Подготовительный этап: выбираем способ охраны, или Преимущества региональной системы охраны товарных знаков
Региональные системы фактически расширяют возможности национальной регистрации с близкими к ней принципами охраны на группу объединенных в определенное экономическое или политическое образование стран, фактически являясь одной из наднациональных надстроек для этой группы стран.
Принципиальным отличием от международной регистрации является применение единых материальных норм, регулирующих предоставление охраны товарному знаку, тогда как международная регистрация в формате Мадридской системы лишь формально объединяет страны в одну процедуру, а материальные нормы по товарным знакам у каждой страны свои. В случае продвинутой интеграции стран по вопросу охраны товарных знаков региональные системы также имеют определенные общие нормы, относящиеся к использованию товарного знака, и общий орган, администрирующий систему.
Процедурным и экономическим преимуществом региональных процедур по отношению к международной является отсутствие необходимости обязательной подачи национальной заявки, на базе которой будет подаваться заявка по региональной процедуре. Фактически региональная регистрация замещает национальную, а региональные регистрации могут быть интегрированы в международную систему охраны наряду с национальными, то есть региональные ведомства процедурно могут быть указаны при оформлении международной регистрации наряду с отдельными странами.
В случае европейской направленности интересов заявителя такой региональной процедурой является получение товарного знака ЕС, а в плане альтернативы охраны товарного знака на территории Беларуси альтернативой следует рассматривать регистрацию товарного знака ЕАЭС, процедура в отношении которого в обозримой перспективе должна заработать.
Территория 1: товарные знаки ЕС
Предварительный этап: преимущества и недостатки региональной охраны на территории стран ЕС
Товарный знак ЕС позволяет иметь охрану на территории всех текущих и будущих стран – членов ЕС.
Плюсы:
1) при необходимости получения охраны в нескольких странах ЕС единая процедурная пошлина значительно удешевляет процесс по сравнению с получением охраны через отдельные национальные процедуры, даже с учетом необходимости ведения дел через представителя при отсутствии у заявителя постоянного местожительства или местонахождения компании на территории ЕС, что влечет дополнительные расходы;
2) при использовании региональной системы охраны товарных знаков на территории ЕС опасность аннулирования товарного знака по неиспользованию в течение 5 лет с даты его регистрации существенно снижается, так как достаточным является его использование на территории хотя бы одной из стран – членов ЕС.
Минусом региональной охраны на территории ЕС является возможность подачи возражения на регистрацию товарного знака третьим лицом из любой страны ЕС, и при удовлетворении такого возражения отказ в регистрации происходит на всей территории ЕС.
Справочно:
В случае отказа в предоставлении охраны существует возможность трансформации региональной заявки в национальные заявки в тех странах, где отсутствуют основания для отказа.
Шаг 1: подача заявки
Процедура получения охраны осуществляется путем подачи заявки на регистрацию товарного знака ЕС в Ведомство по интеллектуальной собственности Европейского союза (далее – Ведомство) на одном из 28 языков ЕС. В дополнение для целей возможных возражений и иной переписки должен быть выбран один из пяти языков (английский, немецкий, испанский, французский, итальянский).
Если заявитель не имеет постоянного местонахождения на территории ЕС, делопроизводство должно вестись через его представителя, имеющего право представлять интересы физических или юридических лиц по вопросам товарных знаков и промышленных образцов в ведомстве по интеллектуальной собственности государства – члена ЕС.
Шаг 2: процедура рассмотрения заявки
После поступления в Ведомство заявка проходит следующие этапы:
• экспертиза;
• подача возражений третьими лицами;
• регистрация.
В оптимистичном варианте прохождение этих процедур происходит примерно за 4 месяца. Однако Ведомство может направить запрос или уведомление о наличии возражений, что может продлить этот срок до 2 лет.
Экспертиза
При проведении первого этапа проверяется:
• достаточность требуемой информации (изображение заявляемого обозначения, сведения о заявителе и перечень товаров и/или услуг, для которых обозначение будет применяться);
• уплата единой процедурной пошлины (для одного класса международной классификации товаров и услуг она составляет 850 евро при электронной подаче документов и 1000 евро — при использовании бумажных носителей, за второй класс дополнительная пошлина составляет 50 евро, за третий и каждый последующий класс – по 150 евро), которая может быть уплачена как при подаче, так и в течение 1 месяца с этой даты;
• приоритетные данные в случае их заявления (при наличии у заявителя национальной заявки в любой стране – участнице Парижской конвенции он имеет право на испрашивание приоритета при условии подачи заявки на товарный знак ЕС в течение 6 месяцев после подачи первоначальной заявки);
• наличие абсолютных оснований для отказа в регистрации товарного знака.
При соответствующем запросе заявителя ведомство проводит поиск тождественных и сходных до степени смешения обозначений по базе данных товарных знаков ЕС, результаты которого носят информационный характер и направляются как заявителю, так и владельцам сходных знаков, что может послужить причиной направления ими возражения против предоставления охраны обозначению.
Подача возражений
Если заявка отвечает всем установленным требованиям, она публикуется, и наступает этап для подачи возражений против предоставления охраны товарному знаку, который длится 3 месяца.
Регистрация
В случае непоступления возражений или в случае их успешного оспаривания товарный знак регистрируется Ведомством, сведения публикуются в официальном бюллетене без уплаты дополнительных пошлин и заявителю становится доступным электронный вариант свидетельства о регистрации знака. При необходимости владелец товарного знака ЕС может запросить в ведомстве документы, подтверждающие регистрацию, в бумажном виде.
Территория 2: товарные знаки ЕАЭС
Предварительный этап: преимущества и недостатки региональной охраны на территории стран ЕАЭС
При ориентации работы в пределах Единого экономического пространства защита товарных знаков в Беларуси, России, Казахстане, Кыргызстане, Армении может происходить по региональному принципу посредством получения регистрации товарного знака Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Плюсы:
1) процедура охраны будет обеспечиваться посредством одной регистрации, что существенно снизит расходы на привлечение иностранных патентных поверенных;
2) весьма привлекательной особенностью процедуры является наличие закрепленных единых оснований для отказа в регистрации заявленного обозначения, а также закрепление довольно сжатых сроков для всех действий, что позволяет получить охрану в течение 9-10 месяцев;
3) при использовании такой региональной системы охраны опасность аннулирования товарного знака по неиспользованию в течение 3 лет с даты его регистрации существенно снижается, так как достаточным является его использование на территории хотя бы одного из государств – членов ЕАЭС.
Минусом является наличие фактического контроля предоставления охраны обозначению на своей территории национальными ведомствами, и поскольку решение о регистрации товарного знака принимается при условии получения положительного решения от каждого из национальных ведомств государств – членов ЕАЭС, в случае получения отказа хотя бы в одном ведомстве государства-члена товарному знаку будет отказано в регистрации на всей территории ЕАЭС.
Шаг 1: подача заявки
Договором о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров Евразийского экономического союза предусматривается, что заявка на товарный знак ЕАЭС составляется на русском языке и подается в национальное патентное ведомство заявителя. Ожидается, что подача заявки будет осуществляться в виде электронного документа через единый портал, размещенный на официальном сайте ЕАЭС, или в виде бумажного документа.
Заявитель может подать заявку как самостоятельно, так и через представителя, в том числе патентного поверенного, зарегистрированного в национальном ведомстве. В товарный знак ЕАЭС также может быть преобразована национальная заявка.
Шаг 2: процедура рассмотрения заявки
Процедурой предусмотрены следующие этапы:
• предварительная экспертиза;
• подача возражений третьими лицами;
• экспертиза;
• регистрация.
Предварительная экспертиза
После поступления заявки в национальное ведомство заявителя в рамках предварительной экспертизы в течение 1 месяца производится проверка наличия необходимых сведений (наименование заявителя, заявляемое обозначение, перечень товаров и/или услуг, основания для установления более раннего приоритета), правильности оформления документов и уплаты пошлины, установленной в стране этого ведомства. Пошлины будут варьироваться в зависимости от того, в какое из национальных ведомств будет подаваться заявка. При соответствии заявки установленным требованиям фиксируется дата ее подачи и осуществляется публикация сведений на официальном сайте.
В течение следующих 2 месяцев происходят предоставление сведений о суммах пошлин за проведение экспертизы заявленного обозначения от национальных ведомств других государств-членов по запросу ведомства подачи, уведомление заявителя о необходимости уплаты пошлин, предоставление заявителем в ведомство подачи документов, подтверждающих уплату соответствующих пошлин, направление заявки национальным патентным ведомствам других государств-членов для проведения экспертизы обозначения.
Подача возражений третьими лицами
Для данной региональной процедуры также применим этап возможности подачи возражений (обращений о наличии оснований для отказа в регистрации товарного знака) в течение 3 месяцев после публикации сведений о заявке, для реакции на которые заявителю предоставляется 3 месяца.
Экспертиза
В течение 6 месяцев национальными ведомствами государств – членов ЕАЭС проводится экспертиза, о результатах которой, как и о наличии возражений, заявитель уведомляется ведомством подачи. Заявителю предоставляется 3 месяца на реагирование на данное уведомление с возможностью продления срока такого реагирования. После предоставления заявителем доводов на уведомление по результатам экспертизы ведомство подачи направляет их в национальные ведомства государств-членов, которые в течение 1 месяца выносят решения.
Регистрация
При принятии положительного решения заявителю предоставляется 1 месяц для уплаты пошлины за регистрацию товарного знака и выдачу свидетельства, установленной в стране ведомства подачи. В течение 5 рабочих дней после предоставления документа, подтверждающего уплату пошлины, товарный знак регистрируется в Едином реестре товарных знаков ЕАЭС, а также заявителю выдается свидетельство.
* * *
Легкость в управлении одной регистрацией, широкий охват стран, сравнительно низкая стоимость и отсутствие необходимости использования товарного знака в каждом государстве-члене делают региональные процедуры весьма привлекательными для использования.
Дополнительно по теме:
>>Соколовская В. Алгоритм регистрации товарных знаков // Юрист. Промышленность. — 2020. — № 1.
>>Грабовская Н. Регистрируем товарный знак