Ситуация: выявление незадекларированного груза
Перевозчик осуществляет международные перевозки сборных грузов. В транспортном средстве в составе сборного груза в том числе перевозился товар «кофе». На складе в Республике Польша транспортное средство было дозагружено иными товарами. Водитель перевозчика с целью помещения под таможенную процедуру таможенного транзита представил к таможенному декларированию товары, указанные в товаросопроводительных документах.
Для помещения вышеуказанных товаров под таможенную процедуру таможенного транзита таможенному органу были предъявлены транспортные и коммерческие документы.
По результатам рассмотрения таможенным органом предъявленных документов товары в пункте таможенного оформления были помещены под таможенную процедуру таможенного транзита. В качестве места доставки установлен внутренний пункт таможенного оформления одной из таможен Минского региона.
При осуществлении должностными лицами таможенного контроля выявлен факт количественного несоответствия сведений о товарах, указанных в товаросопроводительных документах, фактически обнаруженному товару. А именно установлено, что товар «кофе» отсутствует, невзирая на наличие СМR на данный товар у водителя перевозчика. Вскрыв одну из коробок, в которой должен был находиться согласно товаросопроводительным документам товар «кофе», сотрудники таможни фактически обнаружили семена сахарной свеклы, которые классифицируются по другому коду ТН ВЭД.
Это важно!
В случае использования в качестве декларации на товары транспортных, коммерческих или иных документов с представлением перечня товаров какие-либо ограничения по общей таможенной стоимости декларируемых товаров не предусмотрены.
Квалификация действий перевозчика и его водителя
Товары при их ввозе на таможенную территорию ЕАЭС или вывозе с таможенной территории ЕАЭС в обязательном порядке подлежат таможенному декларированию, если иное не установлено ТК ЕАЭС.
Справочно.
При помещении под таможенную процедуру все товары подлежат таможенному декларированию (п. 1 ст. 104 ТК ЕАЭС).
В рассматриваемом случае водитель перевозчика — декларанта ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС и помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита товаров является субъектом административной ответственности за нарушение требований таможенного законодательства при недекларировании товаров, подлежащих таможенному декларированию.
Административное правонарушение, выразившееся в недекларировании водителем перевозчика товара «семена свеклы», произошло в республиканском пункте таможенного оформления, то есть при пересечении таможенной границы ЕАЭС, и было выявлено в зоне деятельности одной из таможен Минского региона при проведении таможенного контроля в соответствии со ст. 328 ТК ЕАЭС.
Таким образом, допущено недекларирование товара «семена свеклы», то есть совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 14.5 КоАП.
Как перевозчику обезопасить себя от незадекларированных грузов?
При проведении загрузки, дозагрузки или перегрузке товаров в транспортное средство необходимо присутствие водителя перевозчика.
Cогласно п. 1 ст. 8 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (далее — КДПГ) при принятии груза перевозчик обязан проверить внешнее состояние груза и его упаковки.
Справочно.
Проверка количества грузовых мест, указанных в CMR-накладной, в ходе проводимого их пересчета при загрузке является прямой обязанностью водителя перевозчика (ст. 8 КДПГ).
Отсюда следует, что перевозчик обязан контролировать погрузку на транспортное средство при перегрузке на складе.
Если перевозчик не имеет возможности принять разумные меры по проверке правильности записей относительно числа грузовых мест и маркировки груза, он должен внести в накладную оговорки с соответствующим обоснованием.
В случае если проверить содержимое упаковки не представляется воз-можным, считаем целесообразным сделать об этом отметку в графе 18 CMR-накладной, к примеру, следующего содержания: «Количество и маркировку грузовых мест невозможно проверить, потому что контейнер опечатан» — или отразить иную причину, в связи с которой невозможно проверить состояние груза.
Рекомендация:
Перевозчик, зная о предстоящем декларировании товара, обязан всеми силами не допустить к погрузке товар, не отраженный в сопроводительных документах.
Если в ходе перевозки водитель самостоятельно обнаружит в товаросопроводительных документах указание одного товара вместо другого, следует обязательно сообщить об этом факте должностному лицу таможенного органа. Перевозчик или иное лицо, которое выступает в качестве декларанта, будут освобождены от административной ответственности, если добровольно письменно проинформируют таможенный орган о допущенном нарушении, на основании примечания 2 к ст. 14.5 КоАП.
Справочно.
Перевозчик или иное лицо, которое выступает в качестве декларанта, освобождаются от административной ответственности, когда добровольно письменно проинформируют таможенный орган о допущенном нарушении (примечание 2 к ст. 14.5 КоАП).
Также в обязательном порядке перевозчику требуется представить декларацию и документы, на основании которых она заполнялась, либо документ о внесении изменений или дополнений в декларацию и приложить необходимые документы. И самое главное, на день, предшествующий дню поступления обращения и регистрации документов, должны соблюдаться определенные условия:
— таможенный орган не должен самостоятельно обнаружить административное правонарушение, а должен быть предупрежден;
— таможенный орган не должен уведомить декларанта (таможенного представителя) о проведении таможенного контроля;
— если уведомление декларанта (таможенного представителя) не требу-ется, таможенный орган не должен начать проведение таможенного контроля.
Таким образом, перевозчик освобождается от административной ответственности за недекларирование и недостоверное декларирование товаров, если он:
— самостоятельно обнаружил такое нарушение;
— добровольно письменно сообщил о нарушении в таможенный орган;
— устранил вредные последствия нарушения (например, представил таможенную декларацию и документы, на основании которых заполнил ее, либо заявил о внесении изменений и (или) дополнений в таможенную декларацию с приложением необходимых документов).
Судьба незадекларированного груза
Груз не является собственностью перевозчика, поэтому должен быть отправлен собственнику путем помещения груза под таможенную процедуру реэкспорта. Под последней понимается таможенная процедура, применяемая в отношении иностранных товаров и товаров ЕАЭС, в соответствии с которой иностранные товары вывозятся с таможенной территории ЕАЭС без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и (или) с возвратом (зачетом) сумм таких пошлин и налогов (ст. 238 ТК ЕАЭС).
Рекомендации:
Для снижения рисков привлечения к административной ответственности перевозчиков и водителей по ст. 14.5 КоАП в договоре перевозки можно предусмотреть следующие условия:
— возложить обязанность по декларированию груза на его отправителя или получателя, то есть перевозчик откажется от декларирования груза;
— обязать заказчика перевозки возместить вред, вызванный привлечением перевозчика к административной ответственности по причине недостоверности сведений о товарах, указанных в товаросопроводительных документах;
— предоставить перевозчику безусловное право присутствовать при загрузке груза и осматривать непосредственно сам груз, а не его внешнее состояние и упаковку, на предмет соответствия сведениям, указанным в товаросопроводительных документах.
Если начало административного процесса уже положено, то перевозчику (его водителю) рекомендуется ходатайствовать о привлечении к делу об административном правонарушении представителей грузоотправителя, грузополучателя, экспедитора и иных лиц, имевших отношение к оформлению документов, в соответствии со ст. 2.4 КоАП.
Дополнительно по теме:
Туровец М. Договора на перевозку груза нет, срок исковой давности пропущен: как быть?
Ангельский В. Как убедить суд в малозначительном характере правонарушения
Гаврушко Д. Повышенная ответственность международных перевозчиков
Шамкин О. Анкета-опросник для подготовки договора перевозки грузов автомобильным транспортом
Леонович Я. Судебная практика по договорам перевозки (видео)
Корочкин А. Как работает принцип добросовестности в хозяйственном обороте и как его применять (аудио)