Вы на портале

Утверждение разделительного баланса при выделении

При выделении нового юридического лица из действующего юридического лица необходимо составить разделительный баланс. Он является основой при разрешении вопроса о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного лица в отношении всех его кредиторов и должников. Момент составления такого баланса может иметь существенное значение для процедуры реорганизации.

Дударева Елена
Дударева Елена

Адвокат Минской областной коллегии адвокатов, юрист ООО «Эс Би Эйч Ло Оффисис»

Антимоник Александра
Антимоник Александра

Юрист ООО «Эс Би Эйч Ло Оффисис»

1327 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Содержание:


Ситуация:  Решением внеочередного общего собрания акционеров ОАО «А» от 24.07.2023 принято решение о реорганизации путем выделения из ОАО «А» УП «Б». В тот же день ОАО «А» осуществило государственную регистрацию создания путем выделения сельскохозяйственного унитарного предприятия «Б». На день проведения государственной регистрации разделительный баланс утвержден не был.
11.09.2023 решением внеочередного общего собрания акционеров ОАО «А» был утвержден разделительный баланс, согласно которому уже созданному УП «Б» были переданы основные средства, материалы, дебиторская задолженность и обязательства (кредиторская задолженность). Орган ИМНС посчитал, что утверждение баланса и передача обязательств произведены с нарушением установленных сроков, и наложил взыскание в виде административного штрафа.

Вопрос: Правомерно ли был наложен штраф и какие еще последствия может повлечь несвоевременное утверждение разделительного баланса?


Правомерность привлечения к административной ответственности

Дата составления и утверждения разделительного баланса законодательством четко не регламентирована. Вместе с тем, исходя из анализа положений гражданского и налогового законодательства, можно сделать вывод, что разделительный баланс должен быть составлен и утвержден не позднее даты государственной регистрации создания выделенного юридического лица.

В уставе УП «Б» содержится положение о том, что УП «Б» является правопреемником ОАО «А». В соответствии с п. 1 ст. 55 ГК разделительный баланс должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного общества в отношении всех его кредиторов и должников, в том числе по оспариваемым сторонами обязательствам. 

На основании ч. 1 п. 4 ст. 53 ГК ОАО «А» считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица — УП «Б». Следовательно, права и обязанности по разделительному балансу должны быть фактически переданы с момента государственной регистрации УП «Б». Но поскольку на момент государственной регистрации правопреемника — УП «Б» объем таких прав и обязанностей определен не был в силу отсутствия разделительного баланса, фактическое правопреемство отсутствовало. То есть в течение периода с 24.07.2023 до 11.09.2023 УП «Б» не были переданы права и обязанности ОАО «А». Положение устава о правопреемстве УП «Б» в течение указанного периода оказалось недействительным.

С учетом изложенного полагаем, что в рассматриваемом случае дата составления и утверждения разделительного баланса должна была предшествовать или совпадать с датой государственной регистрации создания УП «Б» — 23 июля 2023 г.

В соответствии с подп. 1.4.3 п. 1 ст. 22 НК в течение 5 рабочих дней со дня реорганизации копия разделительного баланса должна быть представлена в налоговую инспекцию по месту постановки на учет юридического лица, представляющего копию. В случае нарушения этого требования виновное лицо может быть привлечено к административной ответственности по ст. 14.6 КоАП. Согласно п. 1 данной статьи непредставление в установленный срок плательщиком, налоговым агентом, иным лицом в налоговый орган документов и иных сведений, которые они обязаны представлять в соответствии с налоговым законодательством, влечет наложение штрафа в размере до 20 базовых величин.

Таким образом, разделительный баланс должен быть составлен и утвержден до даты государственной регистрации УП «Б» или совпадать с ней. При этом его необходимо представить в налоговый орган в течение 5 рабочих дней со дня реорганизации.

Последствия несвоевременного утверждения разделительного баланса

В соответствии с пп. 3 и 4 ст. 54 ГК разделительный баланс составляется при реорганизации юридического лица в форме разделения или выделения для обеспечения правопреемства (перехода прав и обязанностей) от реорганизованного лица к вновь возникающему юридическому лицу. 

Пунктом 3 ст. 56 ГК предусмотрено, что в случаях, когда разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие лица несут солидарную ответственность перед его кредиторами по обязательствам реорганизованного юридического лица. 

В силу п. 2 ст. 303 ГК обязанности нескольких должников по обязательству, связанному с предпринимательской деятельностью, равно как и требования нескольких кредиторов в таком обязательстве, являются солидарными, если законодательством или условиями обязательства не предусмотрено иное.

В анализируемой ситуации вновь созданное УП «Б» и ОАО «А» являются солидарными должниками по обязательствам, которые не были переданы вновь созданному лицу по разделительному балансу на дату государственной регистрации создания УП «Б». Это означает, что на основании п. 1 ст. 304 ГК кредиторы вправе требовать исполнения таких обязательств как от всех участников реорганизации совместно, так и от любого из них отдельно. 

Таким образом, при выделении УП «Б» из ОАО «А» должен быть составлен разделительный баланс, которым должны быть утверждены в том числе положения о правопреемстве по обязательствам, касающимся кредиторской задолженности. Передача обязательства (кредиторской задолженности) вновь созданному УП «Б» после осуществления его государственной регистрации является нарушением законодательства и влечет возникновение солидарной ответственности УП «Б» и ОАО «А» перед кредитором по обязательству.

Кроме того, указанная государственная регистрация может быть признана судом  недействительной. В соответствии с п. 26 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1, государственная регистрация субъектов хозяйствования, осуществленная на основании заведомо ложных сведений, представленных в регистрирующие органы, может быть признана недействительной по решению суда, рассматривающего экономические дела, с учетом характера допущенных нарушений, в том числе умышленного представления заведомо ложных сведений, и наличия ущерба, причиненного государственным и (или) имущественным интересам, гражданам и (или) юридическим лицам, а также иных обстоятельств. 

С учетом фактических обстоятельств дела суд может расценить указание в уставе УП «Б» положения о правопреемстве как не соответствующее действительности, поскольку разделительным балансом в силу его отсутствия такое правопреемство не осуществлено. 

Резюме:
1. Утверждение разделительного баланса при реорганизации ОАО «А» путем выделения из него УП «Б» после осуществления государственной регистрации вновь созданного лица неправомерно и влечет наложение административного взыскания согласно п. 1 ст. 14.6 КоАП. В рассматриваемом случае разделительный баланс должен быть утвержден на дату реорганизации ОАО «А» и дату регистрации создания УП «Б» и в течение 5 рабочих дней представлен в налоговый орган.
2. Передача обязательств (кредиторской задолженности) от ОАО «А» вновь созданному путем выделения УП «Б» после осуществления его государственной регистрации влечет возникновение солидарной ответственности УП «Б» и ОАО «А» перед кредиторами.

1327 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме