Вы на портале

Внеплановая тематическая оперативная проверка: практические рекомендации

Основные вопросы статьи: в каких случаях возникает обязанность впустить представителей проверяющих в жилое помещение? Когда возможно проведение личного досмотра? Кто может выступать в качестве представителя проверяемого при проведении внеплановой проверки? В каком порядке производится опечатывание торгового объекта проверяемого?

Обновлено
Онуфриевич Элла

адвокат

7492 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Как следует из п. 9 Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее — Указ № 510), внеплановая проверка — это проверка, проводимая без включения в координационный план контрольной (надзорной) деятельности.

Поскольку внеплановые проверки регулируются Указом № 510, то к ним применяются общие требования проведения проверок. Вместе с тем внеплановые проверки имеют свои особенности.

Вопросы, подлежащие проверке

Внеплановая проверка проводится лишь для проверки определенных вопросов, наименования которых должны быть прописаны в предписании на проведение проверки. Так, например, проверке подлежат:

  • законодательство о предпринимательстве в целях установления фактов осуществления деятельности без специального разрешения (лицензии) либо с нарушением требований и условий осуществления лицензируемого вида деятельности;
  • правила осуществления розничной торговли и общественного питания, бытового и иных видов обслуживания потребителей и др. (часть вторая п. 84 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом № 510).

Рекомендация.

Внимательно изучите содержание предписания на проведение проверки на соответствие вопросов, наименования которых прописаны в предписании, вопросам, названным в Указе № 510. В случае несоответствия можно обжаловать действия проверяющих в 10-дневный срок, подав жалобу в вышестоящий орган.

Внеплановая проверка одним и тем же контролирующим органом (его структурным подразделением, территориальным органом, подчиненной организацией) не может проводиться чаще одного раза в месяц на одной и той же территории проведения проверки, за исключением проверок, проводимых по поручению Президента Республики Беларусь, Премьер-министра Республики Беларусь.

Как правило, внеплановая проверка проводится одновременно во всех торговых объектах и иных местах, производственных и складских помещениях, принадлежащих проверяемому субъекту, в том числе расположенных на территориях разных административно-территориальных единиц.

Предписание на проведение проверки

В предписании на проведение внеплановой тематической оперативной проверки может не указываться наименование проверяемого субъекта, в отношении которого проводится проверка. При этом должна быть указана территория, на которой будет проводиться проверка, в случаях проведения проверок:

  • на автомобильных дорогах по вопросу соблюдения законодательства, регулирующего порядок приобретения, транспортировки и перемещения товарно-материальных ценностей;
  • проверяемых субъектов, осуществляющих розничную торговлю на торговых местах на рынках и в палатках, расположенных на рынках;
  • соблюдения обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов при перевозке опасных грузов;
  • на автомобильных дорогах, улицах населенных пунктов по вопросу соблюдения законодательства в области транспортной деятельности, требований безопасности и экологических требований при эксплуатации транспорта;
  • на объектах строительства по вопросу соблюдения обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов при строительстве и утвержденной проектной документации при выполнении строительно-монтажных работ, а также соответствия используемых при строительстве материалов, изделий и конструкций проектным решениям и обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации для обеспечения эксплуатационной надежности и безопасности.

Рекомендация.

Поскольку предписание на проведение проверки не вручается проверяемому, с ним лишь знакомят представителя проверяемого, необходимо для себя сделать его копию. Это нужно для того, чтобы впоследствии изучить основания проведения проверки, сверить их с нормами Указа № 510 и в случае несоответствия обжаловать начало проверки в вышестоящий орган.

Представители проверяемого субъекта

Сложность внеплановой проверки заключается в том, что зачастую она проводится при отсутствии собственника, а встречают проверяющих, как правило, абсолютно неподготовленные работники. Более того, при проведении внеплановой проверки представителями проверяемого субъекта являются лица, принимающие участие в совершении проверяемым субъектом хозяйственных и иных операций, в отличие от плановых проверок, где представителями проверяемого субъекта являются лишь уполномоченные лица. То есть представителями проверяемого при внеплановой проверке являются все его работники, где проводится проверка (например, продавцы торговых мест). Практика показывает, что именно их показания, объяснения являются основополагающими как при оформлении результатов проверки, так и при рассмотрении дела в суде.

Рекомендация.

Необходимо научить работников правильно отвечать на вопросы и писать объяснительные в той или иной ситуации. Для этого нужно заранее оговорить все возможные ситуации прихода проверяющих и возможные варианты поведения, ответов работников предприятия. В случае, если работник не знает, как правильно говорить, писать, лучше указать: «Сейчас не могу ответить на заданный вопрос. Письменные пояснения представлю дополнительно».

Представление документов

Проверяющие вправе требовать у проверяемого субъекта представления необходимых документов (их копий), но лишь по вопросам проведения проверки.

