Правовое регулирование
Закупки за счет собственных средств (далее, если не предусмотрено иное, под закупками понимаются закупки за счет собственных средств) регламентированы нормами постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг)» (далее — Постановление), а также решениями местных Советов депутатов.
Действие Постановления и решений местных Советов депутатов
по кругу лиц |
Постановление:
— республиканские унитарные предприятия
— государственные органы и объединения;
— иные юридические лица, имущество которых находится в республиканской собственности;
— хозяйственные общества, в уставных фондах которых более 25 % акций (долей) принадлежит Республике Беларусь или организациям, имущество которых находится в республиканской собственности
| Решения местных Советов депутатов:
— коммунальные унитарные предприятия;
— государственные объединения;
— иные юридические лица, имущество которых находится в коммунальной собственности;
— хозяйственные общества, в уставных фондах которых более 25 % акций (долей) принадлежит административно-территориальной единице и (или) организациям, имущество которых находится в коммунальной собственности (п. 5-1 Постановления).
К примеру:
— решение Гродненского областного Совета депутатов от 30.06.2015 № 79 «Об определении порядка осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств»;
— решение Минского областного Совета депутатов от 29.03.2013 № 220 «Об определении порядка осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств»
|
При этом нормы, закрепленные в решениях местных Советов депутатов, в большинстве своем аналогичны нормам Постановления.
В свою очередь при осуществлении организацией закупки за счет комплексного источника финансирования (собственные плюс бюджетные средства либо средства государственного внебюджетного фонда) ее проведение будет регламентировано нормами законодательства о государственных закупках независимо от доли собственных средств в объеме закупки.
Также необходимо отметить, что Постановление содержит перечень товаров (работ, услуг), на закупки которых его действие не распространяется (далее — Перечень). Так, согласно п. 9 Перечня организация не обязана руководствоваться нормами Постановления при приобретении товаров (работ, услуг) на сумму менее 1 000 базовых величин по одной сделке на дату принятия организацией решения о проведении закупки. В данном случае заключается договор с поставщиком без оформления процедурных документов. Кроме того, в соответствии с Перечнем не требуется проведение процедуры закупки при приобретении товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, в том числе их ремонте, реконструкции, реставрации и благоустройстве (п. 3 Перечня); закупки товаров, бывших в употреблении (п. 32 Перечня); закупки образовательных услуг (п. 18 Перечня) и др.
Вид процедуры закупки определяется исходя из единовременной потребности организации в товаре (работе, услуге), а не годовой, как предусмотрено законодательством о государственных закупках. Соответственно, обязанности составления заказчиком годового плана закупок Постановление не устанавливает.
Составление годового плана закупок при их проведении за счет собственных средств не требуется.
Совершенствование порядка осуществления закупок
Так как Постановление регламентирует общие аспекты проведения процедур закупок, организации необходимо разработать порядок осуществления закупок за счет собственных средств (далее — порядок закупок) и в течение 3 рабочих дней после утверждения разместить его в открытом доступе в информационной системе «Тендеры» на сайте
http://www.icetrade.by (подп. 2.1 п. 2 Постановления).
Рекомендация:
В Положении о закупках за счет собственных средств рекомендуем предусмотреть:
• порядок проведения переговоров по снижению цен участниками процедуры закупки;
• возможность направления запросов участникам для подтверждения квалификационных либо иных установленных требований;
• порядок разрешения споров в организации по обращениям (жалобам), поступившим на процедуру закупки, порядок подготовки ответа на обращения, порядок направления ответа.
Целесообразно включать в порядок закупок положения, регулирующие вопросы, которые в Постановлении либо в решении местного Совета депутатов полностью не регламентированы. Например:
- порядок проведения переговоров по снижению цен участниками процедуры закупки;
- возможность направления запросов участникам для подтверждения квалификационных либо иных установленных требований;
- порядок разрешения споров в организации по обращениям (жалобам), поступившим на процедуру закупки.
Рассмотрение обращений в процессе осуществления закупок
Согласно части четвертой подп. 2.9 п. 2 Постановления, если при осуществлении закупок решения и (или) действия (бездействие) организации либо членов комиссии, созданной для проведения закупки, нарушают права и законные интересы юридического лица или физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, такое лицо или индивидуальный предприниматель вправе обратиться к организации для целей урегулирования спора либо обжаловать такие решения и (или) действия (бездействие) в судебном порядке.
