Франчайзинг: правильно оформляем условия договора

Как «запустить» бизнес, опираясь на уже имеющиеся наработки, чужой опыт в интересующей сфере и помощь того, кто этот опыт имеет? Например, открыть кафе или магазин модной одежды под известным брендом.

Обновлено
Грабовская Надежда
Грабовская Надежда

Юрист и DPO Viplay Media

2530 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Задача 

Как «запустить» бизнес, опираясь на уже имеющиеся наработки, чужой опыт в интересующей сфере и помощь того, кто этот опыт имеет? Например, открыть кафе или магазин модной одежды под известным брендом.

Решение 

Заключение договора франчайзинга.

Ввиду отсутствия детального правового регулирования франчайзинговых отношений разработка договора франчайзинга для юриста — творчество в чистом виде. Однако это не отменяет необходимости учитывать положения того малого количества правовых актов, которые регулируют франчайзинг, а также сложившуюся практику их применения.

Что необходимо учесть при составлении договора франчайзинга?

Вводные данные: территория действия — Республика Беларусь, применимое право — право Республики Беларусь.

Состав лицензионного комплекса (объекты интеллектуальной собственности, входящие в его состав).

Обязательными элементами лицензионного комплекса являются фирменное наименование и нераскрытая информация правообладателя.

Фирменное наименование устанавливается в учредительных документах правообладателя и в таком виде указывается в договоре.

Пример формулировки в договоре:

«…право на использование фирменного наименования Правообладателя: полное — Общество с ограниченной ответственностью «ААА», сокращенное — ООО «ААА»…»

В договоре необходимо указать, что входит в состав нераскрытой информации и в каких документах, подлежащих передаче пользователю, она раскрыта.

Пример формулировки в договоре:

«Нераскрытая информация включает в себя:
- результаты маркетинговых исследований, изучения рынка;
- деловые связи (список поставщиков).
Ноу-хау включает в себя:
- рецепты приготовления отдельных продуктов питания;
- техники привлечения клиентов».

Обязательными элементами лицензионного комплекса являются фирменное наименование и нераскрытая информация правообладателя.

Другие объекты интеллектуальной собственности включатся в состав лицензионного комплекса, если деятельность пользователя (франчайзинг) в составе франчайзинговой сети (включая создание франчайзингового объекта) без таких объектов невозможна.

Например, при розничном торговом франчайзинге в состав лицензионного комплекса включается товарный знак либо логотип правообладателя (франчайзера), по которому потребитель идентифицирует его фирменные магазины и товары. Так, узнавание магазинов сети «Оранжевый верблюд» невозможно без использования товарного знака «Оранжевый верблюд» на вывеске магазинов. А создание франчайзинговой сети салонов красоты зачастую предполагает единое оформление помещений. Соответственно, по договору франчайзинга необходимо передать право на использование уникального дизайна помещений и оборудования (дизайн, созданный творческим трудом, является объектом авторского права).

Другие объекты интеллектуальной собственности включатся в состав лицензионного комплекса, если деятельность пользователя (франчайзинг) в составе франчайзинговой сети (включая создание франчайзингового объекта) без таких объектов невозможна.

Пример формулировки в договоре:

«Согласно настоящему договору Правообладатель обязуется предоставить Пользователю за вознаграждение право использовать в предпринимательской деятельности Пользователя лицензионный комплекс, состоящий из:
- права на использование фирменного наименования Правообладателя:
- полное — Общество с ограниченной ответственностью «ААА», сокращенное — ООО «ААА»;
- права на использование нераскрытой информации Правообладателя,
в том числе секретов производства (ноу-хау) (далее по тексту — нераскрытая информация);
- права на использование товарного знака «ХXX», представляющего собой комбинированное обозначение в … цветовом сочетании. Свидетельство на товарный знак № 0, зарегистрированный в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Республики Беларусь 00.00.2000. Классы и позиции товаров (работ, услуг), в отношении которых зарегистрирован товарный знак, указаны в Приложении 1 к настоящему договору. Копия указанного свидетельства на товарный знак прилагается;
- права на использование объектов авторского права:
- дизайн помещений и оборудования (далее по тексту — дизайн-проекты);
- изображение в виде рисунка (далее по тексту — логотип) (Приложе-
ние 2 к настоящему договору)».

В договоре следует указать, в каком(-их) документе(-ах) будут содержаться дизайн-проекты помещений и оборудования.

Вознаграждение

Вознаграждение может быть установлено за весь лицензионный комплекс, либо за каждый объект или группу объектов лицензионного комплекса, либо иным образом.

Необходимо перечислить те сферы (виды) предпринимательской деятельности, при осуществлении которых пользователь будет использовать франшизу.

Вознаграждение может быть установлено, например, за весь лицензионный комплекс, либо за каждый объект или группу объектов лицензионного комплекса, либо иным образом. Возможны различные варианты выплаты вознаграждения: разовый платеж, периодические платежи, бартер и другие, а также их комбинации. В данном случае сторонам предоставлена свобода в установлении формы вознаграждения, порядка его определения, сроков уплаты (с учетом положений валютного законодательства).

Необходимо указать способы использования каждого из объектов лицензионного комплекса.

Пример формулировки в договоре:

«Вознаграждение по настоящему договору состоит из:
- фиксированного платежа (паушальный платеж) за право использования секретов производства (ноу-хау) Правообладателя в размере ___ (___) бел. руб. (без НДС в соответствии с подп. 1.32 п. 1 ст. 94 НК);
- отчислений от выручки (роялти) Пользователя в размере ___ (___) % по каждому франчайзинговому объекту (включая НДС 20 %) за использование иных объектов лицензионного комплекса (кроме секретов производства (ноу-хау)) и услуг Правообладателя, вытекающих из настоящего договора;
-рекламные отчисления в размере ___ (___) бел. руб. (с НДС по ставке
20 %)».

Условие об использовании лицензионного комплекса прав в определенной(-ых) сфере(-ах) предпринимательской деятельности.

Стороны должны определить границы деятельности пользователя,
а именно: перечислить те сферы (виды) предпринимательской деятельности, при осуществлении которых пользователь будет использовать франшизу.

Пример формулировки в договоре:

«Лицензионный комплекс используется в предпринимательской деятельности Пользователя в сфере(-ах):
- розничной торговли;
- общественного питания;
- производства продуктов питания».
Допускаются уточнения по каждой сфере деятельности (например, «розничной торговли женской одеждой и аксессуарами»).

Объем использования комплекса исключительных прав (минимальный и (или) максимальный)

Необходимо указать способы использования каждого из объектов лицензионного комплекса. Прежде всего, следует определить, какие способы использования установлены законодательством для данного объекта. Например, для товарных знаков эти способы указаны в ст. 20 Закона Республики Беларусь от 05.02.1993 № 2181-XII «О товарных знаках и знаках обслуживания».

Пример формулировки в договоре:

«Способы использования объектов лицензионного комплекса Пользователем:
- использовать фирменное наименование на официальных бланках и иной документации, связанной с его деятельностью;
- использовать товарный знак при выполнении работ и (или) оказании услуг, на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот, в рекламе, печатных изданиях, на вывесках. Товарный знак используется для индивидуализации товаров (работ, услуг), в отношении которых он зарегистрирован…»

Территория действия договора

Условие об указании территории не закреплено в ГК как существенное, однако его наличие проверяется патентным органом.

Договор франчайзинга, территория действия которого не включает Республику Беларусь (ее часть), не подлежит регистрации в патентном органе.

                         

Данное условие не закреплено в ГК как существенное, однако его наличие проверяется патентным органом на основании п. 14 Инструкции о порядке регистрации лицензионных договоров, договоров уступки прав на объекты права промышленной собственности, договоров о залоге имущественных прав, удостоверяемых свидетельством на товарный знак, знак обслуживания, и договоров комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга), утвержденной постановлением Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь от 15.04.2009
№ 6. Кроме того, данное условие фактически влияет на необходимость регистрации договора в Национальном центре интеллектуальной собственности. Исходя из практики, договор франчайзинга, территория действия которого не включает Республику Беларусь (ее часть), не подлежит регистрации в патентном органе.

Рекомендации

  1. Название договора и его сторон используйте в соответствии с их обозначениями соглас-
    но ГК.
  2. При употреблении в тексте договора слов «франчайзинг», «франшиза», «франчайзер», «франчайзинговый пакет» и других, которые не используются в актах законодательства нашей страны, сделайте в начале договора глоссарий и укажите определения данных терминов и/или их синонимы согласно законодательству Республики Беларусь. Например:
    1. «франчайзинг — пользователь; лицо, использующее лицензионный комплекс;
    2. франчайзинговый пакет — комплект документов и материалов, в том числе электронных, описывающих (раскрывающих) порядок и условия деятельности, развития, продвижения франчайзингового объекта, взаимодействие внутри франчайзинговой сети и прочие детали работы Пользователя в составе фирменной (франчайзинговой) сети».
  3. При определении состава лицензионного комплекса используйте терминологию нормативных правовых актов Республики Беларусь (например, расшифруйте «логотип» как «изображение в виде рисунка» с учетом абзаца пятого п. 2 ст. 6 Закона Республики Беларусь от 17.05.2011 № 262-З «Об авторском праве и смежных правах»).
  4. В договоре укажите, каким образом обеспечена сохранность нераскрытой информации.
  5. При создании текста договора помимо названных нормативных правовых актов учитывайте положения законодательства, касающегося вопросов коммерческой тайны, монополистической деятельности, а также положения, касающиеся регистрации договоров франчайзинга, регулирования отдельных объектов интеллектуальной собственности.
2530 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме