Вы на портале

Рекламные игры в соцсетях: что позволяет законодательство?

Рекламные игры и иные подобные рекламные мероприятия, связанные с розыгрышем призов между их участниками, являются эффективным способом распространения рекламной информации и привлечения внимания целевой аудитории. Один из доступных и дешевых вариантов провести такое мероприятие — организовать его в сети Интернет. Для маркетолога актуальность такой активности бесспорна, но как юристу правильно оформить интересную идею и не нарушить при этом закон? 

Обновлено
Петров Андрей

юрист

10947 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Рекламные игры как способ распространения рекламной информации

Как известно, реклама — двигатель торговли. Поэтому все ограничения в отношении рекламы являются препятствиями для развития экономики и роста благосостояния государства и общества.

Понятие термина «реклама» закреплено в Законе Республики Беларусь от 10.05.2007 № 225-З «О рекламе», согласно которому реклама — это информация об объекте рекламирования, распространяемая в любой форме с помощью любых средств, направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке.

Анализируя понятие, содержащееся в законодательстве, можно сделать однозначный вывод, что реклама представляет собой в первую очередь информацию.

Право на распространение информации и ограничения в ее использовании закреплены в ст. 34 Конституции Республики БеларусьПри этом правило, предусматривающее возможность ограничения пользования информацией, применяется не только к информации общественно-политического, но и экономического характера, к которой непосредственно относится и реклама.

Справочно.
Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды. Пользование информацией может быть ограничено законодательством в целях защиты чести, достоинства, личной и семейной жизни граждан и полного осуществления ими своих прав.

Одним из примеров законодательного ограничения пользования рекламой является Положение о проведении рекламных игр на территории Республики Беларусь, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 30.01.2003 № 51 (далее — Положение).

Ограничения при проведении рекламных игр

Под рекламной игрой в контексте Положения понимается деятельность организаций или индивидуальных предпринимателей, осуществляемая ими в целях стимулирования реализации товаров (работ, услуг) и обеспечивающая розыгрыш выигрышей между участниками рекламной игры, за исключением деятельности, указанной в п. 4 Положения.

Положением предусмотрены дополнительные требования, которые должны быть соблюдены при проведении рекламной игры. В частности, к ним относятся следующие требования:

— необходимость регистрации рекламной игры в Министерстве антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (далее — МАРТ);

— необходимость предварительного формирования организатором игры призового фонда;

— необходимость составить правила, соответствующие требованию Положения;

— необходимость создания комиссии по вопросам проведения рекламной игры;

— необходимость публикации в СМИ правил и результатов розыгрыша;

— необходимость наличия телефона для справок по вопросам проведения рекламной игры;

— необходимость предоставления отчета о проведении рекламной игры в МАРТ и др.

Проведение на территории Республики Беларусь рекламных игр без регистрации не допускается. В случае неоднократных (два и более раза) нарушений требований, предусмотренных Положением и (или) правилами проведения рекламной игры, допущенных организатором при проведении рекламных игр в течение одного года, предшествовавшего дню обращения в МАРТ для государственной регистрации рекламной игры, в государственной регистрации рекламной игры может быть отказано.

Справочно.
Частью 2 ст. 12.15 КоАП предусмотрена ответственность за нарушение законодательства о рекламных играх — наложение штрафа в размере до 20 базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от 10 до 200 базовых величин, а на юридическое лицо — от 20 до 500 базовых величин.

Мнение МАРТ о проведении рекламных игр в социальных сетях 

Жизнь не стоит на месте: экономические отношения развиваются, Интернет охватывает все больше сфер общественной жизни, способы распространения рекламной информации становятся все разнообразнее. Многие организации проводят рекламные мероприятия в Интернете, в том числе в социальных сетях. Чтобы соблюсти законодательство и избежать привлечения к ответственности, они обращаются в МАРТ с вопросом о возможности проведения в социальных сетях рекламных мероприятий с розыгрышем призов

Справочно.
Законодательство Республики Беларусь не содержит определения термина «рекламное мероприятие». При решении вопроса об отнесении мероприятия к рекламному следует исходить из наличия в нем признаков рекламы, вытекающих из определения термина «реклама».

Значительное количество подобных обращений привело к тому, что МАРТ на своем официальном сайте mart.gov.by в рубрике «вопрос-ответ» разместило следующую информацию, адресованную преимущественно рекламодателям (короткая ссылка):

Очевидно, что данный ответ нельзя применять как законодательство или как официальное толкование нормативного акта.

Справочно.
МАРТ не наделено правом официального толкования норм права. Письма и ответы МАРТ могут рассматриваться только как позиция конкретного должностного лица Министерства по конкретному вопросу и не имеют силы официальных нормативных правовых актов.

Вместе с тем МАРТ является органом государственного управления республиканского значения, едва ли не последней внесудебной инстанцией, специализация которой — регулирование практических вопросов применения законодательства о рекламных играх.

Юридическая коллизия или неверное толкование?