В порядке закупок организации следует установить сроки рассмотрения поступающих обращений по спорным вопросам, порядок их рассмотрения (комиссионно либо уполномоченным специалистом), порядок подготовки ответа на данные обращения (визирование, подпись), порядок направления ответа.
Обращение по спорным вопросам проведения закупки должно отвечать требованиям, изложенным в ст. 12 Закона Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц».
Постановление не устанавливает требования к содержанию и порядку подачи обращения по спорным вопросам проведения закупки. Соответственно, обращение должно отвечать требованиям, изложенным в ст. 12 Закона Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее — Закон об обращениях). Согласно п. 3 ст. 17 Закона об обращениях письменные обращения должны быть рассмотрены не позднее 15 дней, а обращения, требующие дополнительного изучения и проверки, — не позднее 1 месяца.
В свою очередь, при установлении сроков рассмотрения обращений по спорным вопросам проведения закупки организации необходимо учитывать норму части третьей подп. 2.9 п. 2 Постановления: договор на закупку может быть заключен не ранее чем через 5 календарных дней, а в случае, если стоимость закупки не превышает 3 000 базовых величин — 3 рабочих дней после выбора победителя при осуществлении конкурентной процедуры закупки, в течение которых может быть урегулирован спор.
Договор на закупку может быть заключен не ранее чем через 5 календарных дней, а если стоимость закупки не превышает 3 000 базовых величин — 3 рабочих дней.
Выбор участника-победителя
В порядке закупок организация может отразить порядок выбора участника-победителя при наличии двух предложений с равным количеством баллов либо равными ценами, к примеру, таким образом:
- Участником-победителем определяется участник, предложение которого поступило ранее других таких предложений.
- При технически возможном разделении предмета закупки на части объем (количество) товаров (работ, услуг) пропорционально распределяется между участниками.
- Участником-победителем определяется участник, предложивший наименьшую цену в ходе переговоров (повторных переговоров) о снижении цены между участниками с равными ценами предложений либо иные условия.
Республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, иные государственные органы (организации), государственные объединения с учетом специфики осуществления деятельности вправе определить в соответствии с требованиями Постановления для находящихся в их подчинении (входящих в состав, систему) организаций особенности осуществления закупок.
Также согласно части первой подп. 2.13 п. 2 Постановления республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, иные государственные органы (организации), государственные объединения с учетом специфики осуществления деятельности вправе определить в соответствии с требованиями Постановления для находящихся в их подчинении (входящих в состав, систему) организаций особенности осуществления закупок. Такие особенности могут предусматривать в том числе применение преференциальной поправки в размере 15 % к цене предложения участников, предлагающих товары (работы, услуги) происхождения Республики Беларусь и (или) товары (работы, услуги), которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь (абзац четвертый подп. 2.13 п. 2 Постановления). В случае установления данной особенности применение преференциальной поправки должно быть предусмотрено для товаров (работ, услуг) из всех стран, с которыми Республикой Беларусь заключены международные договоры о предоставлении национального режима.
Ограничения по закупкам отдельных товаров
Постановлением установлены особенности приобретения отдельных видов товаров (приложение 3). При проведении процедур закупок товаров, указанных в приложении 3 к Постановлению, стоимостью свыше 2 000 ба-зовых величин участие в них могут принимать поставщики, предлагающие товары, происходящие из Азербайджанской Республики, Республики Армения, Грузии, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Народной Республики Бангладеш, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан, Украины и Швейцарской Конфедерации (часть первая подп. 2.16 п. 2 Постановления).
Товары, указанные в приложении 3 к Постановлению, должны происходить из государств, перечисленных в части первой подп. 2.16 п. 2 Постановления.
Приобретение товаров, указанных в приложении 3, не из государств, перечисленных в части первой подп. 2.16 п. 2 Постановления, необходимо согласовывать с Комиссией по вопросам промышленной политики до размещения приглашения к участию в процедуре закупки.
При закупке товаров из указанного приложения, происходящих не из вышеназванных государств, организации необходимо согласовать участие таких поставщиков с Комиссией по вопросам промышленной политики до размещения приглашения к участию в процедуре закупки (часть третья подп. 2.16 п. 2 Постановления).
Таким образом, при размещении в открытом доступе приглашения к участию в процедуре закупки товара согласно приложению 3 заказчику необходимо изначально указать порядок участия поставщиков в такой процедуре закупки, в том числе информацию о допуске поставщиков, предлагающих товары, происходящие не из государств, перечисленных в части первой подп. 2.16 п. 2 Постановления.
Для согласования участия в процедурах закупок указанных товаров организация, приобретающая такие товары, представляет в государственный орган (государственную организацию) следующие документы:
- заявление с обоснованием необходимости закупки товаров, производство которых отсутствует в государствах, указанных в части первой
подп. 2.16 п. 2 Постановления, с изложением информации о товарах и стоимости закупки; - заключение об отсутствии в Республике Беларусь производства аналогичных товаров, выданное уполномоченным на это Министерством промышленности Республики Беларусь.
Выводы
Проведение процедур закупок за счет собственных средств регулируется Постановлением и соответствующими решениями местных Советов депутатов. При этом указанные акты регламентируют лишь основные аспекты проведения процедур государственных закупок, а особенности их проведения должны быть отражены в порядке проведения процедур закупок.
Особенности проведения закупок за счет собственных средств должны быть отражены в порядке проведения закупок, разрабатываемом организацией самостоятельно.
Среди таких особенностей можно выделить следующие:
- виды процедур закупок и их ценовой предел;
- порядок рассмотрения предложений участников;
- порядок проведения переговоров о снижении цены;
- порядок заключения договоров;
- рассмотрение обращений по спорным вопросам проведения закупок.
Специфику приобретения отдельных товаров (работ, услуг) целесообразно указывать в требованиях документов процедуры закупки, которые предоставляются участникам для подготовки предложений.
Краткий алгоритм проведения закупок за счет собственных средств
- Разработка порядка закупок, в котором закрепляются виды процедур закупок и порядок их проведения, порядок рассмотрения предложений участников и заключения договора, особенности выбора победителей закупок, порядок рассмотрения обращений и т.д. При этом нельзя забывать о том, что в течение 3 рабочих дней после утверждения порядок закупок размещается в информационной системе «Тендеры» на официальном сайте http://www.icetrade.by.
- Формирование комиссии для проведения закупок. Членами комиссии в соответствии с подп. 2.7 п. 2 Постановления не могут быть:
- физические лица, лично заинтересованные в результатах закупок, в том числе подавшие предложения на участие в процедуре закупки, работники и иные лица, входящие в состав органов управления потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), подавших предложения на участие в процедуре закупки;
- физические лица, на которых способны оказывать влияние потенциальные поставщики (подрядчики, исполнители), в том числе являющиеся участниками, учредителями (собственниками имущества) потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
- работники кредиторов организации, должностные лица контролирующих (надзорных) органов.
- Разработка документации о закупке, в которой указывается описание предмета закупки: технические характеристики товара (работы, услуги), его потребительские свойства, количественные и качественные характеристики и пр. Кроме того, в документации должны содержаться требования к предложению участника — форма и порядок подачи.
- Составление приглашения к участию в закупках, в котором отражаются вид процедуры закупки, ее предмет, объем (количество), источник финансирования и пр. Также в приглашении должен быть указан срок для подготовки и подачи предложений, включая место их подачи и место, где участники закупок могут получить документацию о закупке. Приглашение размещается в открытом доступе.
- Определение победителя процедуры закупки. Победителем конкурентной процедуры закупки за счет собственных средств определяется лицо, предложившее лучшие условия в соответствии с критериями и способом оценки и сравнения, указанными в документации о закупке (часть первая подп. 2.9 п. 2 Постановления).
В соответствии с частью второй подп. 2.9 п. 2 Постановления уведомление о выборе победителя направляется участникам конкурентной процедуры закупки не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения.
Выше были приведены способы выбора участника-победителя при наличии двух предложений с равным количеством баллов либо равными ценами. - Заключение договора с победителем закупок. Договор на закупку может быть заключен не ранее чем через 5 календарных дней, а в случае, если стоимость закупки не превышает 3 000 базовых величин на день принятия решения о выборе победителя, — 3 рабочих дней после выбора победителя при осуществлении конкурентной процедуры закупки, в течение которых может быть урегулирован спор, вызванный решениями и (или) действиями (бездействием) организации, а также членов комиссии, созданной для проведения закупки (часть третья подп. 2.9 п. 2 Постановления).
- Размещение сообщения о проведении закупки. В соответствии с подп. 2.10 п. 2 Постановления сообщение о результате конкурентной процедуры закупки размещается в открытом доступе в информационной системе «Тендеры» в течение 5 календарных дней после заключения договора на закупку либо принятия организацией решения об ином результате процедуры закупки и должно содержать: вид и предмет процедуры закупки; наименование и местонахождение поставщика (подрядчика, исполнителя); дату заключения договора на закупку; сумму договора на закупку; сведения об ином результате процедуры закупки в случае, если договор на закупку не заключен.