Например, если проверяющие пришли на проверку по вопросу порядка приема наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет, использования кассового оборудования, а требуют представить все товарно-транспортные накладные на реализуемый товар, то они поступают незаконно. Проверяемый имеет право отказать проверяющим в предоставлении требуемых документов.

При этом, если документы должны находиться в месте проверки, они должны быть представлены проверяющим незамедлительно.

Если документы (их копии) в соответствии с требованиями законодательства не должны находиться в месте проверки, они должны быть представлены не позднее следующего рабочего дня со дня предъявления требования о представлении документов (их копий). В отношении таких документов проверяющими оформляется письменное требование о представлении документов (их копий).

В требовании о представлении документов будут указаны дата и время, когда их необходимо будет представить.

Рекомендация. 

В случае, если проверяющие непосредственно в требовании указали неудобное время, следует в самом требовании написать: «Предоставленного времени недостаточно для представления документов. Документы объективно могут быть представлены к ________».

Допуск в жилое помещение

Рассмотрим ситуацию, когда проверяющим составляется протокол об административном правонарушении, с которым нужно обязательно ознакомить руководителя предприятия, а последний в налоговой инспекции не появляется. Часто проверяющие приходят домой к такому лицу и там пытаются подписать протокол.

Следует помнить о том, что доступ проверяющих в жилые помещения, иные законные владения физических лиц, учредителей (собственников имущества) проверяемых субъектов, временных (антикризисных) управляющих, местом нахождения которых являются такие жилые помещения, владения, допускается только с санкции прокурора на основании мотивированного постановления руководителя (его заместителя) контролирующего (надзорного) органа и с участием понятых при наличии документов, подтверждающих необходимость проведения проверки.

В иных случаях допуск проверяющих в квартиру — личное, добровольное дело лица, к которому пришла проверка.

Проведение личного досмотра (обыска) и досмотра вещей

Очень часто именно при проведении внеплановой проверки проверяющие, придя в офис организации, на торговую точку, начинают проверять не только бухгалтерские документы, но и личные вещи сотрудников (сумочки, пакеты и т.д.). При этом акт личного досмотра не составляется. По результатам такого досмотра изымаются, например, деньги из личного пакета бухгалтера, продавца, которые затем рассматриваются проверяющими как средства, не внесенные в кассу предприятия (реализация товара, оказание услуг за наличные денежные средства). По результатам проверки составляется акт проверки, где отражается факт реализации товара за наличный расчет. Последствия одни — применение санкции согласно ст. 12.18 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП). Еще хуже обстоит дело, если в личных вещах находят валюту. Проверяющие факт нахождения валюты рассматривают как принятие иностранной валюты в качестве платежного средства (ст. 11.1 КоАП).

Отметим, что личный досмотр является исключительной формой контрольного мероприятия и проводится в пределах, необходимых для обнаружения документов, денежных средств, вещей, свидетельствующих о нарушении налогового и иного законодательства. До начала проведения личного досмотра проверяющие обязаны предложить проверяемому физическому лицу в добровольном порядке предъявить имеющиеся у него при себе вещи, документы, выручку (иные денежные средства) и товарно-материальные ценности и обеспечить доступ к осмотру транспортного средства.

При производстве личного досмотра запрещается досмотр лицам противоположного пола и в присутствии понятых противоположного пола с досматриваемым. При проведении досмотра составляется акт личного досмотра и досмотра находящихся при физическом лице вещей, документов, ценностей и транспортных средств согласно установленной форме. В исключительных случаях при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, которые могут быть использованы для причинения вреда жизни и здоровью, личный обыск может быть произведен без понятых.

Рекомендация. 

При изъятии личных денег, вещей без проведения описанной выше процедуры нужно писать жалобу на неправомерные действия проверяющих, доказывая, что изъятые деньги — личные, а изъятие проведено с грубыми нарушениями законодательства.

Опечатывание касс и кассовых помещений, складов и иных объектов

Нередки ситуации, когда по результатам внеплановой проверки проверяющие опечатывают торговые помещения и иные проверяемые объекты. Необходимо помнить о том, что опечатывание производится в присутствии проверяемого субъекта или его представителя (при их отсутствии — не менее двух понятых) с отражением данного факта в акте опечатывания и с обязательным указанием должности, фамилии, имени, отчества проверяющего, контролирующего (надзорного) органа, произведшего опечатывание; наименования проверяемого субъекта (адреса его места нахождения), фамилии, имени, отчества представителя проверяемого субъекта, иного лица, присутствовавшего при опечатывании; основания для опечатывания; описания способа опечатывания; расписки проверяемого субъекта или его представителя о принятии под охрану опечатанного помещения, иного места и об ознакомлении с мерами ответственности за вскрытие помещения, иного опечатанного места.

Рекомендация.

Если опечатывание производится без участия уполномоченного лица проверяемого предприятия, можно смело обжаловать действия налогового органа как незаконные.

7492 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме