Вы на портале

Таможня не дает добро: перевозка подкарантинной продукции

С января 2018 г. таможенные органы Республики Беларусь идут по пути снижения контрольной нагрузки на субъектов хозяйствования на этапе выпуска товаров, с постепенным переносом таможенного контроля на ступень после выпуска. Это, безоговорочно, положительно отразится на уменьшении времени выпуска товаров, снизит транспортные и иные издержки участников ВЭД, ускорит и увеличит товарооборот.

Однако не все субъекты хозяйствования используют данные нововведения во благо, некоторые из них всячески пытаются обмануть таможенные органы. Умение заработать, наверное, одно из самых востребованных качеств в современном мире. Но отдельные лица, преследуя цель обогащения, не понимают, что в Республике Беларусь это можно сделать только законным путем. В подтверждение вышеуказанного предлагаем рассмотреть следующую ситуацию.

Туровец Маргарита
Туровец Маргарита

Юрисконсульт ООО «Комплекс Финанс»

Лукашук Татьяна

Юрист

3359 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Ситуация: транспортировка подкарантинной продукции

Сотрудник региональной таможни остановил транспортное средство, осуществлявшее транспортировку подкарантинной продукции — «салаты свежие» — с территории Республики Беларусь в Российскую Федерацию. Продукция была упакована в потребительскую упаковку из полимерного материала под вакуумом.

Водитель предоставил на таможне товаросопроводительные документы, в которых указано, что в грузовом отсеке перемещается продукция, подвергшаяся консервации.

Внешний вид продукции вызвал сомнения у сотрудников таможенного органа в части отнесения ее к заявленной товарной позиции (ТН ВЭД 2005 99) и скорее позволял отнести ее к товарной позиции «овощи прочие, свежие или охлажденные» (код ТН ВЭД 0709).

Таможней была назначена судебная медицинская химическая экспертиза, производство которой поручено Управлению Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь.

В заключении эксперта был сделан вывод, что представленный для проведения экспертизы объект является свежим салатом, не подвергшимся обработке консервантами.

Справочно.
В соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности к коду ТН ВЭД 2005 99 относятся овощи прочие, приготовленные или консервированные, без добавления уксуса или уксусной кислоты, незамороженные, кроме продуктов товарной позиции 2006.

Фитосанитарный сертификат

Каждая партия продукции, отнесенной к подкарантинной, ввозится на таможенную территорию ЕАЭС и (или) перемещается из одного государства — члена ЕАЭС в другое в сопровождении экспортного (реэкспортного) фитосанитарного сертификата.

Справочно.
Перечень операций, осуществление которых не отвечает требованиям достаточной переработки при определении статуса товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или таможенную процедуру свободного склада, утвержден решением Комиссии ТС от 17.08.2010 № 373.

Код ТН ВЭД ЕАЭС 0709 «Овощи прочие, свежие или охлажденные» относится к подкарантинной продукции с высоким фитосанитарным риском.

Водитель перевозчика не представил фитосанитарный сертификат, выданный национальной организацией по защите и карантину растений Республики Беларусь. Следовательно, перевозчиком был нарушен порядок транспортировки товара. Ответственность за данное правонарушение предусмотрена ч. 4 ст. 12.17 КоАП, в соответствии с которой транспортировка товаров в нарушение установленного законодательством порядка (без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях сопроводительных документов) влечет наложение штрафа до 30 базовых величин, а на ИП или юридическое лицо — до 50 % от стоимости предмета административного правонарушения.

В свою очередь, ответственность перед первозчиком за убытки, которые возникли в связи с отсутствием необходимых транспортных либо сопроводительных документов, возлагается на грузоотправителя (ч. 2 ст. 56 Закона Республики Беларусь от 14.08.2007 № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках», далее — Закон об автомобильных перевозках).

Административный процесс

Опрошенный представитель грузоотправителя пояснил, что товар «салаты свежие» при поступлении в адрес предприятия проходит обработку. На стадии мытья продукции используется 0,5 % раствора бензоата натрия как консерванта, изменяющего, по его мнению, код ТН ВЭД готовой продукции.

Мнение представителя грузоотправителя было прямо опровергнуто выводами эксперта.

Справочно.
Фитосанитарный сертификат удостоверяет фитосанитарное состояние подкарантинной продукции. Это документ международного образца, выдаваемый уполномоченным органом страны-экспортера по форме, установленной Международной конвенцией по карантину и защите растений.

Пунктом 23 Протокола о применении санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер (приложение 12 к Договору о ЕАЭС) предусмотрено, что каждая партия подкарантинной продукции с высоким фитосанитарным риском ввозится на таможенную территорию Союза и (или) перемещается с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена в сопровождении экспортного (реэкспортного) фитосанитарного сертификата.

Должностные лица таможни установили, что у грузоотправителя отсутствует документальное подтверждение (в том числе и в протоколах испытаний готовой продукции, отбора проб и образцов) того, каким образом 0,5%-ный раствор бензоата натрия существенным образом меняет характеристики, состав и содержание сырья, подвергнутого упаковке.

Поскольку сопроводительные документы не содержат сведений о необходимом остаточном процентном содержании консерванта в готовой продукции для отнесения ее к разряду консервированной, грузоотправитель должен был передать перевозчику также и фитосанитарный сертификат.

Перевозчик был привлечен к административной ответственности по ч. 4 ст. 12.17 КоАП.

Ознакомиться с информацией о фитосанитарных требованиях, предъявляемых к подкарантинной продукции, ввозимой на территорию Республики Беларусь, можно на сайте ГУ «Главная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений».

Рекомендации
При оценке продукции, подлежащей реализации или перевозке, следует иметь в виду, что фитосанитарному контролю подлежат не только свежие продукты, но и почвы, организмы, материалы, вещества, упаковка, растения, которые могут служить переносчиками болезнетворных организмов. Проверяются, к примеру, древесина, пиломатериалы, овощи, фрукты, семена, саженцы, клубни, луковицы, орехи и пр.
При наличии у грузоотправителя сомнений по отнесению той или иной продукции к консервированной рекомендуется в любом случае обратиться к специалистам ГУ «Главная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений» для проведения проверки, чтобы избежать последующих административных взысканий.
В случае привлечения перевозчика к ответственности по ч. 4 ст. 12.17 КоАП за отсутствие фитосанитарного сертификата последнему рекомендуется взыскивать с недобросовестных грузоотправителей причиненные убытки (простой, штраф и др.) в порядке регресса на основании ч. 2 ст. 56 Закона об автомобильных перевозках, п. 2 ст. 11 Конвенции о международной перевозке грузов (КДПГ) от 19.05.1956.

Дополнительно по теме:
>>Филипишин А., Бурая Е. Практика рассмотрения споров в судах с участием таможенных органов
>>Петухов Д. Кто несет ответственность за отсутствие фитосанитарного сертификата?

3359 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме