Ответ: Может, если в судебном порядке докажет, что данные работы являлись необходимыми.
Согласно п. 7 ст. 1 Закона совместное домовладение — это правоотношения собственников, обладателей иных вещных прав на объекты недвижимого имущества в нежилом капитальном строении (здании, сооружении), которые находятся (будут находиться) в государственной и (или) частной собственности двух и более лиц, а остальные части нежилого капитального строения (здания, сооружения) находятся (будут находиться) в общей долевой собственности.
В соответствии с п. 1 ст. 252 ГК каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также издержках по его содержанию и сохранению, если законодательством или договором не установлено иное. Здесь же указано, что расходы, которые не являются необходимыми и произведены одним из собственников без согласия остальных, падают на него самого. Возникающие при этом споры подлежат разрешению в судебном порядке (п. 2 ст. 252 ГК).
Таким образом, если расходы на ремонт будут произведены ОАО без согласия остальных участников совместного домовладения, они падут на ОАО, если остальные участники откажутся добровольно их возместить. Взыскать их в судебном порядке будет проблематично: нужно будет доказывать, что они являлись необходимыми, а согласится ли с такими доказательствами суд, неизвестно.
Пунктом 1 ст. 13 Закона установлено, что управление общим имуществом совместного домовладения осуществляется одним из следующих способов:
- непосредственно участниками совместного домовладения;
- организацией, управляющей общим имуществом совместного домовладения;
- уполномоченным лицом;
- товариществом собственников;
- иным способом, предусмотренным законодательными актами.
Решение о выборе одного из способов управления общим имуществом совместного домовладения принимается на общем собрании участников совместного домовладения в течение шести месяцев с момента возникновения совместного домовладения (п. 1 ст. 14 Закона).
Согласно п. 1 ст. 17 Закона местный исполнительный и распорядительный орган инициирует проведение общего собрания участников совместного домовладения по вопросу выбора способа управления общим имуществом совместного домовладения в случае, если участниками совместного домовладения в установленные сроки не принято решение о выборе способа управления общим имуществом совместного домовладения.
Таким образом, по нашему мнению, участникам совместного домовладения изначально нужно определиться со способом управления общим имуществом, прибегнув к помощи местного исполнительного и распорядительного органа, поскольку они упустили срок, в который могли сделать это самостоятельно. После того, как это будет сделано, можно будет вынести на общее собрание вопрос о ремонте. Важно, чтобы это решение было принято общим собранием участников совместного домовладения — тогда оно будет обязательным для исполнения ими всеми (п. 8 ст. 20 Закона).
Если участники совместного домовладения решат, что они будут управлять общим имуществом непосредственно сами, то они должны будут заключить между собой договор о совместном домовладении в простой письменной форме (п. 4 ст. 15 Закона). Типовой договор о совместном домовладении утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.03.2013 № 155 «Об утверждении Типового договора о совместном домовладении и признании утратившими силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 8 апреля 1998 г. № 569 и отдельных структурных элементов постановлений Совета Министров Республики Беларусь».