Ситуация
Перевозчиком из Республики Польша в Республику Беларусь ввезен товар, который для таможенного оформления был доставлен в ПТО Минской таможни. С целью помещения ввезенного товара под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления была подана таможенная декларация, в которой описание товара значилось как «клементины свежие».
В качестве документов, на основании которых были заявлены сведения, таможенному органу были предъявлены: CMR, контракт, инвойс и фитосанитарный сертификат на товар «клементины свежие», выданный в Республике Польша.
Установление обстоятельств дела
Должностными лицами таможенного органа был произведен досмотр ввезенного товара. За основополагающую информацию о коммерческом наименовании товара при проведении досмотра были приняты сведения, отраженные на наклейках на упаковочной таре, с указаниями о наименовании товара, экспортере, получателе и др.
На местах расположения наклеек присутствовали следы срыва и переклеивания, что предположительно указывало на возможное искажение информации в отношении предоставленного для таможенного контроля товара.
Справочно.
Декларант — лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары (подп. 7 ст. 2 ТК ЕАЭС).
У декларанта были запрошены товаросопроводительные и коммерческие документы на товар (экспортная декларация, инвойс, CMR), согласно которым до осуществления названной поставки польским субъектом товар был приобретен у греческой компании. Из представленных документов следовало, что заявленный в декларации товар «клементин свежий» имеет иное наименование — «цитрусовый плод — мандарин».
С целью установления фактических данных о декларируемом товаре и об относимости фитосанитарного сертификата к декларируемому товару сотрудниками таможни направлены соответствующие запросы в адрес греческого поставщика товара и в ГУ «Главная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений» (далее — Инспекция).
Согласно документам, представленным греческой компанией, в адрес польского покупателя был отгружен товар «мандарины свежие». Инспекция подтвердила факт выдачи фитосанитарного сертификата польской карантинной службой по защите растений и семеноводству на товар «клементины свежие».
Выводы эксперта
В целях однозначной идентификации товара должностными лицами таможни назначена экспертиза.
В соответствии с заключением таможенного эксперта предъявленные на экспертизу плоды по морфологическим и органолептическим признакам относятся к виду Citrusreticulate (Мандарин), роду Citrus (Цитрусовые), семейству Rutaceae (Рутовые).
Суть правонарушения
Товары помещаются под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления при соблюдении определенных условий, одним из которых является соблюдение запретов и ограничений (ст. 135 ТК ЕАЭС).
Справочно.
Запреты и ограничения — комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, карантинные, фитосанитарные и т.д. (ст. 2 ТК ЕАЭС).
Предоставленный фитосанитарный сертификат не подтверждает соблюдение запретов и ограничений фитосанитарного характера, применяемых к декларируемому товару, поскольку содержит недостоверные сведения о наименовании товара и фактически относится к иной продукции.
Справочно.
По ч. 3 ст. 14.5 КоАП для ИП и юридических лиц предусматривается только штраф (без конфискации товаров). Его размер может достигать 30 % от стоимости части груза, которая не указывалась в декларации или о которой декларант сообщил недостоверные сведения.
При таможенном декларировании товара были заявлены недостоверные сведения о наименовании товара, а также в таможенный орган представлен фитосанитарный сертификат, относящийся к товару «клементин свежий», а не к товару «мандарин свежий».
Таким образом, декларант совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 14.5 КоАП.
Фитосанитарный сертификат
Соответствие каждой партии товара фитосанитарным требованиям государства места назначения подтверждается фитосанитарным сертификатом, выдаваемым уполномоченным органом государства места отправления и действующим в течение 30 календарных дней с момента выдачи. Данная обязанность регламентирована утвержденными решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 318 «Об обеспечении карантина растений в таможенном союзе»:
— Перечнем подкарантинной продукции <...>, подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе Таможенного союза (ТС) и таможенной территории ТС;
— Положением о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной территории ТС.
Подкарантинная продукция высокого фитосанитарного риска ввозится на таможенную территорию ТС в сопровождении фитосанитарного сертификата на каждую ввозимую партию указанной продукции.
Справочно.
Карантинные фитосанитарные меры применяются в отношении продукции, включенной в перечень подкарантинной продукции (ст. 59 Договора о Евразийском экономическом союзе).
Фитосанитарный контроль проводится в пункте таможенного оформления, где товар будет помещаться под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
Подкарантинная продукция ввозится на таможенную территорию ТС на основании импортного карантинного разрешения, выдаваемого уполномоченным органом стороны-импортера.
Справочно.
Экспортный или реэкспортный фитосанитарный сертификат выдается компетентным органом государства страны-экспортера (реэкспортера) по форме, установленной Международной конвенцией по карантину и защите растений от 06.12.1951.
Оценка действий декларанта
Декларант при помещении под таможенную процедуру выпуска товара «мандарины свежие» для внутреннего потребления:
— заявил недостоверные сведения о наименовании товара;
— представил недействительный фитосанитарный сертификат (относящийся к другому товару).
Таможенный орган пришел к обоснованному выводу, что указанные деяния являются нарушением таможенного законодательства, и классифицировал действия декларанта по ч. 3 ст. 14.5 КоАП «Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров».
Рекомендации.
Во избежание подобных ситуаций субъектам хозяйствования, ожидающим поставку товара в свой адрес и соответственно планирующим осуществить его надлежащее декларирование, необходимо заранее запросить весь пакет товаросопроводительных документов у продавца товара для его тщательного изучения. Также стоит уделить внимание фитосанитарным/ветеринарным сертификатам, наличие которых обеспечивает соблюдение запретов и ограничений в отношении ввозимых товаров и указывает на качество транспортируемой продукции.