Реклама и торговля в социальных сетях без правовых ошибок

Продвижение в социальных сетях стало необходимостью современных дней. Большинство компаний имеет страницу хотя бы в одной социальной сети. Безусловно, они предназначены для распространения информации о компании и продвижения ее товаров (работ, услуг). SMM-продвижение — это эффективный способ привлечения целевой аудитории и увеличения продаж. Для SMM используются различные инструменты, например публикации, рекламные записи, таргетинг и др.

Рассмотрим вопросы, касающиеся соблюдения требований законодательства в сфере рекламы в случае ее распространения через социальные сети, а также проведения рекламных мероприятий в социальных сетях и возможности осуществления торговли посредством социальных сетей.

Андриевская Ирина 

Юрист юридической компании «Юкон»

3623 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Содержание:


Использование страниц в социальных сетях в рекламных целях

Реклама в социальных сетях должна, как и любая иная реклама, соответствовать требованиям, предъявляемым Законом Республики Беларусь от 10.05.2007 № 225-З «О рекламе» (далее — Закон о рекламе).

Справочно.
Реклама — информация об объекте рекламирования, размещаемая (распространяемая) в любой форме с помощью любых средств, направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке (абз. 10 ст. 2 Закона о рекламе).

Основные правила, которые необходимо учитывать при размещении рекламы в социальных сетях (ст. 10 Закона о рекламе): 

  • реклама размещается на государственном языке Республики Беларусь. Иностранный язык может использоваться в рекламе наряду с белорусским и (или) русским языками при условии идентичности по содержанию и техническому оформлению текста на всех языках;
  • реклама, сходная с рекламой алкогольных напитков, не допускается в местах, в которых запрещается размещение рекламы алкогольных напитков, а также при организации и проведении культурных, образовательных, спортивных и спортивно-массовых мероприятий;
  • не допускается реклама, сходная с рекламой табачных изделий;
  • реклама, размещаемая (распространяемая) в сети Интернет, может не содержать информацию о наименовании рекламодателя, его УНП при условии размещения ссылки на сайт рекламодателя, на котором размещены указанные сведения; 

Справочно.
В имиджевой рекламе (то есть рекламе бренда как такового) наименование и УНП рекламодателя допускается не указывать.

  • реклама, содержащая информацию о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, допускается, только если это лицо зарегистрировано в установленном порядке; 
  • реклама лицензируемого вида деятельности или деятельности, осуществляемой на основании аттестата, свидетельства или т.п., допускается только при наличии такого документа (например, отдельные виды строительных работ, медицинская деятельность);
  • информация о цене, скидках, наличии объекта рекламирования, возможности его приобретения, основаниях использования в рекламе слов «номер один», «первый» и иных слов, создающих впечатление о преимуществе, а также изображения награды или указания позиции в рейтинге должны быть выполнены четкими буквами, размер шрифта не должен быть менее половины наибольшего размера шрифта, используемого в рекламе. Такая информация в мультимедийной рекламе должна занимать не менее 5 секунд.

Важно также помнить, что размещаемая реклама не должна содержать:

  1. обещание или гарантию будущей эффективности (доходности) рекламируемого вида деятельности. Использование таких сведений допускается только при наличии данных бухгалтерской (финансовой) отчетности, достоверность которой подтверждена заключением аудитора;
  2. указание на лечебные свойства объекта рекламирования (например, реклама курса по самотейпированию не должна содержать обещаний лечебного эффекта). Исключением является реклама лекарственных препаратов, методов оказания медицинской помощи, работ и (или) услуг, составляющих медицинскую деятельность, изделий медицинского назначения и медицинской техники;
  3. наименования организаций, товарные знаки, знаки обслуживания, эмблемы и иную символику, изображения имущества организаций или граждан, если рекламодатель не имеет права на такое использование.

Законодательством установлен перечень товаров, работ, услуг, реклама которых не допускается. В том числе не допускается реклама (п. 10 ст. 10 Закона о рекламе): 

  • работ, услуг гипнотизеров, экстрасенсов, гадалок, спиритов, астрологов, колдунов, прорицателей, иных подобных лиц;
  • услуг сексуального характера, в том числе под видом психологической помощи, общения, релаксации, массажа, приятного времяпрепровождения, иной законной деятельности;
  • деятельности лиц, не зарегистрированных в качестве юридических лиц или индивидуальных предпринимателей Республики Беларусь, по привлечению денежных средств, электронных денег и иного имущества граждан под выплату дохода.

Рекламные игры и рекламные акции в социальных сетях

Порядок проведения рекламных игр в Республике Беларусь регулируется Положением о проведении рекламных игр на территории Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 30.01.2003 № 51 (далее — Положение). 

В соответствии с Положением выделяется несколько видов мероприятий рекламного характера:

  • рекламная игра;

Справочно.
Рекламная игра — деятельность организаций или индивидуальных предпринимателей, осуществляемая ими в целях стимулирования реализации товаров (работ, услуг) и обеспечивающая розыгрыш выигрышей между участниками рекламной игры, за исключением деятельности, указанной в п. 4 Положения (абз. 6 п. 2 Положения). 
Пунктом 4 Положения установлено, что рекламными играми среди прочего не являются конкурсы и иные подобные мероприятия, для участия в которых не требуется осуществление заказа, приобретение или использование товаров (работ, услуг) и (или) представление документов, подтверждающих их заказ, приобретение или использование, которые проводятся владельцем сайта в сети Интернет, доступ к которому предоставляется без взимания платы и заключения договора.

  • рекламная акция;
  • конкурсы и иные мероприятия, для участия в которых не требуется осуществление заказа, приобретение или использование товаров или представление документов, подтверждающих их заказ, приобретение или использование;
  • иные подобные мероприятия.

Чаще всего в социальных сетях проводятся либо рекламные игры, либо рекламные акции. Главное различие заключается в том, что рекламная акция сопровождается вручением одинаковых подарков всем участникам, выполнившим условия акции, а рекламная игра — розыгрышем призов, которые могут отличаться, между участниками игры.

Проводить рекламные акции в социальных сетях допустимо. Для проведения же рекламной игры необходимо зарегистрировать ее в Министерстве антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (далее — МАРТ), разработать правила ее проведения, создать специальную комиссию для розыгрыша призов и т.д.

При этом возникает вопрос: является ли рекламной игрой проводимый в социальной сети розыгрыш призов, для участия в котором необходимо быть подписчиком соответствующей страницы, сделать репост записи о проводимом розыгрыше?

По данному вопросу МАРТ дало свое разъяснение, указав, что рекламные мероприятия, проводимые с использованием социальных сетей и осуществлением розыгрыша призов, являются рекламными играми, так как проводятся лицом, не являющимся владельцем сайта. Законодательством также установлен ряд условий и ограничений к порядку проведения рекламных игр (например, запрет на использование при проведении розыгрыша программных и иных средств, необходимость хранения всех материалов по рекламной игре в течение 3 лет). Следовательно, зарегистрировать рекламную игру, проводимую посредством социальных сетей, невозможно.

Справочно.
С разъяснением МАРТ можно ознакомиться по короткой ссылке bit.ly/3v5qWmo.

Таким образом, проведение рекламных игр на территории Республики Беларусь в социальных сетях не допускается. Исходя из указанного, есть возможность лишь оставить ссылку в социальных сетях на информацию о рекламной игре. 

Запрет осуществления торговли посредством социальных сетей

Деятельность по реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг на территории Республики Беларусь с использованием информационных сетей, систем и ресурсов, имеющих подключение к сети Интернет, осуществляется юридическими лицами, их филиалами и представительствами, созданными в соответствии с законодательством Республики Беларусь, с местонахождением в Республике Беларусь, а также индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в Республике Беларусь, с использованием информационных сетей, систем и ресурсов национального сегмента сети Интернет, размещенных на территории Республики Беларусь и зарегистрированных в установленном порядке (п. 2 Указа Президента Республики Беларусь от 01.02.2010 № 60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет»).

Поскольку социальные сети созданы без использования информационных сетей, систем и ресурсов национального сегмента сети Интернет, размещенных на территории Республики Беларусь, а их владельцы и (или) управляющие компании не являются резидентами Республики Беларусь, то реализация товаров не может осуществляться через социальные сети.

Субъект торговли вправе осуществлять розничную торговлю с использованием сети Интернет через интернет-магазин, представляющий собой информационный ресурс, позволяющий выбрать товары и с его использованием сформировать заказ на приобретение товаров (ч. 3 ст. 16 Закона Республики Беларусь от 08.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания»).

В случае, когда на странице в социальной сети размещается описание товаров с указанием стоимости, способов доставки заказа, вариантов оплаты, порядка возврата некачественных товаров и иная информация, касающаяся приобретения товаров, и чтобы сделать заказ, потенциальному покупателю необходимо написать сообщение, например, администратору группы, то это представляет собой незаконную интернет-торговлю. 

Отметим также, что недопустимо размещение в социальных сетях рекламы, посредством которой может осуществляться реализация товаров, то есть когда заказать товары можно непосредственно через эту рекламу.

Вместе с тем законодательство позволяет использовать помимо зарегистрированного интернет-магазина иные информационные ресурсы, в том числе социальные сети, для размещения сведений о товарах. То есть законной будет ситуация, когда в социальной сети потенциальный потребитель лишь получает информацию о товаре, а заказать или приобрести его может, перейдя по ссылке на сайт интернет-магазина. 

Резюме.
При ведении страниц в социальных сетях компаниям нужно помнить следующее:
— необходимо соблюдать требования законодательства, предъявляемые к рекламе;
— в отличие от рекламных акций проведение рекламных игр в социальных сетях не допускается;
— осуществление торговли посредством социальных сетей является незаконным.


Дополнительно по теме:
>>Рудкевич А. Реклама рекламных игр: возможности и ограничения
>>Рудкевич А. Реклама в социальных сетях
>>Букато В. Ненадлежащая реклама в Instagram: что вправе требовать потребитель? 

3623 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме