Вы на портале

Совершенствование таможенного законодательства: разбираем постановление о реализации Договора о ТК ЕАЭС

В минувшем и текущем году принято значительное количество НПА, которые инкорпорируют положения Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее — ТК ЕАЭС) в национальную правовую систему Республики Беларусь.

В начале года вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 22.12.2018 № 490 «О таможенном регулировании» (далее — Указ). Следующим шагом в этом направлении стало постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20.06.2019 № 406 «О мерах по реализации Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза» (далее — Постановление). 

Рассмотрим основные положения Постановления, касающиеся участников внешнеэкономической деятельности, более подробно.

Михайлов Алексей
Михайлов Алексей

Старший юрист Arzinger Law Offices

8924 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Можно не помещать товары под таможенную процедуру транзита

Предусмотренные Постановлением нововведения позволяют сократить время прохождения таможенных процедур импортными товарами. В частности, это касается грузов, ввозимых в нашу страну железнодорожным транспортом, и перевозки товаров автомобильным транспортом при условии заключения договоров на временное хранение с владельцами складов временного хранения.

Справочно.
Изменение места временного хранения товаров до их выпуска допускается в случаях, если товары:
— перевозятся для временного хранения (на временный склад);
— резидента СЭЗ перевозятся для временного хранения на территории СЭЗ;
— перевозятся железнодорожным транспортом в места временного хранения на железнодорожных станциях и т.д.

Так, в подп. 2.1 п. 2 Постановления определены случаи, когда товары, помещенные на временное хранение в месте прибытия (то есть такие товары после ввоза в Республику Беларусь сразу помещаются на временное хранение), могут храниться в местах временного хранения не по месту прибытия:

— товары перевозятся железнодорожным транспортом в места временного хранения, размещенные на железнодорожных станциях;

— документы для помещения товаров, перевозимых автомобильным транспортом, на временное хранение в месте прибытия представлены владельцем склада временного хранения, на котором могут храниться товары, помещенные на временное хранение в таком месте прибытия.

Кроме того, Постановление позволило в отдельных случаях изменять места временного хранения товаров до их выпуска (то есть без помещения товаров под таможенную процедуру).

Сооружать новые склады не требуется

Прежде участники внешнеэкономической деятельности обязаны были хранить товары, находящиеся под таможенным контролем, отдельно от иных товаров. Подпунктом 2.9 п. 2 Постановления теперь предусмотрены дополнительные упрощения для уполномоченных экономических операторов 2-го или 3-го типа. Им позволено хранить в сооружениях, помещениях или на открытых площадках (их частях) совместно с товарами, находящимися на временном хранении, иные товары, в том числе помещенные под таможенные процедуры.

Справочно.
Преимущества уполномоченных экономических операторов различных типов определены ст. 437 ТК ЕАЭС.

Это возможно при условии их раздельного размещения, которое обеспечивается обозначением товаров, находящихся на временном хранении, соответствующими табличками, этикетками, бирками и т.д., позволяющими визуально отличить товары, находящиеся на временном хранении, от других товаров, а также применением любого другого способа, приемлемого для уполномоченного экономического оператора.

Кроме того, установлено, что хранение насыпных и наливных товаров таких уполномоченных экономических операторов допускается совместно с иными товарами того же вида и качества, в том числе помещенными под таможенные процедуры, без их раздельного размещения при условии раздельного учета.

Деятельность резидентов СЭЗ

Постановление допускает передачу объектов недвижимости, строительство и оснащение которых производились резидентом СЭЗ с использованием товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны (СТЗ), иным резидентам СЭЗ для реализации его инвестиционного проекта. Возможность такой передачи определяется администрацией СЭЗ.

Норма позволяет создавать новые производства на территории СЭЗ на арендованных площадях, что особенно важно для различного рода стартапов.

Также Постановлением определено, что разрешением на вывоз товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, или товаров с ее территории, в том числе с территории портовой или логистической СТЗ, является выпуск товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой, предусматривающей вывоз.

Расширен перечень получателей статистической информации

Увеличен круг лиц, которые вправе получать статистическую информацию от таможенных органов. Прежде получить сведения о своей внешнеторговой деятельности могли только лица, указанные в качестве декларанта в декларациях на товары или в качестве экспортера (импортера) в декларациях.

Справочно.
Порядок получения лицами информации и сведений, содержащихся в информационных ресурсах, находящихся в ведении таможенных органов, определен соответствующим Положением, утвержденным постановлением Совмина от 27.05.2014 № 509.

Теперь же допускается получение сведений из информационных ресурсов, находящихся в ведении таможенных органов:

— правопреемниками декларанта;

— временными (антикризисными) управляющими в процедурах экономической несостоятельности (банкротства);

— лицами, указанными в качестве таможенного представителя в декларациях на товары, в статистических декларациях и периодических статистических декларациях.

Очевидно, что эта норма позволяет правопреемникам организаций повысить достоверность оценки своего финансового состояния и рисков, в том числе и с учетом внешнеэкономической деятельности полученных активов. Кроме того, временные (антикризисные) управляющие и таможенные представители получили дополнительный инструмент для осуществления своей коммерческой деятельности.

Такая информация и сведения представляются заинтересованному лицу, за исключением государственных органов, не чаще двух раз в течение календарного года.

Признание товара уничтоженным или безвозвратно утраченным

ТК ЕАЭС во многих случаях связывает прекращение обязанности по уплате платежей, взимаемых таможенными органами, с признанием факта уничтожения или безвозвратной утраты иностранных товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо факта безвозвратной утраты этих товаров в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки, транспортировки, хранения.

Постановлением утверждено Положение о порядке признания таможенными органами факта уничтожения и (или) безвозвратной утраты иностранных товаров <...>.

Под уничтожением или безвозвратной утратой понимается наступление событий вследствие аварии, непреодолимой силы, в результате которых товары полностью уничтожаются или безвозвратно утрачиваются с образованием или без образования веществ, не имеющих определенного функционального предназначения и полностью утративших свои потребительские свойства.

К обстоятельствам непреодолимой силы относятся:

— стихийные бедствия (землетрясения, оползни, наводнения и др.);

— явления социального характера.

Справочно.
Под явлениями социального характера понимаются: войны, эпидемии, аварии техногенного характера, действия органов (организаций), уполномоченных на осуществление ветеринарного, карантинного фитосанитарного, иных видов контроля, в результате которых товар полностью уничтожен.

Для признания товара уничтоженным (утраченным) декларант или иное лицо обязаны предоставить в таможенный орган в письменной форме уведомление в произвольной форме. Однако оно должно содержать сведения, утвержденные указанным Положением, и к нему должны прилагаться соответствующие документы.

Проверка деклараций

Пунктом 16 ст. 120 ТК ЕАЭС предусмотрено, что декларация на товары, выпуск которых произведен до ее подачи, должна быть подана:

— лицом, подавшим заявление о выпуске товаров до подачи декларации, не позднее 10-го числа месяца, следующего за месяцем выпуска товаров;

— уполномоченным экономическим оператором, которым было подано заявление, не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем выпуска товаров.

Однако порядок контроля сведений в такой декларации нормами ТК ЕАЭС не регламентирован.

Справочно.
Декларация на товары, выпуск которых произведен до ее подачи, должна быть подана лицом или уполномоченным экономическим оператором (УЭО), подавшим заявление о выпуске товаров до подачи декларации, не позднее 10-го (15-го в случае УЭО) числа месяца, следующего за месяцем выпуска товаров (п. 16 ст. 120 ТК ЕАЭС).

Постановлением утверждено Положение о порядке проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в отношении декларации на товары, поданной в отношении товаров, выпуск которых произведен до ее подачи <...>.

Порядок проведения такой проверки нормативно закреплен не был (включая сроки ее проведения). В целях четкой регламентации таможенного контроля, сведений, содержащихся в декларации на товары, а также поданных вместе с нею документов соответствующие нормы были урегулированы Постановлением.

Новая административная процедура

Введена новая административная процедура — выдача документа об условиях переработки товаров на таможенной территории, документа об условиях переработки товаров для внутреннего потребления, документа об условиях переработки товаров вне таможенной территории <...>.

Она будет осуществляться таможней, в регионе деятельности которой предполагается помещение товаров под таможенные процедуры переработки.

Товары с фиксированной суммой обеспечения уплаты

Внесены изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14.10.2011 № 1374 (которое было также и переименовано).

Расширен перечень иностранных товаров при помещении под процедуру транзита, в отношении которых установлены фиксированные размеры (устанавливаются в евро за килограмм товара) обеспечения исполнения обязанности по уплате пошлин, налогов: продукты питания, цветы, живая рыба, живые растения (включая их корни), черенки и отводы, мицелий грибов и пр.

Отсрочка (рассрочка) уплаты таможенных пошлин

Утверждено Положение о порядке выдачи подтверждения наличия оснований для предоставления отсрочки (рассрочки) уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов.

Выдача подтверждения осуществляется государственным органом, уполномоченным на его выдачу в соответствии с ч. 2 п. 6 Особенностей таможенного регулирования (приложение 1 к Указу), на основании письменного заявления лица, которое будет выступать плательщиком при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Постановлением предусмотрено значительное количество нововведений в национальное законодательство о таможенном регулировании. В то же время приведение актов законодательства в соответствие с нормами ТК ЕАЭС будет продолжаться и далее.

8924 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме