Нормативный акт:Указ Президента Республики Беларусь от 25.02.2020 № 70 «О развитии агропромышленного комплекса Витебской области»
Дата вступления в силу: 27.02.2020 (за исключением некоторых положений, вступивших в силу с 01.05.2020)
Повышение эффективности управления
По мнению законодателя, эффективность управления будет достигнута за счет укрупнения отдельных отстающих сельхозпредприятий области путем формирования сырьевых зон из числа организаций, осуществляющих деятельность по производству, переработке сельскохозяйственной продукции, которые заключили между собой договоры об агропромышленном объединении. Перечень таких организаций определен Витебским облисполкомом по согласованию с Совмином (организации, имущество которых находится в республиканской или коммунальной собственности, c долей государства не менее 50 %, унитарные предприятия, учредители которых также государственные юрлица с долей не менее 50 %).
Обязательное требование для организаций, вошедших в состав объединений, — ежегодное (до 1 марта) согласование их учредителями или участниками расходов по текущей и инвестиционной деятельности этих предприятий, а также бизнес-планов их развития с учетом выполнения бизнес-планов, представленных для целей реструктуризации задолженности с Витебским облисполкомом и государственным объединением «Витебский концерн «Мясо-молочные продукты» (далее — Объединение).
Насколько эффективна модель объединения нескольких проблемных хозяйств в одно крупное, покажет время.
Справочно.
С Указом можно ознакомиться по ссылке.
Укрепление кадрового потенциала
Авторы Указа предполагают, что смогут закрепить на селе необходимые кадры, в том числе молодых специалистов, за счет применения стимулирующих мер в соответствии с Положением о мерах по стимулированию подготовки и закреплению кадров в организациях АПК Витебской области, утвержденным Указом.
Для молодых специалистов, направленных на работу в организации АПК Витебской области, в соответствии с договором о целевой подготовке специалиста предусмотрена возможность прохождения службы в резерве и обязанность нанимателя предоставлять благоустроенное жилье, а если его предоставить невозможно — компенсировать расходы по найму жилья частного жилищного фонда.
Справочно.
Указ также предусматривает расширение сети профильных классов аграрной направленности в учреждениях общего среднего образования и возможность оказания им спонсорской помощи для целевой подготовки специалистов.
Совершенствование механизмов управления активами
Вот тут просвещенный читатель найдет единые подходы с Указом № 399. Прежде всего, это реструктуризация задолженности. Указ содержит следующие меры по реструктуризации долгов предприятий:
1) передача Объединению своих обязательств, образовавшихся на первое число месяца, следующего за месяцем вступления в силу Указа, на основании актов приема-передачи без заключения договоров перевода долга.
Передаче подлежат долги:
— за топливно-энергетические ресурсы (газ, электричество, тепло и т.д.) — перед УП «Витебскоблгаз» и РУП «Витебскэнерго»;
— по кредитам, право требования по которым перешло к Витебскому облисполкому в соответствии с договорами уступки требования, заключенными банками и Витебским облисполкомом;
— по налогам и пеням за их неуплату;
— по платежам в ФСЗН и пеням в случае неуплаты;
— по уплате лизинговых платежей — всей суммы лизинговых платежей по заключенным договорам, переданным Объединению с согласия лизингодателей (кроме задолженности перед ОАО «Промагролизинг»);
Справочно.
Указом предусмотрено освобождение от обязательств, образовавшихся на 1-е число месяца, следующего за месяцем вступления в силу Указа, предусмотренных приложением 4 к Указу, а именно:
— по уплате начисленных штрафов и пеней за нарушение сроков оплаты топливно-энергетических ресурсов;
— по уплате начисленных и неуплаченных процентов и пеней по исполненным гарантиям местных исполкомов (за исключением некоторых организаций);
— по оплате штрафов за нарушение сроков и порядка внесения платежей в ФСЗН и т.д.
2) рассрочка (отсрочка) погашения задолженности. Речь идет обо всех остальных обязательствах, не поименованных в приложении 3 к Указу.
Предприятия вправе обратиться к своим контрагентам (за исключением банков, ОАО «Агентство по управлению активами», ОАО «Промагролизинг», УП «Витебскоблгаз» и РУП «Витебскэнерго») для предоставления рассрочки (отсрочки) погашения задолженности не позднее 6 месяцев со дня вступления в силу Указа.
Рассрочка (отсрочка) погашения задолженности по этим обязательствам предоставляется по согласованию с кредиторами на срок до 15 лет.
Важно! В отличие от Указа № 399 установлен лишь общий срок. Механизм же реструктуризации (отсрочка либо рассрочка) подлежит согласованию между сторонами.
В случае недостижения согласованного решения между кредитором и предприятием по применению рассрочки или отсрочки бизнес-план разрабатывается с отсрочкой долга на один год с последующей рассрочкой на два года.
Сейчас кредиторам активно поступают уведомления с вариантами согласования рассрочки или отсрочки долгов на максимально возможный срок (15 лет). При этом предприятия глубоко убеждены, что в случае неполучения ответа от кредитора бизнес-план будет разработан с применением рассрочки либо отсрочки на 15 лет.
Разумеется, молчание кредитора не может быть расценено в качестве согласования предложенного должником механизма реструктуризации. Тем не менее рекомендуем направлять ответ с предложением своих вариантов по срокам рассрочки или отсрочки.
Лизингодателям на заметку
Анализ норм Указа позволяет сделать вывод, что его авторы считают необходимым применять рассрочку (отсрочку) к обязательствам по уплате суммы всех лизинговых платежей, в том числе срок оплаты по которым не наступил.
При передаче задолженности по уплате лизинговых платежей Объединению (напоминаем — только с согласия лизингодателя) последнему предоставляется рассрочка ее погашения в соответствии с графиком, согласованным между лизингодателем и Объединением (подп. 12.2 п. 12 приложения 6 к Указу).
Возникает закономерный вопрос: что будет, если лизингодатель не согласится передать Объединению задолженность? Увы, системный анализ Указа позволяет сделать вывод, что будет применяться общий порядок предоставления отсрочки (рассрочки) задолженности — уже вне зависимости от мнения лизингодателя. То есть его выбор может повлиять только на передачу долга Объединению.
Передача Объединению кредиторской задолженности
Кредиторам стоит обратить внимание на возможность передачи Объединению не только дебиторской задолженности, но и кредиторской, образовавшейся перед предприятием, в целях дальнейшего зачета взаимных требований с отражением в бухучете этих предприятий передаваемой дебиторской и кредиторской задолженности на счетах добавочного капитала и нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) (подп. 3.3 п. 3 Указа). Что же не так в данной норме?
Указом не урегулирован вопрос реструктуризации кредиторской задолженности. С большой вероятностью это повлечет проблемы при толковании нормы.
Так, за предоставлением рассрочки или отсрочки к кредитору вправе обратиться предприятие (подп. «г» п. 3.2 Указа), а порядок реструктуризации задолженности, переданной Объединению, урегулирован только в части строго определенного перечня (приложение 3).
Что будет происходить с переданной Объединению задолженностью, не включенной в приложение 3, покажет практика.
Не отсрочкой и рассрочкой едиными
В реструктуризации в виде отсрочки или рассрочки, конечно же, ничего нового нет. Да, она позволит снизить давление на сельхозпредприятия, «отодвинув» накопленные долги на будущий период, но не профинансирует их текущую деятельность. Вопрос финансирования предполагается решить за счет отчислений предприятий на специальный счет, а также выпуска облигаций.
К выпуску предполагаются облигации, номинированные в евро на сумму до 165,5 млн евро и в белорусских рублях на сумму, не превышающую 83 млн рублей, со сроком обращения до 1 марта 2034 г. Эмитент облигаций — Витебский облисполком, покупатели — «Белагропромбанк» и «Беларусбанк». Срок выпуска — до 1 мая 2020 г.
Справочно.
Ежемесячный процентный доход по облигациям в евро — 5 % годовых, по облигациям в белорусских рублях — ставка рефинансирования + 1,5 %.
Специальный счет Объединения
Указом предусмотрено открытие Объединению специального счета для хранения средств его участников в обслуживающем банке сроком на 15 лет.
Источники формирования спецсчета:
— обязательные отчисления предприятий из выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав в размере не менее 3 % для предприятий, являющихся перерабатывающими организациями, и не менее 1 % для иных предприятий;
— остатки средств ликвидируемого централизованного фонда поддержки и развития агропромышленного производства, созданного в Витебской области;
— проценты, уплачиваемые банком за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете и за счет других источников.
Справочно.
Размеры отчислений на спецсчет определяются Витебским облисполкомом по согласованию с Совмином ежегодно и могут корректироваться ежеквартально в зависимости от финансового состояния предприятий.
Что нужно знать о спецсчете Объединения:
— за счет средств на нем не производится обращение взыскания по исполнительным документам;
— арест на средства счета не налагается;
— приостановление операций по нему не осуществляется (за исключением взыскания, соответствующего целевому назначению специального счета).
Что же относится к целевому назначению спецсчета?
Можно выделить две основные цели использования находящихся на спецсчете денежных средств (п. 6 приложения 1 к Указу):
1) погашение обязательств, переданных Объединению предприятиями;
2) для осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств, для финансирования инвестиционной и текущей деятельности предприятий.
Несложно сделать вывод, что средства со специального счета не будут направляться на погашение кредиторской задолженности, по которой предприятиям предоставлена рассрочка (отсрочка).
При этом очередность направления денежных средств со специального счета устанавливается Витебским облисполкомом (п. 7 приложения 1 к Указу).
Что дальше?
Вероятнее всего, Витебская область выступает в роли «испытательного полигона». В случае успешных для государства «испытаний» разработанной модели развития АПК Витебской области следует ожидать аналогичных указов по другим регионам.
Смеем предположить, что по ряду вопросов, не нашедших своего отражения в Указе (в том числе порядок взыскания текущих платежей (долгов), судьба исполнительных процедур и др.), будет применяться практика, сформированная в соответствии с Указом № 399.
Основные нововведения Указа:
— предприятия могут обратиться к своим контрагентам (за некоторым исключением) для предоставления рассрочки или отсрочки погашения долга;
— рассрочка (отсрочка) предоставляется по согласованию с кредиторами на срок до 15 лет;
— при недостижении согласованного решения между кредитором и предприятием бизнес-план разрабатывается с отсрочкой долга на один год с последующей рассрочкой на два года;
— задолженность по уплате лизинговых платежей передается Объединению только с согласия лизингодателя. Последующая рассрочка — по согласованию с лизингодателем и Объединением.