Учет нематериальных активов: что нужно знать юристу?

Учет нематериальных активов: что нужно знать юристу?

В век высоких технологий бизнес стремится сократить ручной труд и расширить возможности для развития работников в иных сферах. Приобретение программного обеспечения (далее — ПО) или его разработка становятся неизбежным явлением в любой компании. 

Однако как при приобретении, так и при разработке ПО (особенно если она длится несколько месяцев) компания может неправильно квалифицировать понесенные в текущем периоде расходы. В результате момент формирования актива в бухгалтерском учете будет пропущен или, наоборот, актив будет отражен в периоде, когда его еще нельзя было признать таковым. В статье раскрываются нюансы учета ПО как нематериального актива (далее — НМА). 

Кореневская Наталья

Налоговый консультант ООО «Бейкер Тилли Бел»

2258 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

НМА: просто о сложном

Основным документом, регулирующим бухгалтерский учет НМА, является постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30.04.2012 № 25, утвердившее Инструкцию по бухгалтерскому учету нематериальных активов (далее — Инструкция № 25).

Согласно п. 4 Инструкции № 25 организацией в качестве НМА принимаются к бухгалтерскому учету активы, не имеющие материально-вещественной формы, при выполнении следующих условий признания:

— активы идентифицируемы, то есть отделимы от других активов организации;

— активы предназначены для использования в деятельности организации, в том числе в производстве продукции, при выполнении работ, оказании услуг, для управленческих нужд организации, а также для предоставления в пользование;

2258 Shape 1 copy 6Created with Avocode.