Содержание:
Товары (работы, услуги), на закупки которых не распространяется постановление № 229
Приложение 1 изложено в новой редакции: в перечне товаров (работ, услуг ), на закупки которых не распространяется действие постановления № 229, было существенно сокращено количество оснований для приобретения товаров у определенных в постановлении № 229 поставщиков. Новыми случаями закупок товаров, на которые не распространяет действие постановление № 229, в частности, являются:
• закупки услуг по сертификации продукции, выполнения работ, оказания услуг, систем управления (менеджмента), компетентности персонала в выполнении определенных работ, оказании определенных услуг (п. 56 приложения 1 в новой редакции);
• приобретение услуг по обязательным медицинским осмотрам работников, занятых на работах с вредными (опасными) условиями труда или на работах, где в соответствии с законодательством есть необходимость в оценке состояния здоровья работающего на предмет его пригодности к выполнению отдельных видов работ, а также внеочередным медицинским осмотрам при ухудшении состояния здоровья (п. 57 приложения 1);
• приобретение консультационных и юридических услуг по защите и представлению интересов государства либо заказчиков в международных коммерческих арбитражах и иностранных судебных органах (п. 61 приложения 1);
• закупка заготовок карточек для системы БЕЛКАРТ (п. 62 приложения 1).
Справочно.
При приобретении товаров собственного производства у их производителя может применяться процедура закупки из одного источника (абз. 2 ч. 2 подп. 2.2 п. 2 постановления № 229).
С 5 марта постановление № 229 распространяется на закупки товаров (работ, услуг) при строительстве с привлечением полностью или частично средств внешних государственных займов и внешних займов под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Совмина, облисполкомов и Минского горисполкома.
Отклонение посредников
При рассмотрении предложений отклоняется предложение участника процедуры закупки, не являющегося производителем или его сбытовой организацией (официальным торговым представителем), в случае, если в конкурентной процедуре закупки участвуют не менее двух производителей и (или) сбытовых организаций (официальных торговых представителей) и цена предложения такого участника не ниже цены хотя бы одного участвующего в процедуре закупки производителя и (или) его сбытовой организации (официального торгового представителя). Ранее норма постановления № 229 предусматривала обязанность отклонить предложение участника процедуры закупки, не являющегося производителем или его сбытовой организацией (официальным торговым представителем), в случае, если в конкурентной процедуре закупки участвует не менее одного производителя и (или) сбытовой организации (официального торгового представителя).
Также постановлением № 59 установлено, что срок действия соглашения с производителем должен составлять не менее срока исполнения обязательств, предусмотренного не только документацией о закупке в соответствии с порядком закупок за счет собственных средств, но и условиями процедуры закупки из одного источника. До принятия постановления № 59 срок действия соглашения применительно к процедуре закупки из одного источника не регулировался.
Отраслевые особенности в части централизации закупок и согласования закупок импортных товаров
Республиканские органы государственного управления, организации, подчиненные Правительству и т.д., с учетом специфики деятельности вправе определить для находящихся в их подчинении (входящих в состав, систему) организаций особенности осуществления закупок за счет собственных средств, которые размещают в открытом доступе в информационной системе «Тендеры» (подп. 2.13 п. 2 постановления № 229).
Изменено регулирование в части централизации и согласования закупок импортных товаров. Организатором процедур централизованных закупок может быть определена одна из организаций, находящаяся в подчинении государственного органа (организации). Ранее требовалось, чтобы организатором являлась одна из организаций, закупки которой централизуются.
Что касается закупок импортных товаров, то особенности таких закупок могут предусматривать согласование с государственным органом (государственной организацией) решений об осуществлении закупок и (или) допуска к участию в процедурах закупок поставщиков, предлагающих импортные товары, и (или) иностранных подрядчиков (исполнителей) с учетом международных договоров Республики Беларусь, в соответствии с которыми товарам (работам, услугам) в Республике Беларусь предоставляется национальный режим, а также с учетом положений подп. 2.16 п. 2 постановления № 229.
Справочно.
Расширен перечень товаров, допуск к закупкам которых подлежит согласованию с комиссией по вопросам промышленной политики. В частности, в приложение 3 к постановлению № 229 включены такие позиции, как плиты, листы, пленка, фольга и полосы из пластмасс прочие.
Минимальная доля белорусских товаров при закупках
С 5 марта 2022 г. не требуется обеспечивать минимальную долю закупок белорусских товаров при закупках товаров, указанных в пп. 4, 5 и 26 приложения 1 к постановлению № 229 (в новой редакции):
— биржевых товаров на биржевых торгах;
— товаров на аукционах;
— товаров для оптовой (розничной) торговли, общественного питания, за исключением закупки товаров для организации общественного питания в учреждениях здравоохранения и образования, не связанных с закупкой товаров для их последующей реализации в буфетах и кафетериях в учреждениях здравоохранения и образования.