Вы на портале

Участие аффилированных лиц в государственных закупках

Нормативный акт: Закон Республики Беларусь от 31.01.2024 № 354-З «Об изменении Закона Республики Беларусь "О государственных закупках товаров (работ, услуг)"»

Дата вступления в силу: с 04.02.2024 (за исключением положений, которые вступят в силу с 04.05.2024 и 04.08.2024)

Закон Республики Беларусь от 31.01.2024 № 354-З «Об изменении Закона Республики Беларусь "О государственных закупках товаров (работ, услуг)"» (далее – Закон № 354-З) предусматривает существенные изменения Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон о госзакупках), а также вводит ряд новелл. Например, нормы, определяющие правила участия в государственных закупках (далее – госзакупки) лиц, признаваемых аффилированными. 

Попробуем разобраться, какие лица являются аффилированными для целей госзакупок и каковы правила их участия в госзакупках.

Бакиновская Ольга
Бакиновская Ольга

Заместитель руководителя Института правовых исследований – начальник отдела исследований в области гражданского, экологического и социального права НЦЗПИ, кандидат юридических наук, доцент

2188 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Содержание:


Правовая регламентация участия аффилированных лиц в госзакупках

Введена категория аффилированных лиц, признаваемых таковыми с точки зрения законодательства о госзакупках. Законодатель устанавливает правила об аффилированности через требования к участникам процедур госзакупок (ст. 16, 16-1 Закона о госзакупках).

Нормы, определяющие правила участия в госзакупках аффилированных лиц, вступают в силу через 6 месяцев после официального опубликования Закона о госзакупках, что позволяет потенциальным участникам подготовиться к нововведениям.

Справочно.
Статья 16-1 Закона о госзакупках вступит в силу с 04.08.2024.

Нарушение правил об аффилированности может повлечь серьезные правовые последствия в виде лишения возможности участия в процедурах госзакупок в течение двух лет. Исходя из этого, потенциальным участникам процедур госзакупок следует максимально ответственно подойти к соблюдению норм об аффилированности.

Запрет на участие в госзакупках аффилированных лиц

С точки зрения Закона о госзакупках вводится два запрета на участие в процедурах закупках аффилированных лиц:

1) юридическое лицо (далее ‒ ЮЛ) или физическое лицо (далее ‒ ФЛ), в том числе индивидуальный предприниматель (далее ‒ ИП), с учетом положений ст. 16-1 не должно быть аффилировано с заказчиком, организатором;

2) ЮЛ или ФЛ, в том числе ИП, являющееся участником-победителем, с учетом положений ст. 16-1 не должно быть аффилировано со всеми другими участниками, допущенными к оценке и сравнению предложений (к торгам при проведении электронного аукциона).

Если среди названных участников процедуры госзакупки имеется хотя бы один участник, который не аффилирован с участником-победителем, процедура госзакупки продолжается в общем порядке.

Правила о недопустимости аффилированности участника с заказчиком, организатором применяются как в конкурентных процедурах госзакупок, так и в процедуре закупки из одного источника (далее – ЗОИ).

При проведении открытого конкурса, электронного аукциона и запроса ценовых предложений (далее ‒ ЗЦП) отсутствие аффилированности с заказчиком, организатором будет подтверждаться заявлением участника, подаваемым по форме оператора электронной торговой площадки (далее – ЭТП). В закрытом конкурсе, закрытой процедуре запроса ценовых предложений и ЗОИ такое заявление участника будет подаваться в письменной форме. При этом заявление должно быть подписано не ранее чем за 5 рабочих дней до даты подачи предложения или заключения договора при проведении ЗОИ.

Какие лица являются аффилированными и в каких случаях?

Для участника ЮЛ аффилированными лицами будут являться:

  • ЮЛ, собственником имущества которых является участник;
  • ЮЛ, ФЛ, в том числе ИП, являющиеся собственниками имущества участника;
  • ЮЛ, имеющие одного и того же собственника имущества с участником;
  • ЮЛ, акциями (долями в уставных фондах) которых в размере 50 и более процентов владеет или имеет право распоряжаться участник;
  • ЮЛ, ФЛ, в том числе ИП, владеющие или имеющие право распоряжаться акциями (долями в уставном фонде) участника в размере 50 и более процентов;
  • ЮЛ, если и у них, и у участника одно и то же ЮЛ или ФЛ владеет или имеет право распоряжаться акциями (долями в уставных фондах) в размере 50 и более процентов;
  • ЮЛ, решения которых может определять участник вследствие осуществления полномочий единоличного исполнительного органа ЮЛ либо наличия права давать ЮЛ обязательные для исполнения указания на основании учредительных документов;
  • ЮЛ, ФЛ, в том числе ИП, которые могут определять решения участника вследствие осуществления полномочий его единоличного исполнительного органа либо наличия права давать ему обязательные для исполнения указания на основании учредительных документов;
  • ЮЛ, если и их решения, и решения участника может определять одно и то же ЮЛ или ФЛ, в том числе ИП, вследствие осуществления полномочий единоличного исполнительного органа либо наличия права давать обязательные для исполнения указания на основании учредительных документов.

Для участника ФЛ, в том числе ИП, аффилированными лицами будут являться:

  • ЮЛ, собственником имущества которых является участник;
  • ЮЛ, решения которых может определять участник вследствие осуществления полномочий единоличного исполнительного органа ЮЛ либо наличия права давать ЮЛ обязательные для исполнения указания на основании учредительных документов или заключенного договора;
  • ЮЛ, акциями (долями в уставных фондах) которых в размере 50 и более процентов владеет или имеет право распоряжаться участник;
  • супруг (супруга), родители, усыновители (удочерители), дети, в том числе усыновленные (удочеренные), дед, бабка, внуки участника, в том числе являющиеся ИП.

Допустимый случай участия в госзакупках аффилированных лиц

Аффилированными лицами с заказчиком, организатором и (или) другими участниками процедуры государственной закупки не будут являться ЮЛ, если:

  • имущество таких ЮЛ находится в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы;
  • более 50 % акций (долей в уставных фондах) таких ЮЛ принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальной единице.

Не будут также являться аффилированными лицами с заказчиком и (или) другими участниками процедуры госзакупки ЮЛ, соответствующие условиям, установленным ч. 1 подп. 1.1 п. 1 ст. 16-1 Закона о госзакупках, только по причине того, что они:

  • находятся в подчинении (составе, системе) одного и того же государственного органа;
  • находятся в подчинении (составе, системе) заказчика (организатора) — государственного органа;
  • созданы одним общественным объединением инвалидов;
  • являются участниками одного холдинга, одного государственного объединения, организациями системы потребительской кооперации.

Порядок определения аффилированных лиц в госзакупках

Законом о госзакупках предусмотрен механизм применения правил об аффилированности.

При проведении открытого конкурса, электронного аукциона и ЗЦП не позднее 3 рабочих дней со дня размещения заказчиком (организатором) на ЭТП протокола о выборе участника-победителя последний должен будет в обязательном порядке подать заказчику (организатору) одно из следующих заявлений о том, что:

  • все участники, допущенные к оценке и сравнению предложений (к торгам при проведении электронного аукциона), являются для него аффилированными лицами;
  • среди таких участников имеется хотя бы одно лицо, не аффилированное с ним.

При исчислении срока 3 рабочих дня со дня размещения заказчиком (организатором) протокола о выборе участника-победителя не учитывается срок рассмотрения жалобы уполномоченным государственным органом по государственным закупкам.

Оператор ЭТП обязан обеспечить размещение указанного заявления в открытом доступе на ЭТП при проведении открытых конкурентных процедур.

Данная процедура уведомления предполагает активные действия участника-победителя по предоставлению соответствующего заявления по форме, установленной регламентом оператора ЭТП (при проведении открытого конкурса, электронного аукциона, ЗЦП), либо в письменной форме (при проведении закрытого конкурса, закрытой процедуры ЗЦП).

При проведении закрытого конкурса и закрытой процедуры запроса ценовых предложений не позднее 3 рабочих дней со дня уведомления участников о выборе участника-победителя последний предоставляет соответствующее заявление заказчику (организатору) в письменной форме.

Если в течение 3 рабочих дней со дня уведомления участников о выборе участника-победителя этот участник не подаст ни одно из двух вышеуказанных заявлений либо предоставит недостоверную информацию о том, что все участники, допущенные к оценке и сравнению предложений (к торгам при проведении электронного аукциона), являются для него аффилированными лицами, то такой участник-победитель будет признан уклонившимся от заключения договора. Соответственно, он подлежит включению в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах госзакупок в соответствии со ст. 17 Закона о госзакупках, и после включения не сможет принимать участие в процедурах госзакупок в течение двух лет.

В случае если участник-победитель предоставит заявление о том, что все участники (а если предмет государственной закупки разделен на части (лоты) — все участники по той же части (лоту)), допущенные к оценке и сравнению предложений (к торгам при проведении электронного аукциона), являются для него аффилированными лицами, то процедура госзакупки в целом или в отношении отдельных частей (лотов) должна быть признана несостоявшейся. Если участник-победитель не предоставит данную информацию, то процедура госзакупки в целом или в отношении отдельных частей (лотов) должна быть признана несостоявшейся, если иное не предусмотрено Законом о госзакупках. Иное означает переход к рассмотрению предпоследней ставки или к предложению, занявшему второе место (п. 4 ст. 36, п. 8 ст. 48 Закона о госзакупках).

Важно
При проведении конкурса и ЗЦП, когда участник-победитель не предоставит ни одно из предусмотренных законодательством заявлений об аффилированности либо предоставит недостоверные сведения о своей аффилированности, комиссия по госзакупкам имеет право признать победителем участника, предложению которого присвоен порядковый номер 2 (второе место). Если комиссия таким правом не воспользуется, то процедура госзакупки признается несостоявшейся. При проведении электронного аукциона комиссия по госзакупкам в порядке п. 8 ст. 44 Закона о госзакупках обязана перейти к рассмотрению предложения участника, сделавшего предпоследнюю ставку.

В случаях, установленных ч. 1 п. 3 ст. 16-1 Закона о госзакупках, комиссия по госзакупкам не позднее 8 рабочих дней со дня уведомления участников о выборе участника-победителя оформляет протокол признания процедуры государственной закупки несостоявшейся с соответствующим обоснованием.

При проведении открытого конкурса, электронного аукциона, ЗЦП заказчик (организатор) размещает на ЭТП протокол признания процедуры государственной закупки несостоявшейся не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения. Операторы ЭТП и Государственная информационно-аналитическая система управления госзакупками (далее ‒ ГИАС) обеспечивают размещение соответствующего протокола в ГИАС. Оператор ЭТП направляет соответствующие уведомления участникам.

Резюме:
1. Введено понятие аффилированных лиц и определены правила их участия в госзакупках.
2. На участника-победителя возлагается обязанность уведомить заказчика (организатора) о том, что в процедуре госзакупки принимает участие хотя бы одно лицо, не аффилированное с ним, либо все участники являются аффилированными для него лицами.
3. Соблюдение правил об аффилированности требует от участников процедур госзакупок более внимательного отношения к подготовке соответствующих документов и четкого определения перечня аффилированных с ними лиц.

2188 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме