Вы на портале

Content ID: как это работает?

В прошлом материале мы упомянули, что система Content ID, работающая на платформе YouTube, помогает правообладателям зарабатывать на рекламе. Что собой представляет эта система, как еще она может помочь правообладателям и какие у нее есть недостатки?

Пархимович Анастасия
Пархимович Анастасия

Консультант Data Privacy Office

19021 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

В 2007 г. компания Google начала внедрять механизм отслеживания нарушений авторских прав на платформе YouTube. Этим механизмом и стала система Content ID. Принцип ее работы прост: при загрузке правообладателем видеоролика система сканирует содержимое ролика и создает его цифровой отпечаток. Эти отпечатки попадают в базу данных Content ID. Каждый раз, когда любой другой пользователь загружает видео на YouTube, система сравнивает загружаемое видео с хранящимися отпечатками. При обнаружении совпадения Content ID предпринимает одно из трех действий (в зависимости от указаний правообладателя):

  • заблокировать видео, содержащее чужой контент;

  • монетизировать ролик: добавить в него рекламу, доход от которой будет поступать не пользователю, выложившему видео, а правообладателю. Правда, в некоторых случаях доход может делиться между автором видео и правообладателем;

  • собирать статистику в отношении видео: количество просмотров, количество отметок “Понравилось” и “Не понравилось”, эффективность рекламы и т.д.

Чем хороша система?

Одно из главных преимуществ Content ID состоит в том, что система работает без участия правообладателя, в автоматическом режиме. Это значит, что правообладателю не нужно ежедневно искать нарушающие его права видеоролики на платформе, подавать на них жалобы (одна жалоба – одно видео) и отслеживать результат их рассмотрения. Не нужно договариваться с автором видео о выплате доходов от рекламы и беспокоиться о том, в полном ли объеме выплачен доход. Не нужно вручную собирать статистику и запрашивать некоторые данные у авторов видео. Всё происходит в автоматическом режиме. 

Кроме того, Content ID помогает зарабатывать на интеллектуальной собственности мирным путем. Не нужно вступать в переговоры с автором видео и спорить о принадлежности прав и распределении доходов от рекламы – можно просто зарабатывать на контенте, права на который принадлежат вам.

Для авторов видео система Content ID также может быть полезной, хотя и кажется, что она лишь ограничивает их права. Так, получение лицензии от крупной корпорации на использование, например, аудиозаписи в видеоролике может потребовать много времени и денег (в том числе на юридические услуги, если лицензионный договор, предоставленный правообладателем, написан типично непонятным юридическим языком). Да и шанс того, что крупная корпорация ответит на запрос малоизвестного блогера, не очень высок. А с системой Content ID блогер может использовать контент “в обмен” на выручку от рекламы либо статистические данные (к сожалению, блокировка видео – неприятное исключение). Косвенным образом Content ID поощряет креативность, что является одной из целью авторского права.

Не без недостатков

Но недостатки у Content ID, увы, тоже есть.

Во-первых, эта система не для всех. То есть “простые смертные”, в том числе композиторы, художники, режиссеры, использовать ее не могут. Конечно, YouTube не говорит об этом вслух, однако для регистрации в системе Content ID в качестве правообладателя нужно предъявить в числе прочего:

  • большой объем контента, на который заявителю принадлежит исключительное право;

  • значительное количество нарушений, с которыми приходится бороться заявителю.

Таким образом, фактически система доступна только крупным корпорациям, например, звукозаписывающим компаниям, кинокомпаниям или организациям по управлению правами. 

Во-вторых, система работает автоматически. И как бы сторонники искусственного интеллекта ни превозносили его возможности по сравнению с мозгом “человека юридического”, оценить видео с точки зрения случаев свободного использования или охраняемости авторским правом в целом Content ID не может. 

Так, в прошлом система блокировала видео, в котором человек играет на музыкальном инструменте произведения, не охраняемые авторским правом (например, Бетховена или Моцарта). Крупная звукозаписывающая компания выложила видео с записью исполнения этого же произведения оркестром, права на фонограмму принадлежали компании. Однако исполнение того же произведения никак не нарушает права на фонограмму. Тем не менее система такие нюансы не учитывает. 

Еще один тип ложного срабатывания – это реагирование системы Content ID на фрагменты произведений, используемые законно, например, в образовательных целях или в целях критики (кинокритики, музыкальной критики и т.д.). В подобных случаях совершенно законное поведение по умолчанию рассматривается как нарушение. Увы, далеко не всегда правообладатель готов внимать доводам автора видео, из-за чего автор видео изначально находится в более слабой позиции. 

В-третьих, активное отстаивание своих прав. Но подробнее об этом, а также о реальном случае отстаивания своих прав на контент мы расскажем в следующий раз.

19021 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме