V Белорусский форум работников кадровой службы: ключевые тезисы экспертов - jurist

V Белорусский форум работников кадровой службы: ключевые тезисы экспертов

10 сентября 2021 г. в Минске прошел V Белорусский форум работников кадровой службы. Его организаторами выступили журнал «Юрист» и Образовательный центр «Профессиональный интерес». 

Партнер Форума — сервис автоматизации кадрового делопроизводства IntellStaff.

3521 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

2021 год привнес множество изменений в деятельность кадровых служб, ряд актов еще ожидают вступления в силу в текущем году. На работу специалистов по кадрам повлияли изменения на рынке труда, новые требования у бизнеса к соискателям, изменения в психологическом состоянии как кандидатов на должности, так и ключевых сотрудников, что требует применения новых подходов при поиске и подборе персонала. 

Для обсуждения вопросов, касающихся изменений в трудовом законодательстве и правоприменительной практике, получения современных инструментов для управления персоналом и их внедрения в организации собралось более 150 участников, среди которых директора по персоналу и HR-менеджеры, руководители и специалисты по кадрам.

Представляем вашему вниманию ключевые тезисы экспертов мероприятия.


Жанна Стативко, заместитель председателя Постоянной комиссии по труду и социальным вопросам Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь:

«В текущем году Правительством осуществляется подготовка Закона "Об изменении Трудового кодекса". Целью внесения изменений является корректировка ТК с учетом практики его применения, анализа эффективности последних изменений, выявленных пробелов и коллизий. Проект Закона планируется внести в Палату представителей Национального собрания в декабре 2021 года».


Николай Саванович, заместитель начальника управления конституционного и международного права НЦЗПИ, кандидат юридических наук, доцент:

«Закон "О защите персональных данных" распространяется, например, на обработку персональных данных при ведении трудовых книжек, табелей учета рабочего времени и иных систематизированных учетов».

«При поиске кандидатов на трудоустройство после вступления Закона в силу нужно помнить о том, что если резюме размещено в общем доступе, то для обработки такой информации согласия кандидата не требуется. Основанием выступают положения абз. 19 ст. 6 Закона (обработка распространенных ранее персональных данных). Но если кандидатура данного соискателя не поддержана и более не рассматривается, то в соответствии с положениями п. 8 ст. 4 Закона такая анкета не может сохраняться, даже из лучших соображений ("а вдруг мы вам позвоним"). Для сохранения таких сведений потребуется брать у лица согласие».


Анастасия Карелина, менеджер по маркетингу и PR сервиса rabota.by:

«За 2021 год на 106,9 % выросло количество активных вакансий с удаленной работой по сравнению с 2020 годом. Также на 35,4 % увеличилось количество активных вакансий с частичной занятостью».

Анастасия также привела данные исследования о том, на что кандидаты обращают внимание при отклике на вакансию.


Ирина Пырко, начальник отдела трудовых отношений главного юридического управления Министерства труда и социальной защиты:

«Дистанционная работа предполагает, что у работника вообще нет рабочего места. В отношении дистанционного работника наниматель на данный момент не может предусмотреть, что, например, по понедельникам и вторникам работник находится в офисе, а в остальные дни у него дистанционная работа. Тогда это уже не дистанционная работа, а смешанный режим, который пока на законодательном уровне не урегулирован. Однако можно включить в трудовой договор условие о том, что работник обязан посещать офис для обмена документами, участия в совещаниях и т.п., закрепив частоту посещения офиса для этих целей».


Анастасия Галенчик, главный государственный инспектор управления надзора за соблюдением законодательства о труде Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты:

«Одним из часто встречающихся нарушений является неправильное отражение в трудовом договоре сроков выплаты заработной платы. Такие сроки не могут устанавливаться периодом. Часто наниматели указывают формулировки, например, «срок выплаты заработной платы с 15-го по 20-е число каждого месяца» или «выплата до 20-го числа месяца». Это неприемлемо, в договоре должна быть указана конкретная дата». 


Анна Солтанович, юрист SBH Law Offices:

«Если сотрудник работает вне Республики Беларусь, следует учесть, что договор с ним будет подлежать оценке и по законодательству страны нахождения работника, а вопросы налогообложения разрешаются с учетом подписанных Беларусью соглашений об избежании двойного налогообложения (на сегодняшний день работники резидентов ПВТ уплачивают подоходный налог по ставке 13 %). Переехавший работник обязан будет уплачивать взносы в ФСЗН в Республике Беларусь, если иное не предусмотрено международным соглашением».


Вадим Григорьев, юрист, практикующий консультант в области законодательства о труде и об оплате труда:

«В отличие от других механизмов формирования тарифной части заработной платы, грейдинг реализуется сторонними агентами, чтобы исключить субъективный подход в оценке персонала. Дальнейшее участие администрации в определении тарифа по новым (создаваемым) штатным единицам крайне стандартизировано и сведено к минимуму. Полностью коррупцию или "блат" грейдинг не устранит, но значительно снизит вероятность их возникновения при установлении ответственности персонала и определении размеров оплаты труда».


Оксана Пучковская, адвокат, руководитель направления трудовых отношений и миграционного права АБ «Степановский, Папакуль и партнеры»:

«При рассмотрении исков о понуждении к оформлению трудовых отношений к предмету доказывания относятся: факт допущения работника к работе уполномоченным должностным лицом и выполнения истцом трудовых обязанностей, а также наличие запрета на необоснованный отказ в заключении трудового договора (ст. 16 ТК). Доказательствами по данной категории споров могут быть:  заявления о приеме на работу, приказы, переписка нанимателей, скриншоты переписок в мессенджерах, оформление документов в отношении работника (например, личная карточка по учету средств индивидуальной защиты); свидетельские показания, записи видеокамер; ознакомление с ЛПА нанимателя, ПВТР и т.д.; прохождение инструктажа по охране труда под роспись; начисление и выплата денежных средств; информация мобильных операторов о нахождении владельца номера по месту нахождения нанимателя».


Вероника Соколовская, адвокат, руководитель практики IT/IP SBH Law Offices:

«Согласие на обработку персональных данных может быть получено от работника в письменной форме, в виде электронного документа или в иной электронной форме».

«Не требуется согласие при оформлении трудовых (служебных) отношений, а также в процессе такой деятельности субъекта персональных данных в случаях, предусмотренных законодательством. Например, согласие не требуется для ведения кадрового учета, при заполнении личной карточки работника и для исчисления и уплаты обязательных налогов, взносов, отчислений, обязательного социального страхования работника и т.п.».


Наталья Непевная, управляющий партнер Международной академии человеческого капитала IHCA, консультант в области управления персоналом и кадрового администрирования, преподаватель, эксперт в области трудового законодательства: 

«Важно решить, какая служба (работник) будет координировать и организовывать работу, связанную со вступлением в силу Закона "О защите персональных данных". При этом нужно издать приказ о создании рабочей группы, разработать план мероприятий по защите персональных данных, проинформировать руководителя, что это очень большой дополнительный объем работы, не предусмотренный функционалом на текущий момент». 

3521 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •
Вопрос: Что следует сделать белорусскому поставщику для соблюдения сроков репатриации, если в связи с санкциями российский покупатель не смог своевременно оплатить постав...
№ 4 апрель 2022
2715