Вы на портале

Согласие антимонопольного органа на реорганизацию в форме выделения или разделения

Основные вопросы статьи: в каких случаях необходимо получить согласие антимонопольного органа на реорганизацию в форме выделения или разделения? какая ответственность предусмотрена за реорганизацию субъекта без согласия антимонопольного органа, когда такое согласие обязательно?

Обновлено
Педо Екатерина
Педо Екатерина

руководитель практики корпоративного и антимонопольного права, адвокат АБ «Ревера»

2031 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Абзацем четвертым подп. 1.12 п. 1 ст. 9 Закона Республики Беларусь от 12.12.2013 № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (далее — Закон) установлено, что антимонопольные органы осуществляют контроль за соблюдением субъектами хозяйствования антимонопольного законодательства в случае:

  • создания коммерческой организации, если вкладом в ее уставный фонд служат акции (доли в уставном фонде) и (или) иное имущество другой коммерческой организации;
  • если создаваемая коммерческая организация приобретает акции (доли в уставном фонде) и (или) иное имущество другой коммерческой организации на основании передаточного акта или разделительного баланса и в отношении действий с этими акциями (долями в уставном фонде) предусмотрен контроль в соответствии с Законом*.

Исходя из буквального толкования данной нормы согласие антимонопольного органа требуется в случае, если при реорганизации в форме выделения или разделения вновь создаваемой коммерческой организации передаются на основании разделительного баланса акции (доли в уставном фонде) и (или) иное имущество другой коммерческой организации, имеющей превышение по финансовым показателям в соответствии со ст. 17 Закона либо включенной в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, или Государственный реестр субъектов естественных монополий.

В настоящее время подход антимонопольных органов в применении вышеуказанной нормы сводится к следующему. Создание коммерческой организации подлежит контролю со стороны антимонопольного органа при наличии в совокупности двух условий:

  1. если вкладом в ее уставный фонд служат акции (доли в уставном фонде) и (или) иное имущество другой коммерческой организации или создаваемая коммерческая организация приобретает акции (доли в уставном фонде) и (или) иное имущество другой коммерческой организации на основании передаточного акта или разделительного баланса;
  2. если в отношении действий с этими акциями (долями в уставном фонде) предусмотрен контроль в соответствии с абзацами шестым — девятым подп. 1.12 п. 1 ст. 9 Закона.

Поскольку контроль антимонопольного органа установлен только в отношении акций (долей) в уставном фонде коммерческих организаций и нормы абзацев шестого — девятого подп. 1.12 п. 1 ст. 9 Закона не содержат указание на имущество, которое может являться объектом передачи в уставный фонд либо на баланс создаваемого в порядке реорганизации юридического лица по разделительному балансу, то реорганизация в форме выделения или разделения подлежит согласованию только в случае, если создаваемое юридическое лицо приобретает акции (доли) реорганизуемого субъекта хозяйствования.

Тем не менее следует отметить, что рассматриваемая норма Закона является неоднозначной, поскольку остается невыясненным, в каком конкретно случае передача имущества, не относящегося к акциям (долям), в порядке реорганизации в форме выделения или разделения будет подлежать антимонопольному контролю, как это определено в Законе. Таким образом, до прямого закрепления позиции антимонопольного органа в нормативном правовом акте имеется риск изменения подхода в толковании.

Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства

В случае государственной регистрации реорганизации без получения согласия антимонопольного органа такая регистрация может быть признана недействительной в силу п. 26 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1. Помимо этого, законодательством Республики Беларусь установлена следующая ответственность за неполучение согласия антимонопольного органа на реорганизацию в случаях, когда такое согласие требуется в соответствии с Законом:

  • штраф в размере от 20 до 50 базовых величин (ст. 11.24 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях);
  • уголовная ответственность применительно к должностному лицу, виновно допустившему нарушение антимонопольного законодательства повторно в течение года после наложения на него административного взыскания за аналогичное нарушение (ст. 244 Уголовного кодекса Республики Беларусь);
  • штраф на должностное лицо в размере от 20 до 100 базовых величин за неисполнение вынесенных предписаний антимонопольного органа, иных законных требований антимонопольных органов, либо ненадлежащее или несвое-временное их исполнение, либо непредставление этим органам информации (документов, объяснений), необходимой для осуществления антимонопольными органами своих функций, либо представление заведомо ложной информации (подп. 1.3 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 27.02.2012 № 114 «О некоторых мерах по усилению государственного антимонопольного регулирования и контроля»);
  • признание судом реорганизации недействительной по иску антимонопольного органа в случае, если реорганизация, на которую требовалось получение согласия антимонопольного органа, была совершена без получения согласия и это привело к возникновению или усилению доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке и (или) ограничению, устранению конкуренции (п. 1 ст. 21Закона).
2031 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме