Взаимодействие с судебными исполнителями
Каковы законные методы эффективного воздействия на судебных исполнителей, недобросовестно исполняющих свои обязанности?
Каковы законные методы эффективного воздействия на судебных исполнителей, недобросовестно исполняющих свои обязанности?
Каковы законные методы эффективного воздействия на судебных исполнителей, недобросовестно исполняющих свои обязанности?
В первую очередь кредитору следует убедиться в том, что действительно имеет место недобросовестное исполнение обязанностей судебным исполнителем, так как зачастую обе стороны не в полной мере используют предоставленные им права. Например, имея реальную возможность ознакомиться с материалами исполнительного производства и тем самым получить необходимую информацию, взыскатели выбирают менее эффективный способ — направляют запрос с просьбой проинформировать их о ходе исполнения.
Отсутствие ответа на такой запрос кредитор трактует как неисполнение судебным исполнителем своих обязанностей. Тогда как в разъяснении Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 16.11.2009 № 03-10/2502 отмечено, что хозяйственным процессуальным законодательством не предусмотрена обязанность судебных исполнителей предоставлять письменные ответы по существу на запросы сторон о ходе исполнения исполнительного производства.
Второе, что напрямую зависит от кредитора, — это его позиция, которая должна быть активной, чтобы исполнитель осознавал, что данное производство и долг взыскателю небезразличны. Весьма часто именно взыскатели находят имущество, получают информацию о банковских счетах и дебиторах должника. Как только взыскатели получили указанную информацию, они должны сообщать ее исполнителю для более оперативного исполнения.
Для эффективного исполнения важно находиться в постоянном контакте с судебным исполнителем; на принципах сотрудничества помогать последнему осуществлять исполнение; выезжать на прием к судебному исполнителю в приемные дни, чтобы обозначить высокий приоритет взыскания именно в ваш адрес в общей массе исполнительных производств; знакомиться с материалами исполнительного производства; интересоваться у исполнителя о результатах проведенных исполнительных действий и о потенциально планируемых действиях; проявлять творческий и нестандартный подходы к поиску имущества должника и способам исполнения вынесенного судом постановления.
Напомним также, что взыскатель вправе (и судебный исполнитель обязан обеспечить это) знакомиться с материалами исполнительного производства (ходатайствами, запросами, ответами на них и т.п.), делать выписки из них, снимать за свой счет копии (часть вторая ст. 345 ХПК), например, путем фотографирования мобильным телефоном (части первая и четвертая п. 1 разъяснения Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 01.06.2011 № 03-19/1022).
Если все же путем всех вышеуказанных действий не получается оптимизировать исполнительное производство, а судебный исполнитель никак не реагирует и не отвечает на содействие, можно говорить о недобросовестном исполнении обязанностей судебным исполнителем. Значит, пришло время прибегнуть к законным методам воздействия на таких судебных исполнителей.
Главным методом воздействия является обжалование действий либо бездействия судебного исполнителя, его постановлений в вышестоящий орган принудительного исполнения (вышестоящему должностному лицу), а в случае несогласия с его решением — в суд по месту исполнения исполнительного документа. В таких жалобах должны быть также указаны сведения об исполнительном документе, в связи с исполнением которого обжалуются постановление или действия (бездействие) судебного исполнителя. К жалобе прилагается уведомление о вручении копии жалобы (протеста) и необходимых доказательств судебному исполнителю и другой стороне исполнительного производства, а также копия обжалуемого постановления, вынесенного судебным исполнителем и полученного взыскателем или должником.
По результатам рассмотрения такой жалобы (в срок не более 10 дней со дня ее поступления) выносится определение, в котором судебному исполнителю предписывается совершить действие, входящее в его компетенцию, или решить вопрос по существу.
Важно отметить и то, что у каждого судебного исполнителя есть рабочий мобильный контакт, выделенный ему с целью общения со взыскателями посредством звонков и сообщений. Если судебный исполнитель игнорирует звонки, рекомендуем незамедлительно посетить лично вышестоящее должностное лицо, сообщить ему о проблеме, назначить срок для обратной связи. Практика показывает, что даже устная жалоба приводит к результатам. В противном случае следует прибегнуть к письменному решению данного вопроса.