МАРТ, как орган управления в сфере рекламной деятельности, орган контроля за соблюдением законодательства о рекламе, а также орган, который уполномочен инициировать привлечение к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе, имеет достаточно правовых механизмов обеспечить исполнение своей позиции. На практике это приводит к тому, что указанные в вопросе-ответе рекламные мероприятия не могут быть проведены, хотя в них есть большая заинтересованность субъектов хозяйствования, а потребители от них не только ничего не теряют, но имеют возможность получить (выиграть) разнообразные, зачастую достаточно дорогие подарки (выигрыши) и иные блага, при этом оставаясь защищенными законодательством, в том числе гражданским, административным и уголовным.

В связи с этим возникает вопрос: соответствует ли позиция МАРТ законодательству и, в частности, Положению?

Попробуем найти ответ и рассмотрим подробно п. 4 Положения:

«Не являются рекламными играми:
конкурсы и иные подобные мероприятия, для участия в которых не требуется осуществление заказа, приобретение или использование товаров (работ, услуг) и (или) представление документов, подтверждающих их заказ, приобретение или использование, в том числе проводимые:
в средстве массовой информации юридическим лицом, на которое возложены функции редакции средства массовой информации;
на сайте в глобальной компьютерной сети Интернет, доступ к которому предоставляется без взимания платы и заключения договора, юридическим или физическим лицом, являющимся владельцем этого сайта».

Усматривается, что Положением сформулировано общее правило: рекламными играми не являются мероприятия, для участия в которых не требуется осуществление заказа, приобретение или использование товаров (работ, услуг) и (или) представление документов, подтверждающих их заказ, приобретение или использование.

Справочно.
Рекламная игра всегда связана с реализацией товаров, работ и услуг, и взимание дополнительной платы за участие в ней не допускается. В случае, если участник игры несет дополнительные расходы (приобретение билета участника, оплата SMS-сообщения для участия в игре и т.д.), такая игра не признается рекламной и носит характер лотереи.

Далее приводятся некоторые частные примеры таких мероприятий, которые не относятся к рекламным играм:

«в том числе проводимые:
в средстве массовой информации юридическим лицом, на которое возложены функции редакции средства массовой информации;
на сайте в глобальной компьютерной сети Интернет, доступ к которому предоставляется без взимания платы и заключения договора, юридическим или физическим лицом, являющимся владельцем этого сайта».

Буквальное толкование указанных норм не соответствует выводам, размещенным МАРТ на своем сайте. В ответе акцентируется внимание на том, что только проведение акции лицом, являющимся владельцем сайта, влечет непризнание мероприятия рекламной игрой.

Значит ли это, что, по мнению МАРТ, если рекламные мероприятия проводятся в социальных сетях или на сайте лицом, не являющимся владельцем сайта, то мероприятие следует признать рекламной игрой? Похоже, что мероприятие, не относящееся к определению рекламной игры, но проводимое лицом в социальных сетях или на чужом сайте, МАРТ отождествляет с рекламной игрой.

Из правовой конструкции п. 4 Положения следует, что все общественные отношения, рекламные мероприятия, которые подпадают под его определение, не признаются рекламными играми.

Именно отсутствие потребности для участников в приобретении товара или осуществлении заказа является основанием для того, чтобы мероприятие не было признано рекламной игрой со всеми вытекающими последствиями.

Справочно.
Участник рекламной игры — это физическое лицо, заказывающее, приобретающее или использующее товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, отвечающее требованиям правил проведения рекламной игры и выразившее желание принять участие в рекламной игре на условиях, предусмотренных в правилах проведения рекламной игры.

Проведение рекламного мероприятия на сайте в глобальной компьютерной сети Интернет, доступ к которому предоставляется без взимания платы и заключения договора, юридическим или физическим лицом, являющимся владельцем этого сайта (о чем указано в п. 4 Положения), — лишь один из возможных частных случаев, который не может ограничивать общее правило.

На это указывают слова «в том числе» из п. 4 Положения, которые отсутствуют в ответе МАРТ на официальном сайте. Без слов «в том числе» ответ МАРТ на сайте выглядит вполне убедительным, однако наличие указанного словосочетания коренным образом влияет на правильность ответа.

При таких обстоятельствах представляется, что Положение не признает в качестве рекламных игр рекламные мероприятия, в ходе которых между их участниками разыгрываются призы, проводимые в социальных сетях или на сайтах лицами, не являющимися владельцами сайта, если для участия в них не требуется осуществление заказа, приобретение или использование товаров (работ, услуг) и (или) представление документов, подтверждающих их заказ, приобретение или использование.

Это означает, что такие мероприятия можно проводить без согласования или регистрации в МАРТ.

Отставание права от динамичных рекламных отношений

В настоящее время в МАРТ невозможно зарегистрировать рекламное мероприятие с розыгрышем призов в социальных сетях как рекламную игру, о чем указано в последнем абзаце ответа Министерства.

Для чего нужен такой запрет, когда мероприятие нельзя проводить без регистрации, но в то же время нельзя зарегистрировать? Какие государственные или общественные интересы он защищает?

Пикантность ситуации состоит в том, что ни рекламные агентства, ни иные субъекты хозяйствования, заинтересованные в этом вопросе, не готовы затевать судебную тяжбу с МАРТ и вынуждены следовать данным рекомендациям. А это, по нашему мнению, не только нарушает их права и интересы, а также интересы потребителей, но и препятствует развитию экономических отношений, в том числе по привлечению инвестиций в Республику Беларусь от иностранных рекламодателей.

10947 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •
№3, март 2015
3771