Удержание груза международным перевозчиком: возможности и барьеры

При осуществлении профессиональной деятельности в области автомобильных перевозок грузов у перевозчиков возникают вопросы, касающиеся исполнения обязательств заказчиком перевозки. В ряде случаев реализация такого обеспечения производится посредством удержания перевозимого груза до момента исполнения заказчиком своих обязательств по договору, а в ряде случаев - с последующей самостоятельной реализацией груза перевозчиком.

Проблема, по нашему мнению, является неоднозначной и требует внимательного подхода при ее разрешении. Далее рассмотрим некоторые аспекты обеспечения исполнения обязательств в договоре международной автомобильной перевозки грузов, касающиеся удержания перевозчиком груза и его самостоятельной реализации.

Итак, разберем гипотетическую ситуацию, когда белорусский перевозчик, осуществляющий международную автомобильную перевозку, решил удержать перевозимый груз до момента исполнения заказчиком перевозки обязательства по оплате фрахта и возмещению понесенных перевозчиком расходов.

Обновлено
Фадеева Инна

Адвокат Минской областной специализированной консультации «Судебная защита. Бизнес и Хозяйство»

Фадеев Сергей

Адвокат Минской областной специализированной консультации «Судебная защита. Бизнес и Хозяйство»

6900 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Основания удержания перевозчиком груза

Общей нормой, регулирующей право на удержание, является ст. 340 ГК.

Так, согласно п. 1 ст. 340 ГК кредитор, у которого находится вещь, подлежащая передаче должнику либо лицу, указанному должником, вправе в случае неисполнения должником в срок обязательства по оплате этой вещи или возмещению кредитору связанных с нею издержек и других убытков удерживать ее до тех пор, пока соответствующее обязательство не будет исполнено.

Право на удержание груза перевозчиком устанавливается также специальными нормами: п. 4 ст. 744 ГК, п. 101 Правил автомобильных перевозок грузов, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 № 970 (далее — Правила).

Анализ указанных норм показывает, что перевозчик имеет право на удержание перевозимого груза до момента исполнения заказчиком грузоперевозки своих обязательств по договору. 

Условия для реализации права на удержание груза

Есть ряд определенных условий для реализации указанного права на удержание перевозимого груза:

1. Удержание груза как способ обеспечения исполнения заказчиком обязательств носит диспозитивный характер.

Справочно.
В силу п. 4 ст. 340 ГК стороны договора перевозки могут исключить применение такой меры, как удержание перевозчиком груза.

2. Удержанием может быть обеспечено обязательство, срок исполнения которого наступил. В соответствии со ст. 739 ГК по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Таким образом, обязательство перевозчика можно считать исполненным не с момента доставки груза, а с момента его передачи уполномоченному лицу.

Полагаем, что неправомерным будет удержание перевозчиком груза по обязательству , срок исполнения по которому не наступил либо находится под условием без выполнения такого условия.

Справочно.
Обязательство по оплате перевозки полностью регулируется договором и может предусматривать внесение провозной платы по факту доставки груза либо по предоставлению комплекта документов (например, CMR-накладных) с отметкой грузополучателя о приемке груза в полном объеме и без оговорок.

3. Удержанным может быть только груз, из перевозки которого возникло обязательство заказчика грузоперевозки. Полагаем недопустимым удерживать груз в счет обеспечения исполнения обязательства по иным, ранее исполненным перевозкам.

4. Перевозчик может удержать груз только в обеспечение исполнения заказчиком перевозки обязательства по оплате суммы основного долга, а не обязательства, связанного с уплатой неустойки, процентов за пользование чужими денежными средствами и т.п. На наш взгляд, удержание не может применяться к правоотношениям, связанным с неуплатой насчитанных сумм пени, штрафов, процентов за пользование чужими денежными средствами, поскольку удержание как способ обеспечения исполнения обязательства не может обеспечивать другой способ обеспечения либо меры гражданско-правовой ответственности. При этом необходимо разграничивать убытки перевозчика, например, от вынужденного простоя и неустойку, связанную с просрочкой загрузки транспорта.

5. Стоимость удерживаемого перевозчиком груза должна быть соразмерна имеющемуся у заказчика перевозки обязательству.

Возможность реализации перевозчиком удерживаемого груза 

При рассмотрении вопроса об удержании перевозчиком груза нельзя обойти вниманием последующие действия с ним. Понятно, что при надлежащем исполнении обязательства, в счет которого было произведено удержание, груз подлежит передаче грузополучателю.

Но что делать, если надлежащего исполнения произведено не было? Может ли перевозчик реализовать удерживаемый груз?

Полагаем, что да.

При соблюдении определенной процедуры перевозчик, по умолчанию не обладающий правом пользования и распоряжения удерживаемым грузом, может осуществить реализацию удерживаемого груза.

В случае нарушения заказчиком автомобильной перевозки обязательства перед перевозчиком последний выступает в качестве кредитора и его требования удовлетворяются из стоимости удерживаемой вещи в объеме и порядке, предусмотренных для удовлетворения требований, обеспеченных залогом (п. 5 ст. 340 ГК).

В этом случае необходимо обратится в суд с требованием об обращении взыскания на заложенное имущество (удерживаемое имущество). На основании решения и может быть осуществлена реализация заложенного имущества залогодержателем (перевозчиком). При этом на основании п. 6 ст. 331 ГК, если сумма, вырученная при реализации заложенного имущества, превышает размер обеспеченного залогом требования залогодержателя, разница за вычетом всех издержек возвращается залогодателю.

Иные возможности перевозчика по реализации груза

Отметим, что существуют дополнительные основания, наделяющие перевозчика правом на реализацию перевозимого груза.

Дополнительным основанием в данном случае выступают свойства самого груза, а именно груз, для сохранности которого при автомобильной перевозке требуется соблюдение специального температурного и санитарно-гигиенического режимов (скоропортящийся груз).

В случае перевозки скоропортящихся грузов Правила и Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) (заключена в г. Женеве 19.05.1956) предусматривают право перевозчика на реализацию груза.

Основным условием для реализации перевозчиком права на продажу скоропортящегося груза является состояние груза. Так, перевозчик может продать груз, не ожидая инструкций от лица, имеющего право распоряжения грузом, если груз является скоропортящимся, или если того требует его состояние, или же если хранение груза влечет за собой расходы, несопоставимые с его стоимостью (п. 3 ст. 16 КДПГ).

В соответствии с п. 90 Правил при междугородных автомобильных перевозках скоропортящиеся грузы подлежат реализации в случаях невостребованности этих грузов либо такого повреждения, что их дальнейшая автомобильная перевозка невозможна или нецелесообразна.

Таким образом, перевозчик может реализовать груз, не ожидая решения отправителя, если задержка реализации груза может привести к его повреждению (порче) или полной невозможности использовать груз по назначению. Обязательство по уведомлению грузоотправителя и грузополучателя о реализации этого груза лежит на перевозчике, равно как и обязательство по проведению оценки передаваемого для реализации груза — комиссионно либо посредством проведения экспертизы.

Справочно.
Из суммы, вырученной от реализации скоропортящегося груза, перевозчик вправе удержать причитающиеся ему платежи, а также расходы по реализации.

Отметим, что право перевозчика на удержание груза корреспондируется с правом грузополучателя на истребование груза из чужого незаконного владения. Основанием для реализации указанного права может служить ситуация, при которой заказчик автомобильной перевозки (грузоотправитель, экспедитор и т.д.), не исполнивший обязательства перед перевозчиком, не является собственником груза, или стоимость удерживаемого груза несоизмеримо больше размера подлежащего обязательства.

Справочно.
При осуществлении международной перевозки необходимо учитывать, что в соответствии с п. 1 ст. 20 КДПГ обстоятельство, когда груз не был доставлен в течение 30 дней по прошествии установленного срока или, при отсутствии такового, в течение 60 дней со дня принятия груза перевозчиком, является неопровержимым доказательством утраты груза.
Лицо, имеющее право предъявить претензию, может вследствие этого считать груз утерянным.
Факт недоставки груза может послужить основанием для заявления претензий перевозчику, удерживающему груз, в размере стоимости недоставленного груза.

В качестве дополнительных сложностей в реализации международным перевозчиком своего права на удержание груза также может выступать то обстоятельство, что в международных перевозках груз, перемещенный через таможенную границу, помещается под таможенную процедуру таможенного транзита. С момента помещения груза под процедуру таможенного транзита именно таможенным органом определяются срок и место доставки в зоне таможенного контроля. Любые операции с грузом перевозчик может осуществлять только под контролем таможенных органов .

Справочно.
Нарушение требований таможенных органов влечет за собой возложение на перевозчика обязательств по уплате таможенных пошлин, налогов, а также привлечение к административной ответственности.

***

Подводя итог, отметим, что перевозчик имеет право не только на удержание, но и на реализацию принятого к перевозке груза. Однако реализация этого права сопряжена с необходимым наличием ряда условий, которые могут затруднить либо сделать его реализацию невозможной.

6900 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •
В условиях постоянного развития информационных технологий вопрос защиты информации компании становится все более актуальным, а когда речь идет об информации, представляющ...
Локальное нормотворчество