Получив вступившее в законную силу судебное постановление, а затем направив заявление о возбуждении исполнительного производства, кредиторы рассчитывают на исполнение должником обязательств, однако те не спешат их выполнять.
Признаки уклонения должника от погашения задолженности
Количество должников, уклоняющихся от погашения кредиторской задолженности, значительно увеличилось. При применении мер принудительного взыскания должники нередко оказывают противодействие судебному исполнителю, проявляя при этом чудеса изобретательности с целью избежать, по их мнению, не ко времени появившихся расходов.
Такое противодействие может выражаться:
— в игнорировании должником его вызова судебным исполнителем для дачи объяснений, представления необходимых документов;
— воспрепятствовании судебному исполнителю в проведении осмотра помещений и хранилищ должника;
— непредставлении судебному исполнителю истребованной им устной и письменной информации, материалов или документов, необходимых для исполнения судебного постановления;
— препятствовании судебному исполнителю в проведении ареста, оценки или реализации имущества должника, на которое в соответствии с законодательством может быть обращено взыскание;
— совершении должником действий по отчуждению неарестованного, принадлежащего ему имущества, на которое могло быть обращено взыскание;
— открытии должником нового счета в банке, переводе не арестованных судебным исполнителем денежных средств со счета в банке на новый счет, о котором неизвестно судебному исполнителю, и использовании этих денежных средств для оплаты долгов другим кредиторам;
— приеме денежных средств в результате своей деятельности с нарушением порядка и правил, установленных законодательством Республики Беларусь.
Признаки правонарушения
За уклонение от погашения кредиторской задолженности по вступившему в законную силу судебному постановлению при наличии возможности выполнить обязательство законодательством Республики Беларусь предусмотрена административная (ст. 11.18 КоАП) и уголовная (ст. 242 УК) ответственность.
Как взыскать долг в приказном порядке - читайте в статье.
Неисполнение судебного постановления может быть признано уклонением от погашения кредиторской задолженности при одновременном наличии следующих обстоятельств:
1) судебное постановление вступило в законную силу;
2) имеется возможность выполнить указанное в судебном постановлении обязательство по погашению задолженности;
3) индивидуальный предприниматель или должностное лицо юридического лица извещено и знает о судебном постановлении, вступившем в законную силу;
4) совершенные должностным лицом юридического лица либо индивидуальным предпринимателем умышленные деяния препятствуют судебному исполнителю исполнить судебное постановление в принудительном порядке.
Справочно.
Умысел должника заключается в том, что он:
— осознает факт вступления судебного постановления о взыскании задолженности в законную силу;
— имеет возможность исполнить судебное постановление на этапе принудительного исполнения в исполнительном производстве;
— имеет желание воспрепятствовать принудительному исполнению судебного постановления.
Каким образом кредитор может воздействовать на должника?
В ситуациях, когда есть основания полагать, что должник уклоняется от погашения кредиторской задолженности, законодательство Республики Беларусь позволяет обращаться за защитой своих нарушенных прав в органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, а также законодательством, определяющим порядок административного процесса.
Таким образом, органом, проводящим проверку по признакам состава правонарушения (преступления) «Уклонение от погашения кредиторской задолженности», является подразделение Департамента финансовых расследований КГК Республики Беларусь по месту нахождения должника.
Подготовка к обращению в органы ДФР
Рекомендация.
Для эффективного результата проверки, проводимой подразделением УДФР, и дальнейшего воздействия на недобросовестного должника необходимо предоставить максимально полную и достоверную информацию о деятельности должника.
Подготовка к обращению в органы ДФР по месту нахождения должника включает в себя:
1. Сбор, изучение и анализ информации о деятельности должника:
— прекращена ли им деятельность в установленном законом порядке (ЕГР, ЕГР сведений о банкротстве, юридический журнал «Юстиция Беларуси» (сведения о ликвидируемых субъектах хозяйствования));
— имеются ли в отношении должника другие исполнительные производства, их количество (сведения о вступивших в силу судебных постановлениях публикуются на сайте Министерства юстиции Республики Беларусь minjust.gov.by);
— ведется ли деятельность должником и насколько активно, в чем это проявляется (оказывает услуги, реализует товары и т.п.).
2. Получение информации от судебного исполнителя (ознакомление с материалами исполнительного производства):
— о наличии и составе имущества должника, денежных средств и иных активах;
— о принятых мерах по обеспечению исполнения исполнительного документа;
— о совершении исполнительных действий в отношении должника.
3. Получение от представителя должника информации об оказываемых услугах, реализуемых товарах, а также о формах их оплаты, в том числе и за наличный расчет (метод «тайный покупатель»).
4. Принятие мер по извещению руководителя должника о вынесенном судебном постановлении, вступившем в законную силу, и возбуждении исполнительного производства (доставка экспресс-почтой, курьером лично руководителю).
5. Получение информации от других кредиторов.
6. Получение иных сведений, свидетельствующих о наличии состава правонарушения (преступления).
Справочно.
На практике случается, что в ответ на заявление орган, проводящий проверку, ссылается на Закон Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300-З «Об обращении граждан и юридических лиц», что является неправомерным. В соответствии со ст. 2 данного Закона его действие распространяется на обращения граждан и юридических лиц, за исключением обращений, подлежащих рассмотрению в соответствии с законодательством о конституционном судопроизводстве, гражданским, гражданским процессуальным, хозяйственным процессуальным, уголовно-процессуальным законодательством, законодательством, определяющим порядок административного процесса, законодательством об административных процедурах, обращений работника к нанимателю и т.д.
Извещаем должника надлежащим образом
Обращаем внимание, что в процессе проведения проверки, помимо возможности выполнить указанное в судебном постановлении обязательство, всегда выясняется, были ли надлежащим образом извещены должностные лица должника о принятом судом постановлении. Руководители должника, как правило, «теряют» корреспонденцию и журналы учета, сетуют на «забывчивость» секретарей, отрицают их оповещение. Учитывая данное обстоятельство, кредитору нелишним будет принять меры по извещению руководителя должника о вынесенном судебном постановлении, вступившем в законную силу, а также о возбуждении исполнительного производства. Документальное подтверждение, предъявленное кредитором органу, проводящему проверку по указанным фактам, рассеет все сомнения в вопросе осведомленности должностных лиц должника.
Рекомендация.
Обязательно уведомляйте надлежащим образом должностных лиц должника о вступившем в силу судебном постановлении и возбуждении исполнительного производства.
Составляем заявление
После проведения подготовительных мероприятий оформляется соответствующее заявление.
Рекомендация.
Составляйте заявление правильно, указывая все обстоятельства и основания, а также подробную информацию о должнике.
Заявление о проведении проверки и привлечении должностных лиц должника к установленной законом ответственности, предусмотренной ст. 11.18 КоАП (ст. 242 УК), должно содержать следующую информацию:
1. Наименование документов, на основании которых возникли хозяйственно-правовые отношения между кредитором и должником.
2. Наименование товара (услуги), поставленного (оказанной) должнику, на какую сумму (указать подтверждающие документы).
3. Постановление, вынесенное экономическим судом в отношении взыскания долга с должника.
4. Когда и на основании какого судебного постановления возбуждено исполнительное производство в отношении должника.
5. Принятые меры по обеспечению исполнения исполнительного документа, совершенные судебным исполнителем в отношении должника исполнительные действия.
6. Состояние должника (информация о том, что свою деятельность в установленном законодательством порядке должник не прекращал: ссылка на ЕГР, ЕГР сведений о банкротстве, юридический журнал «Юстиция Беларуси» (сведения о ликвидируемых субъектах хозяйствования)).
7. Информация, полученная сотрудниками кредитора, прямо либо косвенно указывающая на признаки уклонения должником от погашения кредиторской задолженности (при наличии каких-либо источников, подтверждающих факт уклонения, сделать на них ссылку).
8. Вывод о наличии признаков правонарушения (преступления) на основе изложенных кредитором фактов.
9. Ссылка кредитора на законодательные нормы (ст. 11.18 КоАП, п. 16 части первой ст. 3.30, ст. 9.1, 9.3, 9.5, 10.2 ПИКоАП либо ст. 242 УК, ст. 166, 167, 170, 172–174 УПК, гл. 10 Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», далее — Указ № 510).
Справочно.
К заявлению прилагаются надлежащим образом заверенные копии подтверждающих документов с указанием их перечня в приложении.
Кредитору необходимо правильно сформулировать и указать просьбу при подаче заявления:
1. О проведении проверки в отношении деятельности должника и правомерности действий должностных лиц по изложенным в заявлении фактам.
2. О проведении внеплановой оперативной проверки методом контрольной закупки (контрольного оформления заказа) с целью выявления следующих фактов (гл. 10 Указа № 510):
— ведение деятельности должником с нарушением законодательства;
— поступление денежных средств должнику либо его должностным лицам в обход установленного порядка и с нарушением установленных норм.
На практике часто приходилось сталкиваться с ситуацией, когда должник после применения судебным исполнителем обеспечительных мер в виде ареста денежных средств, находящихся на счетах должника, продолжал вести предпринимательскую деятельность путем принятия наличных денежных средств с нарушением порядка и правил, установленных законодательством Республики Беларусь, либо открывал новые счета в банках.
3. О начале административного процесса (возбуждении уголовного дела) и привлечении должностных лиц должника к административной (уголовной) ответственности при наличии признаков состава административного правонарушения по ст. 11.18 КоАП (преступления по ст. 242 УК).
Справочно.
Исходя из того, что кредитор указывает на факты, содержащие состав административного правонарушения либо преступления, орган, проводящий проверку, обязан в рамках законодательства, определяющего порядок административного процесса либо уголовно-процессуального законодательства, вынести соответствующее постановление.
4. О вынесении соответствующего постановления по результатам заявления и предоставлении заявителю копии в сроки, установленные законодательством Республики Беларусь.
Резюме.
Исходя из вышеизложенного возможность, а в дальнейшем и эффективность воздействия кредитора на должника при взаимодействии с правоохранительными органами зависит от следующих факторов:
— полноты и достоверности полученной кредитором информации о должнике, в том числе о его неправомерных действиях в процессе исполнительного производства;
— правильного определения кредитором наличия состава правонарушения (преступления) в действиях должностных лиц должника;
— своевременного обращения в правоохранительные органы при наличии обстоятельств, позволяющих им начать административный процесс либо возбудить уголовное дело.