Вы на портале

Все-таки 30 дней: изменены декреты, регулирующие трудовые отношения

Нормативный акт: Декрет Президента Республики Беларусь от 09.04.2020 № 1
Дата вступления в силу: 12.04.2020, распространяет свое действие на отношения, возникшие с 28.01.2020


В апреле Президент Республики Беларусь подписал первый в этом году Декрет, в соответствии с которым ряд действующих декретов откорректированы исходя из внесенных изменений и дополнений в ТК, в том числе в связи с включением в него положений о применении контрактной формы найма.

Так, Декретом № 1 внесены изменения в декреты Президента Республики Беларусь:

— от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» (далее — Декрет № 5);

— от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» (далее — Декрет № 29).

Косько Юрий
Косько Юрий

Юрист, специалист в сфере трудового права, выпускающий редактор портала «Судебная и арбитражная практика» (sudpraktika.by)

12081 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Что изменилось в Декрете № 5? 

Срок предупреждения об изменении существенных условий труда

Исключена норма подп. 3.2 п. 3 Декрета № 5, регламентирующая обязанность нанимателя предупреждать работника об изменении существенных условий труда в связи с обоснованными производственными, организационными или экономическими причинами не позднее чем за 7 календарных дней.

Необходимо отметить, что внесение изменений в Декрет № 5 в части исключения срока предупреждения об изменении существенных условий труда не позднее чем за 7 календарных дней, а также вступление в силу данных изменений с 28.01.2020 было прогнозируемо

Таким образом, в споре о силе действия законодательных актов по регулированию сроков уведомления нанимателями работников об изменении существенных условий труда поставлена точка, и с 28.01.2020 предупреждение работника об изменении существенных условий труда должно производиться не позднее чем за один месяц.

Вместе с тем остается открытым вопрос, будет ли являться нарушением уведомление после 28.01.2020 (и до принятия Декрета № 1) работников не позднее чем за 7 календарных дней, то есть в соответствии с подп. 3.2 п. 3 Декрета № 5, а не в соответствии с ч. 3 ст. 32 ТК.

По нашему мнению, нет — в силу правил о соотношении юридической силы законов и нормативных правовых актов Президента, предусмотренных Конституцией, а также Законом Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах».

Мониторинг лиц, освобожденных от должностей по дискредитирующим обстоятельствам

Декрет № 5 дополнен нормами, обязывающими госорганы осуществлять мониторинг трудоустройства лиц, освобожденных по дискредитирующим обстоятельствам от должностей, включенных в кадровые реестры, указанные в ч. 1 п. 8 Декрета № 5, в течение 5 лет после такого увольнения.

Упомянутые в Декрете № 1 госорганы вправе будут запрашивать от всех субъектов хозяйствования независимо от формы собственности сведения, необходимые для осуществления мониторинга трудоустройства лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам, которые должны будут предоставляться на безвозмездной основе в течение 3 рабочих дней со дня получения соответствующего запроса.

Приведенная выше норма Декрета № 1 вступила в силу с 12.04.2020. 

Справочно.
К госорганам, обязанным осуществлять мониторинг трудоустройства лиц, освобожденных от должностей по дискредитирующим обстоятельствам, Декрет № 1 относит Администрацию Президента, Совет Министров, облисполкомы и Минский горисполком, райисполкомы, горисполкомы (городов областного подчинения), местные администрации районов в городах.
Как указано в разъяснениях, приведенных на официальном сайте Президента Республики Беларусь, данные новшества введены в действие в целях безусловного выполнения требований Главы государства о недопущении случаев «пересаживания» руководителей, освобожденных от должностей по дискредитирующим обстоятельствам.

Что изменилось в Декрете № 29? 

Из Декрета № 29 был исключен ряд норм, регулирующих:

— порядок и условия заключения и прекращения контрактов нанимателей с работниками (п. 1);

— содержание и условия контракта (п. 2);

— сроки и периодичность выплаты заработной платы и среднего заработка, сохраняемого за время трудового отпуска (ч. 1–4 п. 4); 

— обязанность государственных органов, государственных организаций информировать не реже одного раза в полугодие вышестоящие государственные органы о причинах невыполнения нормативных актов, судебных постановлений, поручений и иных решений вышестоящих органов с представлением предложений об устранении причин невыполнения либо о мерах, принятых по устранению этих причин (абз. 3 п. 7). 

Вышеуказанные нормы Декрета № 29, касающиеся регулирования контрактной формы найма, были исключены в связи с корректировкой ТК, в результате которой в ТК появилась глава 18-1 «Особенности регулирования труда работников, с которыми заключаются контракты». 

Также утратил силу Декрет № 10 «О дополнительных мерах по совершенствованию оплаты труда работников отраслей экономики», который был временным. В связи с урегулированием вопросов, касающихся оплаты труда, в иных нормативных правовых актах данный Декрет был отменен. 

12081 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме