Вы на портале

Участие специалистов БелТПП в приемке товаров по количеству и качеству

Для покупателей всегда существуют риски получить товар ненадлежащего качества или несоответствующего количества. При выявлении недостачи или несоответствия качества необходимо вызвать для приемки представителя продавца. Также целесообразно пригласить специалиста БелТПП, чтобы он провел соответствующую экспертизу. Акты таких экспертиз предоставляют покупателю дополнительные гарантии, поскольку на практике они признаются судебными и таможенными органами в качестве надлежащих доказательств.

Обновлено
Нуднова Ольга

заместитель генерального директора по экспертизе и сертификации УП «Минское отделение БелТПП»

7753 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Процедура приемки товара и по сей день остается краеугольным камнем в отношениях между поставщиком и покупателем. Один из способов обезопасить себя от недоразумений, связанных с приемкой товара, — включить в договор купли-продажи условие, описывающее процесс получения и приемки товара покупателем с учетом норм Положения о приемке товаров по количеству и качеству, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.09.2008 № 1290 (далее — Положение № 1290).

В заключаемых договорах также можно предусматривать, что обязательным документом для подтверждения факта недостачи или ненадлежащего качества полученного товара является акт экспертизы, составленный Белорусской торгово-промышленной палатой (далее — БелТПП).

Этапы принятия товара по количеству и качеству

Процесс принятия товара покупателем условно можно разделить на несколько этапов:

  1. приемка товара по количеству мест в соответствии с сопроводительными документами;
  2. осмотр товара на предмет наличия явных (видимых) внешних повреждений (дефектов) либо повреждений упаковки;
  3. приемка товара по количеству (проверка внутритарной недостачи) и комплектности;
  4. приемка товара по качеству, в том числе определение наличия скрытых дефектов, заводского брака и т.п.;
  5. обнаружение недостатков, устранение которых предусмотрено гарантийными обязательствами поставщика или производителя.

Присутствие при приемке представителя продавца

Согласно п. 7 Положения № 1290 при выявлении недостачи, несоответствии качества, маркировки товара, тары или упаковки установленным требованиям в случае необходимости составления двустороннего акта вызов представителя продавца является обязательным. При этом для участия в приемке продавец может направить своего работника либо уполномочить юридическое или физическое лицо.

Представитель продавца, находящегося в этом же населенном пункте, обязан явиться по вызову покупателя не позднее следующего дня, а по скоропортящемуся товару — не позднее 4 часов после получения уведомления о вызове, если в нем не указан иной срок явки. Представитель продавца, находящегося вне пределов населенного пункта покупателя, независимо от состава товара обязан явиться по вызову покупателя не позднее трехдневного срока после получения уведомления о вызове, не считая времени, необходимого для проезда, если иной срок не предусмотрен законодательством или договором.

Зачем привлекать к приемке специалистов БелТПП?

При неявке представителя продавца по вызову покупателя в установленный срок, а также при неполучении ответа на вызов проверку количества и качества товаров целесообразно производить с участием представителя БелТПП.

Справочно.

Условие об обязательном участии в приемке товаров представителя БелТПП при неявке продавца желательно включить в договор купли-продажи.

Среди множества экспертных учреждений субъекты хозяйствования, как правило, выбирают именно БелТПП, которая имеет высокую репутацию и большой опыт подготовки актов экспертизы количества, качества и комплектности товаров, сырья и оборудования. Отметим, что сегодня единая система экспертных учреждений в стране отсутствует, а деятельность по проведению экспертиз не подлежит лицензированию.

Вызвать представителя БелТПП можно любым удобным способом (по телефону, электронной почте и т.д.), однако основанием для проведения экспертизы является письменное заявление с гарантией об оплате услуг.

В каких случаях производится экспертиза товара?

Экспертиза качества, количества, комплектности может проводиться в следующих случаях:

  • при загрузке товара в транспортное средство (предотгрузочный контроль). В этом случае экспертиза позволяет исключить недогруз, определить состояние груза и техническое состояние транспортного средства;
  • при разгрузке, перегрузке товара. Благодаря экспертизе можно установить фактическое состояние товара и своевременно определить недостачу, выявить порчу.

Также может проводиться экспертиза по установлению потери качества продукции (в том числе плодоовощной) в процессе транспортировки и хранения. Для этого производится отбор проб для лабораторных испытаний. Он также проводится в случае поступления партии товара в больших объемах или количестве единиц, когда приемка методом сплошного контроля нецелесообразна. Результаты проверки отобранных образцов распространяются на всю партию.

Пример.

При приемке по качеству полиэтилена в гранулах, растворимого в воде, были отобраны образцы и направлены в лабораторию, в которой установлено, что данные образцы представляют собой соли технические. Результаты исследований были распространены на всю партию, которая была забракована.
При проверке пищевых добавок (загустители для молочной промышленности) были отобраны образцы и направлены в лабораторию, в которой также было определено, что предъявленные образцы относятся к технической соли — вся партия была забракована.
Следует отметить, что в случае проверки продукции, которая состоит из нескольких компонентов, независимо от того, сколько компонентов установлено ненадлежащего качества, продукция подлежит забраковке полностью.

Кроме того, специалисты БелТПП проводят экспертизу тары, упаковки и маркировки на соответствие требованиям документов и др.

Приемка товаров по качеству предусматривает их проверку на соответствие требованиям в отношении качества товаров, установленным договором, техническими нормативными правовыми актами, в том числе соответствие образцам (эталонам).

Приемка товаров по качеству производится:

  • если договором и (или) актами законодательства установлены требования к качеству товаров;
  • если такая приемка предусмотрена в договоре;
  • при получении товаров с нарушением контрольного обеспечения их сохранности и (или) при наличии признаков их порчи или повреждения (течь, бой и др.).

При этом приемка товаров по качеству может не производиться, если в дальнейшем предусмотрена их продажа третьим лицам в оригинальной упаковке изготовителя (либо в соответствующих случаях — таре или упаковке продавца), имеющей исправное состояние и ненарушенное контрольное обеспечение сохранности.

Одновременно с приемкой товаров по качеству в соответствии с Положением № 1290 должны проверяться не только тара и упаковка, маркировка на таре (упаковке) и товарах (при необходимости), но и выполнение иных условий, направленных на обеспечение сохранности и целостности товаров.

В практике работы БелТПП не существует отказов в проведении ее специалистами экспертиз. Имеют место случаи, когда заказчик некорректно указывает задачу экспертизы, в этом случае рекомендуется ее изменить. Либо задачи экспертизы не входят в компетенцию специалистов БелТПП, то есть необходимы специальные познания в области конструирования, производства, ремонта или эксплуатации. В таких случаях специалисты БелТПП предлагают провести комплексную экспертизу с привлечением соответствующих специалистов. При этом документом, подтверждающим качество товара, будет являться акт экспертизы, составленный специалистами БелТПП.

Оформление результатов проверки товаров по количеству и качеству

Результаты проверки отражаются в актах экспертизы, в которых представитель БелТПП фиксирует выявление фактов недостачи или ненадлежащего качества товаров для возмещения потерь за счет виновных лиц. В акте в обязательном порядке указываются:

  • наименование и адрес отправителя (изготовителя) и поставщика;
  • дата и номер телеграммы о вызове представителя отправителя;
  • дата и номер счета-фактуры и транспортной накладной (коносамента);
  • дата отправки продукции со станции отправления или со склада отправителя;
  • дата прибытия продукции на станцию назначения, время выдачи груза органом транспорта или вскрытия вагона, контейнера и т.д., время доставки продукции на склад получателя;
  • номер и дата коммерческого акта (если он составлялся);
  • условия хранения продукции на складе получателя до ее приемки, а также сведения о том, что взвешивание проводилось на исправных весах;

    К сведению.

    На практике имели место случаи, когда суд отказывал в удовлетворении требования получателя товара (истца) о признании поступления товара с недостачей, поскольку его взвешивание производилось на несертифицированных и не прошедших проверку весах.

  • состояние тары и упаковки в момент осмотра продукции, дата вскрытия тары;
  • порядок отбора продукции с указанием оснований (при выборочной проверке);
  • за чьим весом или пломбами (отправителя или органа транспорта) отгружена продукция, исправность пломб и т.д.;
  • транспортная маркировка мест;
  • каким способом определено количество недостающей продукции, могла ли она вместиться в тарное место, вагон, контейнер и т.д.;
  • точное количество недостающей продукции;
  • заключение о причинах и месте образования недостачи;
  • другие данные, которые, по мнению эксперта, необходимо указать в акте.

Акты экспертизы, составленные экспертами БелТПП, служат основными документами, дающими право покупателям, импортерам заявить претензии поставщикам на недостачу, некомплектность или ненадлежащее качество товаров, а также признаются в качестве доказательных документов судебными организациями и таможенными органами.

7753 Shape 1 copy 6Created with Avocode.