Вы на портале

Рекламные игры: алгоритм подготовки и проведения

Рекламная игра — это деятельность организаций или индивидуальных предпринимателей, осуществляемая ими в целях стимулирования реализации товаров (работ, услуг) и обеспечивающая розыгрыш призов между участниками. Отношения по проведению рекламных игр регулируются Положением о проведении рекламных игр на территории Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 30.01.2003 № 51 (далее — Положение).

За нарушение требований о проведении рекламных игр установлена административная ответственность, а проводимая с нарушением законодательства рекламная игра может быть досрочно прекращена на основании предписания уполномоченного государственного органа.

Во избежание негативных последствий очень важно неукоснительно соблюдать требования законодательства при подготовке, регистрации и проведении рекламных игр. Для этого необходимо совершить ряд обязательных действий в определенной последовательности.

Обновлено
Варвашевич Андрей
Варвашевич Андрей

адвокат Минской областной коллегии адвокатов


11963 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Шаг 1. Формирование комиссии по проведению рекламной игры

Состав комиссии утверждается организатором (приказом, распоряжением и т.п.), а также указывается в правилах проведения рекламной игры.

В состав создаваемой организатором комиссии должно быть включено не менее 5 человек. Членами комиссии могут быть только совершеннолетние дееспособные физические лица. При этом хотя бы один член комиссии не должен состоять в трудовых отношениях с организатором.

Комиссия осуществляет контроль за соблюдением правил проведения рекламной игры, проводит отбор участников и розыгрыш призового фонда, рассматривает возникшие споры при проведении рекламной игры.

Решения комиссии оформляются протоколом, который подписывается всеми присутствующими членами комиссии. В протоколе отражаются дата, время и место проведения заседания комиссии, повестка дня, сведения о присутствующих членах комиссии, ее действия в том порядке, в котором они совершались, сведения о победителях и их выигрышах.

Справочно.
Организатор рекламной игры — это организация или ИП, зарегистрированные в Беларуси, осуществляющие деятельность по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг) либо оказывающие услуги по организации и проведению рекламных игр, а также представительства иностранных организаций.

Шаг 2. Составление и утверждение правил проведения рекламной игры

Организатором рекламной игры должны быть составлены и утверждены правила проведения рекламной игры в двух экземплярах. Это наиболее важный шаг, так как в последующем организатор должен будет неукоснительно соблюдать данные правила. Все вопросы, которые отражены в правилах, должны быть тщательным образом продуманы.

Справочно.
Правила проведения рекламной игры — это документ, регламентирующий порядок проведения рекламной игры. В нем должны быть отражены определенные сведения, предусмотренные п. 7 Положения.

Правила проведения рекламной игры должны содержать:

1) сведения об организаторе — наименование и место нахождения организации (представительства иностранной организации) или ФИО индивидуального предпринимателя, УНП, электронный адрес (при его наличии);

2) наименование рекламной игры;

3) указание на территорию проведения рекламной игры;

Справочно.
Территория проведения рекламной игры — это часть территории, где будет проводиться рекламная игра. Рекламная игра может проводиться как на всей территории Республики Беларусь, так и на определенной ее части (область, территория города).

4) срок начала и окончания рекламной игры, включая срок выдачи выигрышей и опубликования результатов проведения рекламной игры;

5) состав комиссии по проведению рекламной игры с указанием ФИО, места работы и должности членов комиссии;

6) наименование товаров (работ, услуг) или их групп, в целях стимулирования реализации которых проводится рекламная игра;

7) условия, при соблюдении которых физическое лицо становится участником рекламной игры;

8) состав и размер призового фонда (в белорусских рублях) и источники его формирования;

Справочно:
Организатор и заинтересованное лицо не могут распоряжаться призовым фондом с момента его формирования до окончания розыгрыша призового фонда.

9) место, дату, время и порядок проведения розыгрыша призового фонда, в том числе порядок определения победителей;

10) срок и способ информирования победителей;

11) место, порядок и срок выдачи выигрышей;

12) название печатного средства массовой информации, в котором будут опубликованы результаты проведения рекламной игры, и сроки их опубликования;

13) телефон для справок по вопросам проведения рекламной игры.

В правилах проведения рекламной игры могут содержаться и иные условия, не противоречащие актам законодательства.

Шаг 3. Формирование призового фонда

Призовой фонд должен быть сформирован в полном объеме на момент представления заявления о государственной регистрации рекламной игры.

Справочно.
Призовой фонд должен использоваться только по целевому назначению.

Источником формирования призового фонда могут являться денежные средства или иное имущество (работы, услуги) организатора или заинтересованного лица.

Призовой фонд считается сформированным, если:

— денежные средства перечислены организатором на свой специальный счет;

— товары произведены или оплачены организатором, находятся у него либо переданы им на хранение;

— товары собственного производства, имеющие ограниченный срок годности, будут произведены организатором. Денежные средства на производство таких товаров должны быть перечислены организатором на свой специальный счет;

— работы (услуги) будут выполнены (оказаны) организатором или у него заключены договоры с исполнителями, в соответствии с которыми последние обязуются выполнить победителю работы (оказать услуги). Выполнение таких работ (оказание услуг) должно быть оплачено, либо денежные средства на оплату должны находиться на специальном счете.

Справочно.
Не допускается использование в качестве приза поврежденного или бывшего в употреблении имущества.

Шаг 4. Государственная регистрация рекламной игры

Рекламные игры, проводимые на территории Республики Беларусь, подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве антимонопольного регулирования и торговли (далее — МАРТ). Без государственной регистрации проведение рекламных игр не допускается.

Для государственной регистрации рекламной игры организатор представляет в МАРТ:

1) заявление о государственной регистрации рекламной игры в одном экземпляре;

Справочно.
Форма заявления о государственной регистрации рекламной игры законодательством не предусмотрена. На сайте МАРТа имеется рекомендуемая форма заявления.

2) правила проведения рекламной игры, утвержденные организатором, в двух экземплярах;

3) копию договора с исполнителем работ (услуг), определенных в составе призового фонда, либо ТТН (ТН), платежного поручения, приходного кассового ордера, кассового чека, выписку банка о наличии денежных средств на специальном счете для хранения призового фонда в белорусских рублях, открытом организатором в банке, и (или) иной документ, подтверждающий окончание формирования призового фонда;

4) документ, подтверждающий уплату госпошлины за государственную регистрацию рекламной игры.

Справочно.
Государственная пошлина за государственную регистрацию рекламной игры составляет 5 базовых величин.

МАРТ в течение 15 дней со дня регистрации заявления принимает решение о государственной регистрации рекламной игры или выдает организатору мотивированный отказ в такой регистрации.

В государственной регистрации рекламной игры может быть отказано в случаях:

— представления документов или сведений, не соответствующих требованиям Положения или иных актов законодательства;

— неоднократных (два и более раза) нарушений требований, предусмотренных Положением или правилами проведения рекламной игры, допущенных организатором при проведении рекламных игр в течение одного года, предшествовавшего дню обращения в МАРТ для государственной регистрации рекламной игры.

Справочно.
Реклама рекламной игры допускается только после получения свидетельства о государственной регистрации рекламной игры и опубликования ее правил.

Шаг 5. Опубликование правил рекламной игры

До начала проведения рекламной игры зарегистрированные МАРТом правила должны быть опубликованы организатором в печатном средстве массовой информации, указанном в правилах проведения рекламной игры. Территория распространения печатного средства массовой информации должна соответствовать территории проведения рекламной игры.

Публикация должна содержать номер свидетельства о государственной регистрации рекламной игры, дату принятия решения о ее государственной регистрации и наименование органа, выдавшего такое свидетельство, а также источник информации об этой игре.

Шаг 6. Проведение рекламной игры

Рекламная игра должна проводиться в строгом соответствии с ее зарегистрированными правилами и действующим законодательством.

Справочно.
При проведении рекламной игры запрещается:
— изменять состав и размер призового фонда;
— изменять правила проведения рекламной игры;
— взимать дополнительную плату за участие в рекламной игре;
— в период с начала рекламной игры и до даты проведения розыгрыша повышать цены (тарифы) на товары (работы, услуги), для стимулирования реализации которых организуется данная игра, в том числе путем отмены скидок на них.

Розыгрыш призового фонда должен проводиться с участием комиссии по проведению рекламной игры открыто с возможностью присутствия на нем участников рекламной игры.

Результаты розыгрыша рекламной игры не должны зависеть от воли организатора и не могут быть никем специально устроены. Запрещается использовать при проведении розыгрыша программные, программно-аппаратные и аппаратные средства.

При проведении розыгрыша рекламной игры в эфире телевизионных программ организатор обязан обеспечить наличие звуковой информации о наименовании рекламной игры, об условиях участия в игре, о стоимости товаров (работ, услуг), стимулируемых к реализации данной игрой.

Не следует забывать информировать победителей о выигрышах в сроки и способами, указанными в правилах рекламной игры.

Выдача выигрышей также должна производиться в строгом соответствии с правилами проведения рекламной игры.

Шаг 7. Публикация сведений о результатах проведения рекламной игры

В срок, указанный в правилах, и до окончания срока проведения рекламной игры в печатном средстве массовой информации, в котором были опубликованы правила проведения рекламной игры, организатор обязан опубликовать результаты проведения рекламной игры.

Справочно.
Если число победителей рекламной игры более ста, допускается размещение фамилий, инициалов победителей с указанием их выигрышей на сайте в глобальной компьютерной сети Интернет. При этом в печатном СМИ при опубликовании сведений о результатах проведения рекламной игры обязательно указывается адрес данного сайта.

Данная публикация должна содержать:

1) сведения об организаторе — наименование и место нахождения организации (представительства иностранной организации) или ФИО индивидуального предпринимателя, УНП;

2) наименование рекламной игры;

3) срок начала и окончания рекламной игры;

4) сведения о государственной регистрации рекламной игры;

5) сведения о количестве участников рекламной игры;

6) сведения о полном или частичном розыгрыше призового фонда;

7) фамилию, инициалы победителя (победителей), его выигрыш (вы-игрыши);

8) телефон для справок по вопросам проведения рекламной игры.

Шаг 8. Предоставление в МАРТ отчета о проведении рекламной игры

Организатор в течение 30 дней после окончания рекламной игры обязан представить или направить по почте в МАРТ отчет о ее проведении. По просьбе организатора МАРТ обязано сделать отметку на копии отчета о его принятии. При отправке отчета о проведении рекламной игры по почте датой его представления считается дата отправки заказного письма вместе с описью прилагаемых документов.

Справочно.
В отчете о проведении рекламной игры могут содержаться по желанию организатора сведения, не отнесенные Положением к обязательным, но относящиеся к проведению рекламной игры.

В отчете о проведении рекламной игры должны быть отражены:

1) сведения о месте и дате составления отчета;

2) сведения об организаторе — наименование и место нахождения организации (представительства иностранной организации) или фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) индивидуального предпринимателя, УНП;

3) сведения о государственной регистрации рекламной игры;

4) срок начала и окончания рекламной игры;

5) сведения о количестве участников рекламной игры;

6) сведения о полном или частичном розыгрыше призового фонда;

7) фамилия, инициалы победителя (победителей), сведения о его (их) выигрыше, в том числе о выдаче выигрыша;

8) сведения о нарушениях, допущенных в ходе рекламной игры, и их последствиях (при наличии соответствующих нарушений);

9) сведения о жалобах, поступивших организатору или комиссии (при наличии соответствующих жалоб), и результатах их рассмотрения;

10) сведения о наименовании и дате выхода печатного средства массовой информации, в котором опубликованы правила проведения рекламной игры и сведения о результатах проведения рекламной игры.

Справочно.
Организатор обязан хранить все материалы по рекламной игре в течение 3 лет со дня ее окончания.

К отчету прилагаются копии публикаций правил проведения рекламной игры и сведений о результатах проведения рекламной игры.

Выводы:
Соблюдение вышеуказанных несложных правил позволит организатору безопасно для себя и с интересом для участников провести рекламную игру, привлечь их интерес.
Необходимо знать, что на участников рекламной игры, в том числе при использовании полученных выигрышей, распространяется законодательство о защите прав потребителей, а требования граждан и организаций, связанные с проведением рекламных игр, в том числе с участием в них, подлежат судебной защите.

11963 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •
№3, март 2015
3744