольственных товаров в границах соответствующей АТЕ, в которых расположены принадлежащие им торговые объекты, за предыдущий финансовый год превысила 20 % – для недопущения увеличения торговой площади для продажи продовольственных товаров в границах соответствующих АТЕ, или достигла порогового значения (18–19 %) – для учета этой информации при планировании дальнейшего развития торговой сети.
Полученная информация о расчетах доводится до торговых сетей в течение августа – сентября. Но субъекты хозяйствования заинтересованы в более коротких сроках получения информации. Существует возможность запроса сводных статистических данных из Национального статистического комитета Республики Беларусь для расчета своей доли самостоятельно (хотя бы в примерных значениях). Однако на практике управление статистики внутренней торговли Национального статистического комитета Республики Беларусь предоставляет необходимую информацию не раньше июня.
Справочно:
Статистическая информация предоставляется по письменной заявке с указанием:
– перечня запрашиваемой информации;
– необходимого отчетного периода (месяц, год, помесячно);
– желаемых носителей информации;
– адреса, банковских реквизитов, факса, номера контактного телефона заказчика.
Таким образом, по объективным причинам торговые сети имеют возможность получить примерные данные о своей доле только спустя полгода после завершения финансового года и официальную информацию о том, что их доля на рынке определенной АТЕ в предыдущем финансовом году превысила
пороговое значение в 20 %, только после уведомления МАРТ.
Местные исполнительные и распорядительные органы отказывают субъекту торговли во внесении в Торговый реестр сведений, связанных с увеличением торговой площади для продажи продовольственных товаров, доля которых, по официальным данным Торгового реестра, за предыдущий финансовый год превысила 20 %.
Каковы практические аспекты данного ограничения?
Следуя логике законодателя, торговые сети, доля которых приближается к пороговому значению, должны воздерживаться от расширения своих торговых площадей в определенных АТЕ в течение как минимум первого полугодия, чтобы не нарушить запрет, предусмотренный п. 4 ст. 26 Закона о торговле, даже если на это нет никаких объективных оснований. Такие вынужденные решения, в свою очередь, могут негативно отразиться на хозяйственной деятельности как отдельно взятых субъектов торговли, так и торговой сети в целом.
Сложившееся правовое регулирование вопроса существенно усложняет работу торговых сетей и не обеспечивает условия для развития добросовестной конкуренции и эффективного функционирования товарного рынка. Необходимо пересмотреть порядок применения запрета на расширение торговых площадей и соответствующих санкций за его нарушение и привязать их к получению официального уведомления о превышении порогового значения за предыдущий финансовый год в границах данной АТЕ. При этом существует необходимость в более оперативном анализе и предоставлении данных о розничном товарообороте продовольственных товаров и последующем информировании торговых сетей об их доле.
Чек-лист для субъектов торговли:
– Самостоятельно и на регулярной основе отслеживать состояние торговли в интересующих АТЕ и размер своей доли.
– При планировании развития торговой сети учитывать, что законодательство не запрещает субъекту торговли иметь в границах определенной АТЕ долю, превышающую 20 %, а запрещает дальнейшее расширение сети после превышения данного порога.
– В случае если доля превышает порог в 20 % согласно последним расчетам МАРТ, не совершать каких-либо действий, направленных на увеличение торговой площади в границах соответствующей АТЕ, в том числе: не открывать новых или не расширять существующие торговые объекты, причем в связи с любыми основаниями (например, договор аренды, договор купли-продажи, реорганизация путем присоединения или слияния).