Анна Протас, начальник отдела исковой работы и применения законодательства юридического управления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь:
Рекламные игры проводятся субъектами хозяйствования в целях стимулирования реализации товаров (работ, услуг). Указанная деятельность предполагает розыгрыш выигрышей между участниками рекламной игры. Как определено частью первой п. 9 Положения о проведении рекламных игр на территории Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 30.01.2003 № 51 (далее — Положение), призовой фонд может быть сформирован как за счет денежных средств, так и за счет иного имущества (работ, услуг).
Доходы физического лица, в том числе призы, как в денежной, так и в натуральной формах, получаемые от источников в Республике Беларусь, признаются объектом налогообложения подоходным налогом с физических лиц (п. 1 ст. 153 НК). На организатора рекламной игры, выдающего победителю выигрыш, возлагаются обязанности налогового агента по исчислению, удержанию из средств, причитающихся плательщику, и перечислению в бюджет подоходного налога (подп. 3.1 п. 3 ст. 23 НК). Если выигрыш предполагает выдачу денежного приза, организатор должен исчислить, удержать из такого выигрыша и перечислить подоходный налог по ставке в размере 13 %.
При выдаче неденежного выигрыша победитель может внести организатору рекламной игры причитающиеся суммы подоходного налога, который подлежит перечислению в бюджет. В противном случае налоговый агент обязан в месячный срок направить в налоговый орган по месту жительства плательщика письменное сообщение о сумме задолженности по подоходному налогу (часть первая п. 5 ст. 181 НК). При этом, если размер выигрыша не превышает 111 бел. руб. в течение налогового периода (календарного года), такой выигрыш освобождается от подоходного налога (абзац третий части первой подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК).
Исходя из норм Положения организатор рекламной игры ведет учет сведений о победителях. Победитель, в свою очередь, для получения выигрыша должен предоставить организатору рекламной игры документ, удостоверяющий личность. Такая обязанность, как правило, закрепляется организатором в правилах проведения рекламной игры.
На основании изложенного выигрыш признается объектом налогообложения. Организатору рекламной игры следует исчислить, удержать и перечислить подоходный налог с дохода победителя с учетом вышеуказанной льготы. При отказе победителя внести причитающуюся сумму подоходного налога организатор рекламной игры должен сообщить об этом в налоговый орган.
Юрий Веремейко, юрист:
При проведении рекламной игры имеет место сделка с конкретным лицом, которому передается выигрыш.
Согласно Положению участник рекламной игры — это физическое лицо, заказывающее, приобретающее или использующее товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, отвечающее требованиям правил проведения рекламной игры и выразившее желание принять участие в рекламной игре на условиях, предусмотренных в правилах проведения рекламной игры.
При проведении рекламной игры выплачивается доход определенному физическому лицу, которое выступает стороной сделки. Такие физические лица являются плательщиками подоходного налога. Соответственно, при выплате доходов в виде выигрыша налоговый агент должен произвести удержание подоходного налога.
При этом подп. 2.17 п. 2 ст. 153 НК определено, что объектом налогообложения подоходным налогом с физических лиц не признаются доходы, полученные плательщиками в размере стоимости товаров (работ, услуг), розданных (выполненных, оказанных) в рамках проведения рекламы и рекламных игр, если по условиям их проведения отсутствуют сведения о получателях таких товаров (работ, услуг).
НК не указывает, какие именно сведения о получателях таких товаров (работ, услуг) должны отсутствовать у лица, проводящего рекламную игру и выплачивающего доходы участникам в виде выигрышей. Соответственно, следует вести речь о полном отсутствии каких-либо сведений. Фамилия, имя и отчество победителя рекламной игры позволяют идентифицировать его и говорить о наличии у налогового агента определенных сведений о получателе. При этом в НК не указано, насколько полными должны быть такие сведения.
С другой стороны, согласно п. 5 ст. 181 НК при невозможности удержать исчисленную сумму подоходного налога с физических лиц с дохода, выплаченного плательщику в натуральной форме, по причине отсутствия ему денежных выплат и (или) отказа плательщика внести причитающиеся суммы подоходного налога с физических лиц налоговый агент обязан в месячный срок со дня выявления указанных фактов направить в налоговый орган по месту жительства плательщика письменное сообщение о сумме задолженности по подоходному налогу с физических лиц.
В письменном сообщении, направляемом налоговым агентом в налоговый орган по основаниям, в порядке и сроки, предусмотренные п. 2 и 5 ст. 181 НК, указываются фамилия, собственное имя, отчество, серия и номер документа, удостоверяющего личность, место жительства плательщика, размер выплаченного дохода, сумма неудержанного или не полностью удержанного подоходного налога с физических лиц либо сумма излишне удержанного подоходного налога с физических лиц (п. 7 ст. 181 НК).
В силу подп. 3.2 п. 3 ст. 23 НК налоговый агент обязан по каждому плательщику вести учет начисленных и выплаченных доходов, удержанных и перечисленных в бюджет соответствующих налогов, сборов (пошлин), если иное не предусмотрено НК, и выдавать плательщикам по их обращениям справки о доходах, исчисленных и удержанных налогах по форме, утверждаемой Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь.
Исходя из данного требования НК, можно сделать вывод о наличии у налогового агента обязанности идентифицировать плательщика для целей ведения указанного учета. При этом нужно отметить, что НК не предусматривает прямой обязанности собирать полную информацию, идентифицирующую плательщика подоходного налога, непосредственно в момент заключения с ним какой-либо сделки, например, при регистрации в качестве участника рекламной игры, что может вызывать вопросы и споры.
Вместе с тем определенные обязанности организатора рекламной игры получать сведения о победителе игры предусмотрены Положением. Так, в п. 8 указано, что в протоколах, которыми оформляются решения комиссии по проведению рекламной игры, отражаются дата, время и место проведения заседания комиссии, повестка дня, сведения о присутствующих членах комиссии, ее действия в том порядке, в котором они совершались, сведения о победителях и их выигрышах. В соответствии с п. 11 Положения в печатном средстве массовой информации, в котором были опубликованы правила проведения рекламной игры, организатор обязан опубликовать сведения о результатах проведения рекламной игры. Данная публикация среди прочего должна содержать фамилию, инициалы победителя (победителей), его выигрыш (их выигрыши).
Соответственно, законодательство о рекламных играх предусматривает обязанность организатора рекламной игры получать информацию, идентифицирующую победителя рекламной игры. Если организатор рекламной игры будет соблюдать эти требования, он не сможет применить положения подп. 2.17 п. 2 ст. 153 НК, так как у него будут сведения о получателях выигрыша.
Что касается обязанности участника по требованию организатора рекламной игры предоставить полную информацию, идентифицирующую плательщика, для ее последующего представления в налоговый орган при невозможности осуществить удержание подоходного налога (паспортные данные, место жительства и т.д.), то такая обязанность может быть условием сделки, заключаемой с участником рекламной игры.
В частности, согласно п. 7 Положения правила проведения рекламной игры должны содержать среди прочего условия, при соблюдении которых физическое лицо становится участником рекламной игры. В правилах проведения рекламной игры могут содержаться и иные условия, не противоречащие актам законодательства.
В случае, если физическое лицо желает принимать участие в рекламной игре, оно обязано соблюдать правила ее проведения, которые могут устанавливать обязанность участника предоставить организатору определенные им сведения, идентифицирующие физическое лицо, до начала рекламной игры с тем, чтобы при выигрыше у организатора не возникло проблем с получением таких сведений в случае отказа участника их предоставить. Как вариант, полные сведения, идентифицирующие плательщика, могут собираться только в отношении победителей игры, но в этом случае сделка о ее проведении должна предусматривать выплату выигрыша под условием предоставления победителем соответствующих полных сведений.
Определенным выходом для организатора рекламной игры, освобождающим его от выполнения обязанностей налогового агента и позволяющим не обременять участника игры налоговыми обязательствами по уплате подоходного налога, является механизм увеличения размера выигрыша на сумму подлежащего уплате подоходного налога. В таком случае призовой фонд формируется не только из неденежного выигрыша, но и из выигрыша в денежной форме, за счет которого и производится уплата подоходного налога.